«Женщины войны»: сериал о героинях, которым приходится бороться на два фронта
Сентябрь 1914-го, Франция, Вогезы. Мировая война идет уже месяц, немцы подступают к приграничной деревне Сен-Полен, где расположен французский гарнизон. Сюда же держит путь секс-работница Маргерит (Одри Флеро) — в Париже для нее не осталось клиентов, зато в местном борделе девушки не справляются с потоком передислоцированных солдат. Впрочем, истинный мотив героини — поиски сына, которого она родила в 17 лет и была вынуждена оставить в приюте.
Местная фабрика по производству грузовиков на грани разорения: ее хозяин Виктор ушел на фронт. Предприятие, производящее гражданский транспорт, теряет заказчиков, рабочим нечем платить — в этих условиях жене Виктора Каролине (София Эссаиди) предстоит противостоять деверю, который хочет прибрать бизнес к рукам, чтобы производить боеприпасы и таким образом получить бронь от мобилизации.
В стенах местного монастыря находит укрытие акушерка Сюзанна (Камилль Лу), скрывающаяся от преследований инспектора полиции Луи (Ноам Моргенштерн) — он хочет отомстить за смерть жены, погибшей в результате подпольного аборта. В монастыре развернут военный госпиталь, и Сюзанна становится помощницей хирурга Жозефа (Том Либ).
Настоятельница Аньес добивается, чтобы даже легко раненных не отправляли обратно на фронт, ведь ментально травмированные мужчины не принесут пользы в бою. Ее внимание привлекает один из них, постоянно молчащий. Интерес монахини перерастает в запретную связь, а молчаливый герой оказывается немецким солдатом, сбежавшим с фронта.
Это стартовые позиции, с которых начинается знакомство зрителя с действующими лицами «Женщин войны». Их судьбы переплетутся причудливым образом. Обстановка в Сен-Полен будет накаляться с каждым эпизодом. Мы увидим и пример храбрости (ее проявит в бою сын Маргерит), и трусость, и подлость — чтобы не попасть на фронт, деверь Каролины готов пойти на преступление. Не обходится сериал и без порции мелодраматизма: в жизни каждой героини возникает объект романтического притяжения или запретной страсти. Немецкий дезертир, единственный в госпитале хирург или девушка, некогда разбившая сердце и исчезнувшая, — все они становятся источником проблем. Но когда идет война, нет времени взвешивать «за» и «против», если через несколько секунд можешь умереть.
Перестрелки, бомбежки, газовую атаку (правда, ее немцы впервые применили уже после 1915-го, так что здесь реальность расходится с художественным вымыслом) сериал показывает не с таким размахом, как драма «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера, но эти сцены все равно заставят изрядно напрячься во время просмотра. Героини столкнутся и непосредственно с врагом — одна станет пленницей летчика-француза, работающего на немцев, другие отправятся на поле боя, чтобы эвакуировать раненых.
Основная идея мини-сериала шоураннерок Камилль Моро и Сесиль Лорн («Убийства в...», «Путешественница во времени») очевидна: женщины делали для победы ничуть не меньше, чем мужчины. Оказавшись в экстремальных обстоятельствах, четыре героини с кардинально разным бэкграундом объединяются, и для них нет «неженской» работы. Им помогает умение выстраивать горизонтальные связи. Заболевшие и лишившиеся заработка работницы борделя поддерживают друг друга. Жены рабочих фабрики помогают переоборудовать грузовики в санитарные машины (не жалуясь на отсутствие оплаты и подтрунивая над своей неопытностью). Маргерит помогает Каролине спасти дочь, которая чуть не попалась немецким патрульным.
Но женщины — не только героини, которым вручает медали сам президент Франции. Они объект в том числе и внутренней агрессии. Пастырь в монастыре домогается монахинь (одна из них совершает суицид). Хозяин борделя относится к работницам как к товару, и некоторые из них решают последовать за Маргерит, которая предлагает им работу за рулем санитарных машин — под пулями, но зато без побоев и сифилиса.
Мужчины, ведомые корыстными интересами, оказываются для героинь страшнее, чем все немецкие войска вместе взятые. Они нарушают законы наследования («мужчина лучше разберется в работе фабрики, это же не женское дело»), присваивают себе чужие заслуги («зачем награждать медалями проституток?»), покрывают насилие («пастор совершил ошибку, но у вас нет доказательств, а обвинения в изнасиловании не должны запятнать репутацию церкви»), апеллируют к праву сильного — и это лишь малая толика проявлений шовинизма, которые демонстрирует сериал. При этом не перегибает палку и не превращается в агитку.
Образы Маргерит, Каролины, Сюзанны и Аньес не основаны на конкретных персоналиях — скорее, являются собирательными (в финальных титрах создатели отмечают, что история не сохранила имен реальных женщин, погибших в Первой мировой войне на поле боя). Несмотря на противодействие, они проявляют силу — поодиночке и вместе. Печально, что спустя сто лет это противодействие еще сохраняется.