«Нолли»: сериал о культовой британской актрисе с Хеленой Бонэм Картер
«Нолли» открывается кадрами съемочной площадки, стилизованной под отель, в котором разворачиваются события мыльной оперы «Перекрестки» — вот уже 18 лет это шоу остается на плаву благодаря актрисе Ноэль Гордон, которая играет роль острой на язык вдовы Мег Ричардсон. Персонаж быстро полюбился телезрителям, а исполняющая его актриса превратилась в одну из самых известных женщин Великобритании. Именно по этой причине неожиданное увольнение Ноэль Гордон из «Перекрестков» вызвало общественный резонанс и непонимание — как можно выгонять из шоу его главную звезду? Для самой Ноэль эта история в итоге обернулась ожесточенным поиском справедливости и борьбой за право заниматься любимым делом вопреки жизненным обстоятельствам.
При просмотре «Нолли» невольно вспоминается «Удивительная миссис Мэйзел» от Amazon Prime Video — действие обоих сериалов разворачивается в прошлом, оба в той или иной мере пытаются восстановить слепок ушедшей эпохи с помощью приглушенного цветокора, элегантных костюмов, пышных причесок и ярких неоновых вывесок. Даже по темпоритму «Нолли» напоминает старые ситкомы, как и искренние и немного наивные диалоги персонажей, которые вряд ли встретишь на современном телевидении. Кому-то сериал даже может показаться немного старомодным, однако стилизация «Нолли» была создана вполне осознанно, с искренним желанием авторов максимально вовлечь зрителей в атмосферу прошлого.
Главную роль исполнила Хелена Бонем Картер. Она сыграла одного из ключевых персонажей культового фильма 1990-х «Бойцовский клуб», позже ей доставались небольшие, но колоритные роли — будь то психопатичная Беллатриса Лестрейндж в «Гарри Поттере», мягкотелая фея-крестная в «Золушке» или жестокая королева в «Алисе в Стране чудес».
«Нолли» стал своего рода бенефисом для Хелены Бонем Картер. Этот мини-сериал дал ей возможность блистать без всяких ограничений в хронометраже. Подчеркивая британский акцент, Хелена наполнила своего персонажа самоиронией и эмоциональностью, подарив экранной Ноэль Гордон ту глубину характера, которая так привлекала миллионы британцев в свое время (конечно, не обошлось и без яркой мимики актрисы).
Шоураннером «Нолли» стал известный британский сценарист Рассел Т. Дэвис, еще один человек с большим именем. В свое время он возродил научно-фантастический сериал «Доктор Кто», который вот уже полвека остается главным шоу на Би-би-си.
Рассел Т. Дэвис известен как мастер простых человеческих историй, филигранно препарирующий души своих персонажей. Например, в одной из сцен Ноэль Гордон признается, что всю жизнь была «посредственной актрисой, играющей в посредственном сериале». Тем не менее ей удалось вдохнуть жизнь в тривиальный сюжет о владелице маленького отеля и вывести «Перекрестки» в прайм-тайм.
И все же говорить о Ноэль Гордон как об актрисе с большой буквы и правда будет нечестно — в ее карьере нет выдающихся фильмов и больших кинематографических наград. Причина всеобщей любви к Гордон скрывалась в ее обезоруживающей доброте и открытости ко всем людям на свете независимо от их пола, возраста или социального статуса.
В «Нолли» команда «Перекрестков» показана как большая дружная семья, сердцем которой и стала Ноэль Гордон, женщина, которая внесла свою лепту в благополучие каждого актера, задействованного на съемочной площадке. Есть в сериале и «теневая» сторона этой эмоциональной щедрости: Ноэль плохо понимала, где пролегают чужие границы, а для начальства и вовсе была «проблемным активом», вселяющим хаос и дезориентацию в налаженную систему работы канала. Вмешательство Ноэль в работу коллег и даже режиссеров было порой бесцеремонным, и именно эта привычка стала причиной ее увольнения из сериала в 1981 году.
Гордон честно рассказала зрителям о сложившейся ситуации так, как видела ее сама. Но актриса беспрестанно демонизировала продюсеров и патриархальный строй телевизионной индустрии, искренне считая, что ее не воспринимают всерьез лишь потому, что она — женщина. В претензиях Ноэль Гордон определенно была доля справедливости — в списке продюсеров «Перекрестков» сплошь белые цисгендерные мужчины и ни одной женщины, которая могла бы отстоять ее интересы.
Для Ноэль Гордон, которая прожила большую часть жизни в майндсете сильной и независимой дамы, увольнение с телевидения стало серьезным уроком, который помог ей осознать собственное бессилие. Кроме того, уход из «Перекрестков» помог героине открыть в себе новые грани таланта — выступить на театральной сцене и, наконец, почувствовать себя кем-то большим, чем «посредственной актрисой». Гордон смогла прожить жизнь совершенно другой женщины — не супергероини, держащей на своих плечах целый мир (пусть и телевизионный).
Для большинства британцев Ноэль Гордон — значимая фигура прошлого, неразрывно связанная с воспоминаниями о детстве. «Перекрестки» сродни американской «Санта-Барбаре» — этот сериал выходил на протяжении десятков лет, для зрителей он был своего рода символом стабильности, маленькой константой в непостоянстве жизни. В этом и заключалась главная ценность Ноэль Гордон: она была далека от статуса большой драматической актрисы, но утешала уставших от тяжелых рабочих будней зрителей, каждый вечер даря им ощущение комфорта и тепла.