Оставайся самой собой: как Обри Плаза приучает Голливуд к неидеальным героиням
Самая странная девушка Голливуда
Сложно представить актрису, которая настолько органично вписалась в образ своей героини, что практически слилась с ней воедино. Все то время, пока Обри Плаза играла в сериале «Парки и зоны отдыха», фанаты шоу были убеждены, что она абсолютно такая же, как и ее персонаж Эйприл Ладгейт — саркастичная стажерка, которая никогда не относится к миру серьезно.
Плаза с детства отличалась специфическим юмором и произносила самые дурацкие вещи с такой невозмутимостью, что собеседник никогда не мог до конца понять, серьезно она говорит или нет. Во время учебы в Университете Нью-Йорка она подрабатывала экскурсоводом на студии NBC (там, например, записывается известное комедийное шоу Saturday Night Live). Вместо того чтобы изо дня в день повторять одно и то же, Плаза придумывала факты об NBC на ходу. Например, говорила, что в студии холодно, потому что вечером здесь будут снимать настоящих пингвинов. А пока доверчивые туристы пытались представить, как это будет происходить, бежала в туалет, чтобы избавиться от последствий похмелья после вечеринки. Плаза вообще не очень серьезно относилась ко всем своим подработкам, потому что главной ее целью было стать актрисой. Если босс не отпускал ее на очередное прослушивание, она увольнялась без зазрения совести.
Когда ее пригласили на первое большое прослушивание для фильма «Приколисты» короля американской комедии Джадда Апатоу, Плаза собрала вещи и улетела в Лос-Анджелес с намерением остаться. У нее не было денег, опыта и связей, но метод fake it till you make it («притворяйся, пока это не станет правдой») сработал — актриса получила не только роль у Апатоу, но и приглашение на прослушивание в новый сериал от продюсера и сценариста легендарного «Офиса» Майкла Шура. Несмотря на то что Шур и сам горазд пошутить, Плаза показалась ему, мягко говоря, необычной. По словам продюсера, наедине с ней он чувствовал себя не в своей тарелке, и, как ни странно, это ему понравилось. Сценарист создал для Плазы отдельную героиню, которая шаг за шагом приобрела черты Эйприл Ладгейт.
«Я не представляю, что я сделала на встрече, чтобы так сильно их смутить. Думаю, просто не понимала, какая это большая возможность для меня. Я раньше никогда не бывала в Голливуде. Я была большой фанаткой «Офиса», а встреча проходила на съемочной площадке «Офиса», и меня постоянно отвлекали знаменитости вокруг: «О боже, это же Б. Дж. Новак! Это Минди Калинг!» Я думаю, они просто привыкли к нормальным актерам, которые реально пытаются делать свою работу», — вспоминает актриса.
Чем больше росла популярность «Парков и зон отдыха», тем больше за Плазой утверждалась репутация самой странной девушки Голливуда. Она могла отчитать Майкла Серу на красной дорожке «Скотта Пилигрима против всех», попытаться отобрать приз у Уилла Фарелла прямо на сцене во время премии MTV Movie Awards, а ведущие ток-шоу никогда не могли предугадать, что ей взбредет в голову — начать выдумывать факты о своем детстве, заговорить о пенисах или просто послать зрителей на три буквы. Для Америки, привыкшей к вежливым улыбкам, максимально серьезное лицо Плазы, сарказм и абсурдистские шутки выглядят невероятно провокационно. При этом удивительно то, что провокация создается не ради чего-то, а вопреки: «Я бы сказала, что у меня высокий порог терпимости по отношению к унижению на публике. Меня это как будто возбуждает. Это как такое извращение, которое дарит мне чувство связи с этим миром».
Разные амплуа
Насколько несерьезно Плаза относилась к своим первым подработкам, настолько ответственно она подходит к ролям в кино. По ее словам, с момента приезда в Лос-Анджелес она все время занималась каким-нибудь проектом и привыкла много и тяжело работать. Постепенно актриса начала уходить от амплуа невозмутимой и саркастичной героини, какой она была в «Скотте Пилигриме против всех» или в «Безопасность не гарантируется». Например, снялась в романтических комедиях «Свадебный угар» и «Дедушка легкого поведения» (на съемках последней запугала своими шутками Роберта Де Ниро).
Среди ее героинь — Ингрид, помешавшаяся на знаменитости из соцсетей в «Ингрид едет на Запад»; сосредоточенная и закрытая Эллисон в «Черном медведе»; бесстрашная и решительная Эмили в «Преступнице Эмили»; нервная Харпер в «Белом лотосе», которая любит держать все под контролем.
Именно на последнюю героиню Плаза похожа больше всего. Так же, как и с Дженнифер Кулидж, шоураннер «Белого лотоса» Майк Уайт, хорошо знакомый с Обри, писал героиню с нее. Харпер, которую играет Обри, приезжает на солнечную Сицилию с мужем Итаном (Уилл Шарп) и с самого начала находится в не лучшем состоянии духа: ее расстраивает слабый супруг, раздражает его нагловатый деловой партнер, даже прекрасная Италия не очаровывает. «Марк писал героиню для меня, поэтому в этой роли много меня, — признается Плаза. — Уже после двух эпизодов все думали: «Эта женщина — стерва», и, может, я такая и есть. Но в продолжении сериала с нее словно отшелушивается скорлупа, и она становится уязвимой. Ты понимаешь, что для ее поведения есть причины».
Реальная Обри Плаза
В детстве актриса была очень артистичной, но при этом застенчивой. В 20 лет она пережила инфаркт, некоторое время была частично парализована и лишилась речи, что научило ее по-настоящему ценить жизнь. Она написала детскую книгу. Создала свою продюсерскую компанию Evil Hag production, чтобы не зависеть от Голливуда и снимать то, что хочется.
В фильме дебютанта Джона Паттона-Форда «Преступница Эмили» Плаза выступила в качестве генерального продюсера и исполнительницы главной роли. Ее героиня Эмили погрязла в студенческих долгах, и единственным спасением становятся аферы с кредитными картами. В какой-то момент кажется, что жизнь Эмили налаживается — подруга по колледжу приглашает ее на собеседование в модное издание. Однако в ходе интервью с успешной и уверенной в себе начальницей Элис (Джина Гершон) выясняется, что работа не оплачивается, а Эмили должна быть благодарна за то, что ей дают возможность постажироваться и получить красивую строчку в резюме. Тогда героиня обрушивает всю свою злость и отчаяние на систему, которая нагло эксплуатирует людей и ожидает от них благодарности за это. Сила и смелость Эмили, выражающаяся в еле сдерживаемой волне гнева, заражают. Да, Эмили неидеальна, но она вдохновляет.
Плаза основала свою продюсерскую компанию и стала одним из главных лиц американского независимого кино, чтобы иметь свободу создавать и играть таких героинь — с недостатками, в чем-то странных, в чем-то неприятных или даже агрессивных, зато реальных. «Мы привыкли ожидать, что женские персонажи будут нам нравиться. Я считаю, что круто нормализировать антигероинь, потому что женщины тоже могут делать сомнительные вещи и при этом нравиться. Для меня это не про то, симпатична ли мне героиня, а про то, реалистична ли она. Если ты можешь создать по-настоящему объемного персонажа, люди смогут себя с ним ассоциировать», — убеждена Плаза.
В планах у актрисы спродюсировать свой собственный режиссерский дебют с «тим-бертоновскими мотивами», сняться в проекте Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис» и в сериале Marvel «Агата: Ковен хаоса». Несмотря на то что проекты, в которых участвует Плаза, становятся все масштабнее, ее мотивация не меняется: актрисе просто очень интересно работать с талантливыми людьми.