Сериал «Раневская»: как Фаина Фельдман стала великой актрисой вопреки всем преградам
1915 год, Таганрог. Молодая, дерзкая и влюбленная в театр Фанни Фельдман сбегает из дома ночью, чтобы тайно уехать в Москву и служить в театре. Ее отец, промышленник и коммерсант Гирш Фаимович категорически против увлечения дочери актерским мастерством. Для него театр все равно что публичный дом, где ее ждут только унижения и разврат. Если Фанни станет актрисой, ее сестра Белла не выйдет удачно замуж, соседи перестанут с ними общаться, а деловые партнеры будут смотреть косо. Но кажется, у Гирша Фаимовича нет ни одного шанса остановить Фанни.
Накануне он попытался выдать дочь за сына самого талантливого врача в Таганроге — тощего Мулю. Фанни унизила юношу прямо у алтаря, посмеявшись над двумя семьями, которые так мечтают объединить капиталы, что готовы выдать ее за нелюбимого. Сердце Фанни принадлежит другому: она без ума влюблена в актера Василия Качалова — как и еще половина Российской империи.
На самом деле Гирш Фаимович пытается уберечь дочь от театра не из вредности, а из большой любви. Фанни с детства заикается, когда волнуется и нервничает. У нее низкий хриплый голос, совсем не приятный и не нежный. Она высокая, нескладная, неловкая и неграциозная. Гирш Фаимович совершенно не представляет, как Фанни может играть литературных героинь. Он боится, что Москва не примет дочь и растопчет все ее мечты.
— Так вы актриса? — спрашивает покровительница Фанни в Москве.
— Я в этом уверена. Антрепренеры сомневаются, — иронизирует та.
Фанни Фельдман прекрасно понимала, что судьба вдоволь посмеялась над ней. Совершенно никакой пластики и ораторского таланта, но при этом невероятная артистичность и стремление стать актрисой. Она была готова терпеть насмешки, отказы, упреки; даже работать в цирке, потому что другой жизни для себя не представляла.
Шарм, харизма и остроумие Фельдман позволили ей довольно быстро влиться в творческую элиту Москвы. Она познакомилась с Маяковским, Цветаевой, Мандельштамом и, конечно, Качаловым: он обратил внимание на неловкость Фанни и ее небрежное отношение к деньгам, а еще предложил взять псевдоним — Раневская. Имя Фанни разрешили оставить — на российской сцене известных Фаин на тот момент не было, а значит, она всегда будет выделяться на афише.
Псевдоним был нужен по одной простой причине — в империи грядет революция, а за ней и гражданская война. Пролетариат отнимает имущество у «буржуев» и особенно сильно ненавидит евреев, считая, что те наживаются на труде работяг. Евреев избивают, грабят, убивают. С агрессией столкнулась и семья Фельдманов в Таганроге — Гирша Фаимовича похитили, требовали выкуп. Его жена собрала 50 000 рублей, продав бриллианты, после чего Фельдманы эмигрировала. Пока ее семья паковала чемоданы в Европу, Раневская собиралась в Керчь в труппу к мадам Лавровской «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».
Следующие почти два десятка лет Раневская гастролировала по бесчисленным городам уже Советского Союза. Ее имя мелькало на афишах в Баку, Архангельске, Смоленске, Ростове-на-Дону (именно здесь Раневская познакомилась с Павлой Вульф, которую в дальнейшем называла своей единственной любовью) и Сталинграде. Лишь в 1930-е годы актриса вернулась в Москву и начала выступать в столичных театрах.
Раневская — одна из самых любимых актрис в СССР, почти каждая фраза которой становилась крылатой. Поэтому удивительно, что байопик о ней появился лишь сейчас. Продюсером сериала «Раневская», продакшеном которого занимались Star Media для платформы KION и «Первого канала», стал Константин Эрнст. И, пожалуй, это главный его творческий успех за последние несколько лет.
«Раневская» — не просто биография Фанни Фельдман. Это монументальный срез одного из самых важных периодов в истории советского искусства. Сериал, рассказывая о карьерном пути актрисы, заодно показывает, как складывалась кино- и театральная сцена в СССР. Среди его персонажей — Станиславский, Вертинский, Эйзенштейн, Павла Вульф, Завадский, Сулержицкий и многие другие известные деятели искусства. Сериал подробно рассказывает, как революция и войны повлияли на судьбы театров, актеров и режиссеров. Как политическая повестка и цензура сказывались на сюжетах кинематографа.
Сложная жизнь Раневской, антисемитизм, эмиграция, война, смена власти — несмотря на мощнейшую стилизацию под начало XX века, все это выглядят настолько актуально, что невозможно не думать о том, как циклична история. При этом, хотя создатели и называют байопик драматическим, сериал смотрится легко, как будто это авантюрная комедия. Эдакая пьеса Чехова, в которой, невзирая на все горести и трудности, персонажи умудряются шутить, выпивать и танцевать. Весь сериал «Раневская» — это трагикомический спектакль, как и жизнь самой героини.
В первую очередь это заслуга актрисы, сыгравшей главную роль, — Мариэтты Цигаль-Полищук. Дочь Любови Полищук и правнучка писательницы Мариэтты Шагинян настолько вживается в образ Фанни Фельдман, что кажется — они либо дальние родственницы, либо встречались. Наблюдать за игрой Цигаль-Полищук — настоящее удовольствие. Без преувеличения она держит на себе весь сериал.
За последние несколько лет жанр байопика стал одним из самых востребованных как у зрителей, так и у критиков. И Россия старается не отставать от тренда. Сериал «Раневская» получился в меру документальным, но не в ущерб художественности, честным, но не занудным — и его совершенно точно стоит смотреть.