Феминистка в тюрьме: как Консепсьон Ареналь боролась за права женщин и заключенных
Испания, XIX век. Мужчины даже самых прогрессивных взглядов не особо лестно отзываются об уме и способностях женщин. У девочек, в том числе аристократок, нет доступа к высшему образованию, их главная задача — научиться вести себя в обществе, чтобы всю жизнь играть роль жены, матери, хозяйки. Тем удивительнее история Консепсьон Ареналь — одной из первых испанских феминисток, которая посещала университет, написала бестселлер о благотворительности, работала тюремным инспектором и стала идеологом важных социальных изменений.
Консепсьон родилась в 1820 году на севере Испании. Хотя ее родители принадлежали к знати, о горе и несправедливости девочка узнала очень рано. Ее отец Анхель дель Ареналь был приверженцем либеральных идей. В молодости он начал изучать право, но оставил учебу, чтобы защищать свою страну от вторжения Наполеона. Однако затем выступил против абсолютизма испанского короля Фердинанда VII, оказался в тюрьме и умер накануне девятого дня рождения дочери. Его пример оказал большое влияние на Консепсьон, научив ее быть верной своим идеям и сражаться за то, во что она верит.
После смерти отца мать Консепсьон с тремя дочерьми переехала к свекрови. В том же году умерла младшая из девочек — Луиза. Консепсьон Ареналь изучала латынь и зачитывалась книгами по праву и философии из библиотеки отца, пока в 1835 году ее мать не приняла решение об очередном переезде, в Мадрид.
Консепсьон не нравится жизнь в большом городе, она хочет вернуться в деревню. Жаждет новых знаний, читает все доступные ей книги, самостоятельно осваивает французский и итальянский. Мечтает учиться, и мать поддерживает это ее стремление, вот только представления об учебе у них совсем разные. В школе, куда зачислили Консепсьон, ученицам в основном прививают правила поведения в обществе. «Внушать женщинам, что их единственная миссия есть миссия жены и матери — одна из самых серьезных и вредных ошибок. Первое, что нужно женщине, это утвердить свою личность независимо от своего статуса и убедиться в том, что она (незамужняя, замужняя или овдовевшая) имеет права, которые должны соблюдаться и соблюдения которых она может требовать, а также честь, ни от кого не зависящую», — напишет она позже. А пока занимается самообразованием, изучая философию и научные труды.
В 1840 году умирает ее бабушка, через год — мать. Консепсьон, ставшая обладательницей всего семейного наследства, принимает решение взять судьбу в свои руки и пойти тем путем, о котором мечтала.
Костюм с чужого плеча
Испанские университеты той эпохи были исключительно мужским пространством. Никто и представить не мог, что девушки тоже могут получать высшее образование. Поэтому Консепсьон переоделась мужчиной и отправилась в Университет Мадрида. Она внимательно слушала преподавателей, усердно писала конспекты, вот только однокурсники отмечали молчаливость странного новичка. Консепсьон действительно избегала контактов, и не только в силу своей интроверсии — она не хотела, чтобы ее раскрыли.
Но однажды это произошло. Консепсьон вызвали к ректору. Тот рассчитывал решить вопрос быстро (ведь и предмета для дискуссий нет: женщинам не место в университете!). Консепсьон начала спорить, приводить доводы, требовать — и ректор предложил сделку: для девушки проведут экзамен и проверят ее знания, если сдаст — останется. Консепсьон показала блестящий результат, и руководство университета сдержало слово. Правда, тот первый экзамен стал для Консепсьон и последним: официально зачислить ее в университет и выдать диплом не могли. Поэтому она посещала лекции в качестве вольного слушателя. И все же эта история положила начало борьбе испанских женщин за доступ к образованию.
В апреле 1848 года Консепсьон вышла замуж за адвоката и журналиста Фернандо Гарсия Карраско, который был почти на 15 лет старше. По тем редким письмам супругов, которые дошли до наших дней, исследователи делают вывод, что это был союз, полный любви и нежности. Фернандо полностью поддерживал стремления своей жены, выстраивая с ней равные отношения. В гардероб Консепсьон вернулся мужской костюм: она периодически облачалась в него, чтобы вместе с мужем посещать политические и литературные встречи.
Депрессия и исцеление
В 1857 году Фернандо умер от туберкулеза. Консепсьон тяжело переживала потерю мужа и уехала с детьми на север в городок Потес. Она сняла дом у матери музыканта Хесуса де Монастерио, с которым у нее постепенно завязалась дружба. Соседи, которые почти ничего не знали об Ареналь, осуждали ее, считая частые встречи вдовы с мужчиной предосудительными. На деле Хесус буквально вытаскивал Консепсьон из депрессии. Он организовал в Потес конференции Общества святого Викентия де Поля (международного религиозного движения, которое занимается благотворительностью) и уговорил Ареналь возглавить женскую секцию. Консепсьон согласилась. С этого момента вся ее жизнь будет посвящена благотворительности и гуманитарной работе.
Она глубоко погрузилась в проблемы самых незащищенных людей и не только помогала им, но и старалась создавать импульс для системных изменений. В 1860 году Консепсьон опубликовала под именем своего десятилетнего сына эссе «Благотворительность, филантропия и милосердие», в котором объясняла разницу между этими концептами. Академия моральных и политических наук присудила этой работе премию, и только после стало известно, что ее автор — женщина.
Общаясь с обездоленными и наблюдая за тем, как это делают другие, Консепсьон осознала, что многим ее коллегам не хватает знаний и подготовки. Поэтому она обобщила свой опыт в книге «Учебник для посетителя бедняка», которая вышла в 1863 году. Книга стала бестселлером, ее перевели на французский, итальянский, польский, английский и немецкий языки. Примерно в то же время по инициативе королевы Изабеллы II Консепсьон назначили посетительницей женских тюрем — ранее такую должность занимали только мужчины. Но в 1865 году Ареналь опубликовала «Письма преступникам», где раскритиковала систему уголовных наказаний, за что ее немедленно лишили работы.
Славная революция (государственный переворот, произошедший в Испании в 1868 году) привела к отстранению Изабеллы II от власти и последующей либерализации политики. Консепсьон вновь поручили инспекцию исправительных заведений, и она занималась этим вплоть до 1873 года, несмотря на разочарование в пенитенциарной системе. В 1870-м Ареналь начала издавать журнал «Голос милосердия», который на 14 лет стал рупором борьбы со злоупотреблениями сотрудников тюрем и приютов. На страницах журнала она описывала, как заключенных лишают доступа к образованию, при переводе из одной тюрьмы в другую гонят пешком (дорога могла занимать месяцы), заключенных женщин обривают наголо, чтобы продать волосы, и отправляют за решетку вместе с ними их детей. «Если гражданское право считает женщин ниже мужчин в моральном и интеллектуальном отношении, то почему уголовное право налагает на них такие же наказания, когда они совершают преступления?» — писала Ареналь.
Но Консепсьон занималась не только критикой — она запускала проекты реальной помощи. Например, строительство социального жилья для рабочих или «патронаж десяти», когда десять богатых семей объединяли средства и усилия, чтобы помочь семье бедняков. «Были бы бедняки теми, кто они есть, если бы мы стали теми, кем должны быть?», — говорила Ареналь.
Красный крест и женский вопрос
В 1869 году Консепсьон Ареналь возглавила работу женского отделения Красного креста, а во время карлистской войны 1872–1876 годов (между республиканцами и монархистами) лично руководила госпиталем Сангре-де-Миранда-де-Эбро, где лечились солдаты с обеих сторон. Их страдания побудили Консепсьон написать книгу «Картины войны».
В том же 1869 году она решилась опубликовать «Женщину будущего», которая ждала своего часа еще с 1861 года. Это первая феминистская работа Ареналь, за которой последовали и другие. В них она старалась развеять предубеждения и стереотипы о женщинах, существовавшие в то время, отстоять интеллектуальные способности женщин и их право на образование и работу наравне с мужчинами. «Думаете, что сила человека измеряется весом, который он может поднять и унести? Так сила измеряется у животных; у человека она измеряется его добродетелью и его умом», — считала Консепсьон.
Труды Консепсьон Ареналь о международном праве, положении женщин, тюремном вопросе оказали влияние на общество не только внутри Испании, но и за ее пределами. Ее приглашали выступить в разных городах Европы, но каждый раз Консепсьон отказывалась от поездок. Однако ее доклады звучали на Пенитенциарных конгрессах в Риме и Санкт-Петербурге, Стокгольме и Антверпене.
Незадолго до смерти в 1890 году Консепсьон уничтожила личные архивы — не хотела, чтобы подробности ее жизни стали достоянием общественности. Но даже той информации, которая сохранилась, хватает, чтобы понять масштаб ее личности и важность ее наследия.