К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Серьезное упущение: что такое неглект и как его распознать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Неглект — ситуация в отношениях, когда потребности одного из участников систематически игнорируются. Forbes Woman поговорил с психотерапевтами — специалистом центра Mental Health Екатериной Климочкиной и психологом сервиса «Ясно» Мариной Волковой — о том, может ли невнимательность и нечуткость превратиться в инструмент насилия

Что такое неглект

Английское слово neglect переводится как «пренебрежение», «заброшенность». Неглект — форма насилия, когда систематически игнорируются жизненно важные потребности человека, которые тот не может обеспечить самостоятельно. 

Сначала о неглекте говорили только в контексте отношений детей и взрослых. При этом забота и чуткость не всегда считались необходимым элементом родительских обязанностей. Психотерапевт, специалист сервиса «Ясно» и редактор Telegram-канала «Ок, ясно» Марина Волкова напоминает, что бóльшую часть истории человечества детей воспринимали наравне со взрослыми, как их уменьшенную копию. Дети с ранних лет работали, внося посильный вклад в ведение домашнего хозяйства. Только в начале XIX века ситуация начала меняться: практики воспитания постепенно гуманизировались, на потребности детей стали обращать особое внимание.

Первый суд по делу о насилии над ребенком в США, например, состоялся только в 1874 году — сироту по имени Мэри Эллен Уилсон регулярно избивала приемная мать. Помимо прямого насилия в семье присутствовал и неглект — например, девочке не покупали одежду и обувь, она выходила на улицу босиком даже зимой. Ее случай получил огласку лишь потому, что о ней случайно узнал глава Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными, который решил представлять ее интересы. Суд признал приемную мать девочки виновной в насилии над ней. При этом в своих показаниях Мэри Эллен наряду с жестокими избиениями описывала отсутствие эмоциональной заботы: «Я не помню, чтобы меня когда-нибудь целовал кто-нибудь, меня никогда не целовала мама. Она никогда не брала меня на колени, не ласкала, не гладила».

 

«В какой-то момент благодаря исследованиям в сфере социальных наук и психологии стало очевидно, что не только активное и всем понятное насилие приносит боль и страдания, но и пренебрежение может вести к серьезным последствиям», — говорит в беседе с Forbes Woman психолог, специалист клиники Mental Health Екатерина Климочкина, ссылаясь на теорию привязанности и возрастную психологию. Стало понятно, что отсутствие любви и заботы по-настоящему вредит ребенку.

Постепенно термин стали употреблять по отношению ко взрослым людям. Сначала пожилым или недееспособным, о которых не заботятся должным образом взрослые дети или опекуны. А затем ко всем, вне зависимости от возраста, ментальных и физических особенностей или гендера.

 

Каким может быть неглект

Неглект может касаться физических потребностей человека — еды, одежды, крова, безопасности. 

В случае, когда речь идет об уходе за недееспособным человеком (например, пожилым родственником), неглект может выражаться в пренебрежении медицинскими потребностями. Это не только медикаменты или непосредственная врачебная помощь, но и личная гигиена, и необходимые технические средства (ходунки, инвалидные коляски), соблюдение режима.

Социальный неглект касается общения с другими людьми и получения значимой информации об окружающем мире. Этого часто оказываются лишены пациенты закрытых лечебных учреждений, например, психоневрологических диспансеров.

 

Наконец, эмоциональный неглект — когда человек оказывается лишен любви, заботы и внимания. Как правило, в этом случае речь идет о детях, для которых эмоциональная связь со значимым взрослым — базовая потребность, необходимое условие нормального развития. 

Однако эмоции важны и для взрослых людей. Американский психолог Джон Готтман, почетный профессор психологии Вашингтонского университета, в 1990-е и 2000-е разработал несколько моделей, позволяющих с высокой точностью предсказать стабильность брака. Одним из предикторов развода оказалось презрение (выражающееся в том числе в пренебрежении чувствами партнера), другим — отказ от эмоционального общения, часто возникающий как ответ на презрение. Тактику молчания (stonewalling, буквально — «возведение каменной стены») Готтман называл «четвертым всадником Апокалипсиса» в отношениях (первые три — критика, презрение и самозащита), отмечая, что к такому отказу от проявления эмоций чаще прибегают мужчины.

Екатерина Климочкина приводит такую классификацию неглекта в отношениях:

  • минимизация и игнорирование переживаний;
  • обесценивание проблем другого человека, оценка трудностей как несущественных;
  • критика или стеб в ответ на проявление уязвимости, просьбу о помощи;
  • принятие неуважения и несправедливого отношения как должного;
  • отсутствие близости и чувства значимости в отношениях, отвержение в любви.

Неглект бывает непреднамеренным. Например, в детско-родительских отношениях сильная занятость взрослого работой может привести к тому, что ребенок почувствует себя ненужным, нелюбимым. Екатерина Климочкина рассказывает, что нередко родитель, сам в детстве недополучивший любви, не осознает, насколько для ребенка важны слова поддержки, совместное времяпрепровождение, объятия; не считывает сигналы ребенка или не умеет на них реагировать. 

Занятость или недостаток эмпатии и сочувствия невозможно приравнять к жестокому обращению. Но нельзя и недооценивать последствия ситуации, когда ребенок не чувствует, что его любят, слышат, понимают; что он значим. «Одиночество и безысходность всеобъемлющи в ситуациях жестокого обращения и неглекта», — отмечает Климочкина. В этих ощущениях проявляется сходство между неглектом и абьюзом.

 

Абьюз бездействием

«Не надо неудачи коммуникации приравнивать к насилию. Надо настраивать коммуникацию», — говорит Марина Волкова. Каждый может вспомнить хотя бы одну ситуацию, когда не откликнулся на просьбу близкого человека или не отреагировал на его потребность, из-за чего близкому было плохо, говорит она и отмечает: иногда мы можем не воспринимать чужую потребность как объективную, но это еще не характеризует нас как плохих и бесчувственных. Проблема может быть в ошибках коммуникации, усталости и т. п. 

«Говорите партнеру, если вам нужно пообниматься или услышать доброе слово, — добавляет Екатерина Климочкина. — Объясните партнеру, какую вы ожидаете реакцию. Наши подсказки близким о том, как для нас лучше, не сделают их поддержку менее ценной. Важно быть конкретными в том, чего мы хотим и как».

Однако неслучайно о неглекте часто говорят как о «тихом абьюзе». Эти понятия различаются: «абьюз — это активные и целенаправленные действия, а неглект — это действия, которые следовало бы предпринять, но человек их не предпринимает, — объясняет разницу Марина Волкова. — Это упущение, которое кто-либо делает, когда находится во взаимодействии с другим человеком». Тем не менее неглект может быть частью абьюза. Волкова напоминает, что абьюз — это отношения с неравным распределением власти, когда один человек получает контроль над другим. Тот, кто в этих отношениях занимает зависимое положение, не может самостоятельно удовлетворить часть своих потребностей. Их игнорирование становится элементом насилия. 

Чаще всего неглект проявляют люди, которые не умеют замечать других, говорит Волкова. Обычно это нарциссы, которые не воспринимают других людей как личностей, достаточно эгоцентричны и не способны проявлять эмпатию. У них отсутствует «модель психического состояния» — способность представить себе мысли, чувства и устремления других людей.

 

Если пренебрежение потребностями партнера носит систематический характер, тому, кто находится в зависимом положении, необходимо «искать выход и систему поддержки — например, налаживать связи с окружением и выстраивать систему социальной коммуникации», — уверена Марина Волкова. На социальном же уровне, считает она, важно развивать систему законодательства и социальных институтов, которые вмешиваются в отношения, где один из участников не в состоянии позвать на помощь — как, например, ребенок или пенсионер.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+