Третья смена и поколение «сэндвич»: почему женщины трудятся больше остальных
Впервые понятие «вторая смена» появилось в конце 1980-х годов с подачи американского социолога и автора одноименной книги («Вторая смена. Работающие семьи и революция в доме») Арли Хокшилд. В это время в США на рынке труда присутствовали 55% всех женщин — для сравнения: еще в 1950-е годы этот показатель составлял всего 30%. Казалось логичным предположить, что в семьях с работающими матерями отцы начнут активно вовлекаться в организацию быта и уход за детьми. Но женщины продолжили нести большую часть ответственности за домашние дела и, по сути, трудились в две смены: в первую за деньги, во вторую — бесплатно.
В книге Хокшилд ссылается на исследование Александра Салаи и его коллег, проведенное в 1965–1966 годах. Они проанализировали уклад жизни более 1200 работающих родителей из 44 американских городов и пришли к выводу, что женщины в среднем занимались домашними делами три часа в день, в то время как мужчины — всего 17 минут. С детьми женщины проводили около 50 минут, а мужчины — 12 минут. Зато мужчины на час дольше смотрели телевизор и на полчаса дольше спали.
Сама социолог подсчитала, что в неделю женщины тратят на работу по дому в среднем на 15 часов больше по сравнению с мужчинами. За год «набегает» примерно месяц круглосуточной работы. «Так же, как между мужчинами и женщинами есть разрыв в размере заработной платы на рабочем месте, дома между ними существует «разрыв в досуге». Большинство женщин отрабатывает одну смену в офисе или на заводе и «вторую смену» дома», — пишет Хокшилд.
Сколько стоит домашний труд
Ситуация не изменилась и сейчас. В 2016 году в Национальной статистической службе Великобритании (Office for National Statistics, ONS) сообщили, что жительницы страны тратят на неоплачиваемую работу по дому — приготовление еды, стирку, уборку, уход за детьми и другие дела — в среднем 26 часов в неделю, а мужчины — только 16 часов. И если мужчины могли бы зарабатывать на этом около £167 каждую неделю, то женщины — почти £260. Общую стоимость неоплачиваемого труда в ONS оценили более чем в £1 трлн в год, что эквивалентно примерно 56% ВВП.
Высоко оценивают стоимость домашнего труда и в международном объединении Oxfam (в него входят организации, решающие проблему бедности). По подсчетам специалистов, женщины и девочки выполняют более 75% всего объема неоплачиваемой работы в мире. Каждый день они в совокупности тратят на такую работу более 12,5 млрд часов, минимальная стоимость которых составляет $10,8 трлн — это в три раза больше, чем объем мировой технологической индустрии.
В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подтверждают, что работа по дому играет важную роль в обеспечении социального благополучия, однако она никак не учитывается в экономике. По данным организации, во всем мире женщины тратят на неоплачиваемую работу по дому в 2-10 раз больше времени по сравнению с мужчинами. Если первые проводят за домашними делами от трех до шести часов в день, то вторые — от получаса до двух часов.
В России, как выяснила кандидат экономических наук, доцент НИУ ВШЭ Елена Мезенцева, женщины занимаются домашним трудом в среднем в 2,2 раза больше времени, чем мужчины. Совокупная трудовая нагрузка (оплачиваемая и неоплачиваемая работа) женщин трудоспособного возраста на 16 часов превышает аналогичную нагрузку мужчин. В 2021 году издание «Если быть точным» подсчитало, что, если бы россиянки получали за свой труд медианную почасовую зарплату, их совместный труд в течение года стоил бы 22,3 трлн рублей, что эквивалентно 17% ВВП.
Почему женщины занимаются невидимым трудом
В ОЭСР отмечают, что причина такого положения дел — в гендерных нормах, согласно которым забота о доме и близких — это исключительно женская прерогатива. Но специалисты подчеркивают, что чем больше времени женщина тратит на неоплачиваемый труд, тем меньше времени у нее остается на обучение и профессиональное развитие.
Интересно, что на этот показатель влияет семейный статус. Если мужчины тратят на быт одинаковое количество времени, независимо от того, находятся они в браке или разведены, то женщины уделяют дому больше времени, будучи в браке. Временные затраты снижаются на три часа в неделю, если женщина находится в гражданском браке, и на пять часов — если она разведена.
«В большинстве развитых стран женщины массово вышли на рынок труда во второй половине XX века, — говорит программный директор Центра социально-трудовых прав Юлия Островская. — В России это произошло раньше: женщины получили равные права с мужчинами еще в 1918 году. В результате традиционная модель «мужчина — кормилец семьи» сменилась на модель, согласно которой все взрослые должны быть заняты оплачиваемой работой. Эта модель существует до сих пор, но женщины продолжают выполнять большую часть бытовых обязанностей».
И государство это поощряет. К примеру, в документе под названием «Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы» сказано, что «женщины ориентированы на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей». То есть, несмотря на наличие трудовых прав и возможность иметь экономическую независимость, именно женщины по-прежнему ответственны за организацию быта.
Нагрузка на женщин растет и из-за увеличения продолжительности жизни — помимо ухода за детьми на их плечи ложится ответственность за заботу о пожилых родственниках. В социологии даже появился специальный термин — поколение «сэндвич». Ему принадлежат люди в возрасте от 40 до 65 лет, которые одновременно заботятся о зависимых от них детях и не менее зависимых стареющих родителях и других родственниках.
Юлия Островская отмечает, что современные сервисы (по доставке продуктов, клинингу и т. д.) помогают снять с себя часть бытовых задач. Но, во-первых, далеко не во всех регионах России семьи могут позволить себе ими пользоваться — это все еще привилегия жителей крупных городов с развитой инфраструктурой и высоким уровнем заработной платы. А во-вторых, помимо физического труда, женщины в семьях чаще остальных сталкиваются с повышенной когнитивной нагрузкой, то есть занимаются бытовым менеджментом: планируют покупки и визиты всех членов семьи к врачам, организуют семейные праздники, общаются в родительских группах в детских садах и школах, заказывают доставки и многое другое.
«Одна из причин того, почему женщин больше волнуют проблемы сочетания работы и семьи, в том, что, даже когда мужчины добровольно делят с ними тяготы, они все равно чувствуют бóльшую ответственность за дом, — пишет Арли Хокшилд во «Второй смене». — Женщины чаще следят за графиком посещения врачей, организуют детские игры и поддерживают отношения с родственниками. Больше матерей, чем отцов, волновались из-за хвоста на костюме ребенка для Хэллоуина или о подарке на день рождения школьного друга. Находясь на работе, они чаще звонили няне, чтобы узнать, как идут дела».
Как домашний труд влияет на женщин
Распределение домашних обязанностей между мужчинами и женщинами зависит от уровня экономического развития страны, а также от степени присутствия женщин на рынке труда — чем больше времени они тратят на оплачиваемую работу, тем меньше времени у них уходит на заботу о близких, отмечают эксперты ОЭСР.
Здесь важную роль играет государство: там, где поощряется равноправие, наблюдается более высокий уровень экономической активности женщин. В тех же странах, где проблема гендерного неравенства ярко выражена, у женщин гораздо меньше возможностей для профессионального развития. Они нередко соглашаются на оплачиваемую работу с неподходящими условиями, в том числе с неполной занятостью или без официального трудоустройства, только для того, чтобы совмещать ее с домашним трудом. К тому же в странах, где женщины тратят на домашний труд в два раза больше времени по сравнению с мужчинами, они зарабатывают только 65% того, что получают их коллеги-мужчины с теми же обязанностями. Этот показатель снижается до 40% в ситуации, когда женщины проводят за домашними делами в пять раз больше времени.
С этим соглашаются и в Международной организации труда (МОТ), по данным которой в 2018 году во всем мире женщины тратили на неоплачиваемую работу в среднем в три раза больше времени, чем мужчины, — 4 часа 25 минут в день против 1 часа 23 минут. «Такое положение дел ведет к тому, что женщины не могут уделять работе столько же сил и времени, как мужчины, и проигрывают последним в карьерном росте и финансовой обеспеченности, — говорит Юлия Островская. — Кроме того, в МОТ указывают, что неравномерное распределение обязанностей вносит существенный вклад в формирование разрыва в заработке мужчин и женщин, так как именно женщины вынуждены выбирать работу, более подходящую для совмещения с бытом, например по сокращенному графику».
В исследовании группы американских и нигерийских ученых говорится о влиянии неравного распределения домашних обязанностей на физическое здоровье женщин. Женщины, которые много работают и занимаются организацией быта, чаще остальных сообщали о плохом состоянии здоровья. Опубликованный в прошлом году в журнале The Lancet обзор научных публикаций показал, что из-за неоплачиваемого труда женщины сталкиваются с более заметными симптомами депрессии и психологического стресса. И чем большую нагрузку они испытывали дома, тем хуже это сказывалось на их психике.
Можно ли решить проблему
Самый очевидный способ избавить женщин от серьезной нагрузки — более равномерно распределять обязанности в семьях. Государственная политика в этом случае должна быть направлена не только на то, чтобы социально уравнять женщин с мужчинами, но и на то, чтобы привлечь мужчин к «женским» делам. «Такие меры, как оплачиваемый больничный и хорошо оплачиваемый отпуск по уходу за детьми, могут побудить мужчин уделять больше времени семейным обязанностям и расширить участие женщин в трудовой деятельности», — говорит Юлия Островская.
Помимо государства свой вклад в установление равенства могут внести отдельные организации. Например, компании — поощрять мужчин уходить в отпуска по уходу за ребенком. Не менее важное значение имеет развитость и доступность социальной инфраструктуры — служб по уходу за детьми и пожилыми людьми.
На уровне семьи решающую роль играют просвещение и изменение культурных традиций, избавление от патриархальных взглядов и дискриминационных стереотипов о ролях женщин и мужчин в семье и обществе. «Для институциональных изменений — уравнивания прав мужчин и женщин во всех сферах на уровне государства, более ста лет назад нам понадобилась революция. Но чтобы преодолеть гендерные стереотипы в семье и обществе, революция должна произойти в головах», — заключает Юлия Островская.