К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дом — полная чаша: как образ домохозяйки менялся в кино и в итоге пришел в TikTok

Кадр из фильма «Почему женщины убивают»
Кадр из фильма «Почему женщины убивают»
У хорошей домохозяйки идеальная прическа, сверкающий чистотой дом и всегда отличное настроение; каждое утро она собирает детей в школу, а мужа на работу, а вечером накрывает вкусный ужин. Разбираемся, как этот образ воплощался на экране, почему не выдержал проверку временем и как смог вернуться

Счастливые

Антрополог Кристин Годси в книге «Почему у женщин при социализме секс лучше» отмечает: в XX веке в капиталистических странах женщины оказались фактически заперты в роли хранительницы очага. Одной из причин стал гендерный дисбаланс из-за Второй мировой войны. Пока мужчины находились на фронте, более 6 млн американок пришлось осваивать новые для себя профессии. После войны, когда мужчины вернулись на свои рабочие места,  многим женщинам пришлось забыть о карьере и посвятить себя домашнему хозяйству, материнству и поддержке мужей. Тем более что в 1950-е во многих странах Запада начался беби-бум — ярче всего он проявился в США, но затронул также Европу и другие части света.

Большую роль в популяризации образа домохозяйки сыграли и новые медиа. В США 1950-е стали «Золотым веком телевидения»: если в начале десятилетия только у 9% семей были телевизоры, то к концу — уже у 85,9%. В списке самых популярных телешоу 1950-х сайта IMDb.com приключения детективов, ковбоев и супергероев соседствуют с семейными шоу вроде «Новобрачные» или «Отец знает лучше». 

Кадр из ситкома «Предоставьте это Биверу»

Образцом для подражания стала семья из популярного ситкома «Предоставьте это Биверу» (1957–1963). Пока мужчина — Вард Бивер — пропадает дни напролет на работе и принимает важные решения, его жена Джун готовит ланч-боксы для детей, хлопочет по дому и, по законам жанра, всегда выглядит ухоженной и веселой. Впрочем, неравное положение домохозяек тоже подсвечивалось в популярных сериалах тех лет, например, в культовом американском ситкоме «Я люблю Люси» (1951). Его сюжет строится вокруг эксцентричной домохозяйки Люси Рикардо (Люсиль Болл), которая грезит о карьере в шоу-бизнесе, но каждый раз уступает мужу в славе и признании. И пусть эта история не была образцом феминистского сопротивления, в сериале проблемы гендерного неравенства все же обсуждались

 
Кадр из фильма «Доведенный до ручки»

В перерывах между телешоу на экранах крутились рекламные ролики, героини которых призывали мужей покупать новомодные пылесосы, кухонные комбайны и другие чудеса техники, чтобы женам было проще соответствовать патриархальным идеалам. Романтическая комедия «Доведенный до ручки» (1963) как раз иллюстрирует то, как образ примерной жены перекликался с образом хорошеньких моделей из телевизора, которые рекламировали различные потребительские товары. В основе сюжета лежит история домохозяйки Беверли Бойер, которая неожиданно для себя подписывает рекламный контракт с брендом мыла и вскоре становится телезвездой. Муж не может принять успех Беверли — он заставляет ее бросить головокружительную карьеру ради семьи.

Несчастные

«За 15 минут до прихода [мужа] немного отдохни, чтобы быть свежей. Встречай его с нежной улыбкой и радуйся, что он пришел домой. Разговаривай нежным, спокойным голосом», — советовала книга «Как стать хорошей женой» 1954 года. «Хорошая жена должна быть дружелюбной. Хорошая жена не должна жаловаться. Муж, дом и дети — первостепенные интересы хорошей жены», — писали на страницах журнала Good Housekeeping в 1956-м. Неудивительно, что домохозяйки, которым со всех сторон внушали покорность, страдали от психологических расстройств — от неврозов до депрессии. Историк Элинор Клегхорн в книге «Нездоровые женщины» описывает женщин, чье психическое здоровье рушилось под грузом домашнего хозяйства. «Компании, торгующие мепробаматом, умело патологизировали парадокс послевоенной женственности. У образованных домохозяек было гораздо больше доходов, жизненных возможностей и «средств экономии труда», чем у их матерей. Но при этом они оказались перегруженными, уставшими и страдающими функциональными расстройствами <...> Новый культурный стереотип тревожной нездоровой домохозяйки стимулировал производство бензодиазепинов, таких как «Валиум», «Либриум» и «Серакс», появившихся в Великобритании и США в начале 1960-х годов», — пишет она.

 
Кадр из фильма «Женщина под влиянием»

В 1963 году вышла книга фем-активистки Бетти Фридан «Загадка женственности», которой автор ставит под сомнение навязанную американкам роль женственной хранительницы очага. «Они просто упивались своей чисто женской ролью и с гордостью заполняли графу на опросном бланке: «Род занятий: домохозяйка». Тысячи специалистов с воодушевлением приветствовали их женственность до мозга костей, их приспособляемость к этому понятию, их «новую» зрелость. Все, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей». Книга стала абсолютным бестселлером в Америке и, как отмечают критики, дала начало «второй волне» феминизма. 

Образ психически нестабильной или, напротив, опустошенной домохозяйки нашел воплощение и на экране. В картине Джона Кассаветиса «Женщина под влиянием» (1974) лос-анджелесская домохозяйка Мэйбл Лангетти (Джина Роулендс) попадает в психиатрическую лечебницу. А одна из сюжетных линий фильма «Часы» (2002) Стивена Долдри посвящена Лоре Браун (Джулианна Мур), которая решает покончить жизнь самоубийством, хотя видимых на то причин, как кажется ее мужу, у нее нет. 

В «Красной пустыне» (1964) неореалиста Микеланджело Антониони внутреннее состояние героини Моники Витти (формально она тоже домохозяйка — неработающая жена и мать) передано через грязно-серый цвет пустынных ландшафтов и индустриальных пейзажей. 

 
Кадр из фильма «Мосты округа Мэдисон»

В фильме 1995 года «Мосты округа Мэдисон» символическую роль играет уже не палитра окружающего пространства, а география. Родная Италия несчастной в браке Франчески (Мерил Стрип) противопоставлена чуждой ей американской глубинке. Героиня переезжает туда вслед за мужем — бывшим солдатом Второй мировой войны. На новом месте ей приходится позабыть о карьере и целиком посвятить себя детям и быту. «Не об этом я мечтала в юности», — вспоминает героиня. Однажды серые будни домохозяйки скрашивает заезжий фотограф Роберт (Клинт Иствуд) — он и становится мостом между прошлым и настоящим Франчески, благодаря которому героиня вспоминает, какая она на самом деле: энергичная, деятельная, сексуальная.

Бунтующие

Важным фильмом «второй волны» феминизма стала трехчасовая картина бельгийского режиссера Шанталь Акерман «Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080» (1975). В ней камера вуайеристично наблюдает за жизнью овдовевшей домохозяйки (Дельфин Сейриг), которая готовит завтраки, обеды, ужины для сына-подростка, делает уборку, а в перерывах между домашними хлопотами занимается проституцией. Клиенту она уделяет ровно столько времени, сколько варится картофель в кастрюле, а заработанные деньги складывает в супницу. Через монотонность быта Акерман показывает, насколько абсурдно положение представительницы среднего класса, которая продает свое тело не выходя из дома.  

Но иногда секс-работа становится для киногероинь единственной формой проявления сексуальности и своего рода бунтом. В «Дневной красавице» (1967) Луиса Бунюэля домохозяйка Северина Серизи (Катрин Денев) втайне от мужа устраивается в бордель, причем решается на этот шаг совсем не из-за денег: так она надеется воплотить свои сексуальные фантазии, которые не способен удовлетворить ее консервативный муж Пьер (Жан Сорель). 

Кадр из фильма Луиса Бунюэля «Дневная красавица»

Спустя 43 года Катрин Денев сыграла главную роль в комедии Франсуа Озона «Отчаянная домохозяйка» (2010). Ее героиня — мать семейства Сюзанна, которую ее прогрессивные дети за глаза пренебрежительно зовут potiche (с фр. — большая декоративная ваза в китайском стиле). Но как только у мужа Сюзанны возникают проблемы в бизнесе, поверхностная на первый взгляд женщина превращается в мудрого управленца и грамотного политика и, конечно, всех спасает. 

Одной из самых ярких историй бунта стал оскароносный роуд-муви «Тельма и Луиза» (1991) Ридли Скотта. Домохозяйка Тельма (Джина Дэвис) сбегает от домашней рутины и деспотичного мужа и отправляется в путешествие с подругой-авантюристкой Луизой (Сьюзан Сарандон). Фильм показал, что женская дружба — это не соперничество, а взаимопомощь и стал мощным высказыванием на тему эмансипации.

 
Кадр из сериала «Почему женщины убивают»

О том, как далеко могут зайти доведенные до отчаяния домохозяйки, рассказывает сериал-антология «Почему женщины убивают» (2019-2021). Одна из сюжетных линий первого сезона посвящена соседкам, которые решают покончить с мужьями в Америке 1960-х. Другая — экстравагантной светской даме, которая, напротив, спасает изменившего ей мужа. «Думаешь, отделаешься смертью? Черта с два! — восклицает разъяренная Симона Гроув (Люси Лью) в одном из эпизодов. — Я хочу, чтобы ты страдал в однушке недалеко от аэропорта, и в этом удовольствии ты мне не откажешь». 

Жуткие

На контрасте между красивым фасадом и мрачной изнанкой основаны сюжеты множества фильмов о домохозяйках, которые оказываются хладнокровными убийцами. Как, например, идеальная жена и гениальная психопатка Эми Данн (Розамунд Пайк) в детективном триллере «Исчезнувшая» (2014) Дэвида Финчера. Или мать двоих детей и серийная убийца Беверли Сатфин (Кэтлин Тернер) в черной кэмп-комедии «Мамочка-маньячка-убийца» (1994) Джона Уотерса.

Но есть целый ряд фильмов, где источником страха становится сам образ идеальной домохозяйки, доведенный до абсолюта. В 1975 году вышла экранизация романа Айры Левина «Степфордские жены» Брайана Форбса (по нему в 2004-м был снят ремейк с Николь Кидман в главной роли). Действие фильма разворачиваются в небольшом патриархальном городке. За внешне идиллической картиной всеобщего благополучия скрывается нечто ужасное: мужчины убивают своих настоящих жен, меняя их на полностью управляемых роботов-репликантов. 

Кадр из фильма «Мамочка-маньячка-убийца»

Фильм о порабощенных женах в духе научно-фантастического хоррора ожидаемо получил неоднозначные оценки ведущих феминисток «второй волны». Красноречивее всего о нем отозвалась Бетти Фридан, вдохновившая Левина на написание книги: по ее словам, экранизация Форбса не что иное, как «плагиат женского [феминистского] движения», поскольку режиссер, сценарист и продюсер фильма — мужчины, а не женщины. Снятый с мужской точки зрения, триллер с элементами хоррора превращается в сатирическую комедию, высмеивающую идеи феминизма, а не критикующую навязанную женственность, считала Фридан.

 

В 2022 году вышел фильм «Не беспокойся, дорогая», очевидно вдохновленный «Степфордскими женами», но произведенный женщинами. Режиссером стала Оливия Уайльд, а сценарий написала Кэти Сильберман. Как и в «Степфордских женах», мужчины здесь порабощают женщин с помощью технологий, лишая их агентности (буквально — телесности). Джек (Гарри Стайлз) тратит последние деньги на дорогостоящий симулятор 1950-х, чтобы обмануть свою жену Элис (Флоренс Пью) и заодно и себя. Фильм показывает, как мужчины оказываются неготовыми принять новые гендерные роли, отчего им остается только ностальгировать по консервативному прошлому. Но жизнь в утопии не приносит счастья ни женщинам, ни мужчинам.

Домохозяйки из TikTok

По данным организации «ООН-женщины» на 2019 год, 77% женщин во всем мире участвуют в рабочей силе. Образ домохозяйки из 1950-х кажется в этих условиях атавизмом, но для многих молодых людей выглядит привлекательным. Яркий тому пример — недавний TikTok-тренд stay-at-home girlfriend (на февраль 2023 года у него 195,8 млн просмотров). Его последовательницы снимают видео о том, как занимаются домашними делами и онлайн-шопингом, проводят туториалы по уходу за кожей и ходят в спортзал, пока их парни работают. Судя по комментариям под такими роликами, многие девушки не видят ничего плохого в том, чтобы быть домохозяйкой, особенно если работа не приносит удовольствия: «Лучше так, чем работать на нелюбимой работе 40 часов в неделю». 

Одни видят в это тренде угрозу феминистским ценностям. Другие напоминают, что феминизм предполагает для женщины свободу выбора — в том числе и в пользу кажущейся архаичной ролевой модели. Третьи призывают делать этот выбор осознанно и не забывать о важности финансовой независимости. Четвертые обращают внимание на то, что большая часть таких видео записана молодыми обеспеченными белыми женщинами. Некоторые видят в тренде последствия пандемии: женщины отказываются от карьеры из-за возросшей домашней нагрузки.

Тем временем во всем мире, по данным Международной организации труда, женщины выполняют большую часть неоплачиваемой работы по дому. В 2020 году организация Oxfam (занимается борьбой с бедностью) подсчитала, что если бы домохозяйки всего мира получали за свою работу хотя бы минимальную заработную плату, за год они заработали бы $1,5 трлн. Для сравнения: в 2022 году выручка TikTok оценивалась в $12 млрд, годовая касса мирового кинопроката составила $26 млрд. Эти цифры напоминают: жизнь реальной, а не экранной домохозяйки — это не бьюти-рутина и приятные покупки, а труд, который до сих пор оказывается недооценен.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+