Набирают скорость: почему «Формула-1» перестает быть мужским чемпионатом
«Формула-1» представляет собой круговые гонки на машинах с открытыми колесами. Первоначально запущенные в 1950 году соревнования назывались «Чемпионат мира для гонщиков», но в 1981-м были переименованы в «Формулу-1». Формулой называют те технические требования, которым должны соответствовать гоночные болиды. Например, команды должны сами сконструировать машины, поэтому в «Формуле 1» соперничают не только сами гонщики, но и экипаж, который борется за титул чемпиона мира среди конструкторов.
Чемпионат проводится ежегодно и состоит из нескольких этапов под названием Гран-при, в ходе которых участники набирают очки. В каждом Гран-при (в сезоне их около 20) есть три этапа испытаний: свободные заезды (тренировки), квалификация (определяет порядок гонщиков на старте) и сама гонка. В конце года набранные во время гонок баллы суммируются для выявления победителя «Формулы-1».
Перегрузки гонщиков во время торможения в «Формуле-1» схожи с теми, что испытывают космонавты, особенно сильное давление приходится на шею (вес головы со шлемом достигает 35 килограммов), а средняя температура в салоне машины составляет 50 ℃.
Forbes Woman рассказывает о немногочисленных гонщицах «Формулы-1», о том, какое место сейчас занимают женщины в этом мужском чемпионате и какие перед ними теперь открываются перспективы. По прогнозам, «Академия F1» должна вывести женщин на соревнования уже через два года.
W — женские гонки
Малочисленность женщин среди пилотов «Формулы-1» обеспокоила Международную автомобильную федерацию (FIA) еще в 2009 году: тогда был создан Комитет женского автоспорта, который возглавила Мишель Мутон — титулованная гонщица, в 1982 году ставшая единственной в истории женщиной — призером чемпионата мира по ралли, который проводит FIA. Комитет занимается распространением знаний об автоспорте среди женщин и способствует их привлечению к гонкам высокого уровня.
В 2019 году появился первый специальный турнир по автоспорту для женщин — серия W, участие в которой бесплатно, а к заезду допускаются 18 пилотесс со всего мира (без учета запасных). С 2021 года гонки серии W проводятся параллельно с некоторыми Гран-при «Формулы-1». Главной целью гонок их СЕО серии Кэтрин Бонд Мюир называла продвижение женщин в «Формулу-1». Сначала Бонд Мюир думала, что отдельные гонки для женщин — это шаг назад в борьбе за равенство: зачем учреждать женский турнир, когда в автоспорте женщины исторически могли соревноваться наравне с мужчинами? Еще в 1970-е годы автогонщица Лелла Ломбарди набирала очки на трассе «Формулы-1». Критиковали специальную женскую серию за гендерную сегрегацию и сами гонщицы. Однако позже Бонд Мюир изменила свое мнение, посчитав, что любая инициатива, которая помогает объединить женщин в мужском спорте и помочь им добиться успеха, — хорошая идея.
В трех состоявшихся турнирах серии W победила британская гонщица Джейми Чедвик, которую критиковали за то, что она, уже будучи чемпионкой серии, не стремится к большему. Правда, девушка пробовала попасть в «Формулу-2» и «Формулу-3», но не смогла найти необходимые для участия деньги. Эта проблема отразилась и на самой серии W: женские заезды были досрочно прекращены в октябре 2022 года из-за сокращения финансирования. Учредители серии надеются на возвращение турнира в 2023 году.
Несмотря на проблемы с серией W, от идеи женских чемпионатов Международная автомобильная федерация не отказывается. 2023 год должен стать прорывным для женщин в автоспорте: запланированная «Академия F1» призвана привлечь больше женщин не только в гонки в целом, но и в саму «Формулу-1». «Академия F1» будет не только турниром, но и тренировочной базой для гонщиц. Подробностей о запланированном женском чемпионате еще мало, но известно, что соревноваться будут пять команд, по три гонщицы в каждой, всего в сезоне будет 21 гонка. «Формула-1» выделит на каждую машину по $156 000, такую же сумму должны заплатить за участие сами гонщицы или их спонсоры. Предполагается, что по окончании «Академии» гонщицы сразу же начнут участвовать в гонках «Формулы-3» и «Формулы-2», а через два-три года и в «Формуле-1».
Однако еще в августе 2022 года президент «Формулы-1» Стефано Доменикали заявил, что не видит женщин в «Формуле-1» в ближайшие минимум пять лет, «только если не упадет метеорит».
«Формула-1» и гендерное неравенство
«Директор гонки на французском Гран-при сказал мне: «Единственный шлем, который женщина должна надевать, — тот, что в парикмахерской», — рассказывала в одном из интервью Мария Тереза де Филиппис. В 22 года она приняла участие в первой настоящей гонке, а в 1958 году, когда ей было 32 года, стала первой женщиной-гонщицей в истории «Формулы-1» и заняла 10 место. Филиппис не удалось набрать очки. Она признавалась: в нее не верил не только директор гонки, но даже родные братья, которые сомневались, что она сможет быстро проехать на «Фиате».
«Я чаще сталкивалась не с предрассудками, а с удивлением по поводу моего успеха», — говорила Филиппис. Однако она оставила автоспорт: поворотным моментом стала смерть ее наставника, гонщика Жана Бера, который разбился во время гонки в дождь.
Единственной женщиной, которая завершила сезон «Формулы-1» с баллами, стала спустя семнадцать лет Лелла Ломбарди. Ломбарди начала водить, чтобы помочь отцу-мяснику доставлять мясо. Позже из грузовика она пересела в карт, а потом и в гоночную машину, дебютировав в гонках в 1965 году. Через 10 лет, в 1975 году, Лелла Ломбарди выехала на трассу «Формулы-1» и на этапе Гран-при в Испании финишировала шестой, набрав 0,5 балла. Полбалла были сняты из-за преждевременного окончания гонки в результате сильной аварии на трассе. В 1976 году Гран-при в Австрии стал последним не только для Ломбарди в ее пути в «Формуле-1».
Британка Дивина Галица смогла выполнить три заезда в «Формуле-1» в 1976 и 1978 году, но не получила квалификацию для участия в самой гонке. До автоспорта она принимала участие в зимних Олимпийских играх, соревнуясь в горнолыжном спорте. Двумя годами позже южноафриканская гонщица Дезире Уилсон стала единственной женщиной, выигравшей заезд на трассе Брэндс-Хэтч во время серии «Аврора», которая проходила в Великобритании в 1980-м. В том же году она выполнила заезд «Формулы-1» на британском Гран-при, но ей отказали в квалификации. Последней женщиной в истории «Формулы-1» стала Джованна Амати: в 1992 году она приняла участие в чемпионате, но на старт не попала.
Формально в гонках женщины равны мужчинам, в истории есть примеры их участия, но на деле их не допускают до Гран-при из-за недостаточной подготовки. Свою роль играют гендерные стереотипы: мальчики с детства окружены машинами и, как следствие, больше интересуются автоспортом и приходят на картинг еще детьми — а чтобы добиться результатов в «Формуле-1», надо начинать тренироваться в раннем возрасте. Еще одна проблема — финансирование. Женщин в автоспорте меньше, чем мужчин, из-за этого им сложнее искать спонсоров.
«Я просто хочу те же возможности»
Несмотря на отсутствие гонщиц на трассе «Формулы-1», в чемпионате все же есть женщины — тест-пилоты. Испанская гонщица Мария де Вильота в 2012 году стала тест-пилотом объединенной британско-российской команды Marussia, но на трассу «Формулы» так и не выехала: во время тест-драйва на аэродроме в Великобритании она столкнулась с грузовиком и получила серьезные травмы головы, которые привели к тому, что она потеряла глаз, а спустя год умерла в номере отеля из-за кровоизлияния в мозг. Как выяснилось при расследовании, гонщица жаловалась на трудности в управлении болида, а команда не объяснила ей особенности торможения, положившись на ее опыт.
Британка Сьюзи Вольфф в том же 2012 году стала тест-пилотом британской команды Williams, а в 2014 на Гран-при выехала на трассу «Формулы-1». В 2015 году она завершила карьеру и спустя год запустила проект Dare To Be Different, который призван привить интерес девочек и девушек к автоспорту и научить их азам гонок. В 2019 году проект Вольфф был поддержан Международной автомобильной федерацией и объединен с обучающей программой Girls on Track для девочек от восьми до 18 лет. Во время обучения девочки могут не только узнать больше о автоспорте, но и посетить занятия на картинге, тренинги на скорость реакции, тренировки на силу и выносливость, научиться оказывать первую помощь.
Одним из амбассадоров программы стала гонщица, которой прочат звание следующей полноправной участницы «Формулы-1». 29-летняя Татьяна Кальдерон из Колумбии села в карт в девять лет, а в 2018 году заняла кресло тест-пилота команды «Формулы-1» Sauber (позже была преобразована в Alfa Romeo). В 2020 году Кальдерон принимала участие в знаменитой гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана» во Франции — женщины не раз стартовали в Ле-Мане и даже побеждали в отдельных зачетах. «Времена меняются, но нам по-прежнему нужна поддержка со стороны мужчин, чтобы в нас верили и давали нам возможность проявить себя», — сказала Кальдерон после финиша и добавила: «Я не хочу, чтобы ко мне относились иначе, потому что я женщина, я просто хочу те же возможности, что есть у мужчин».
Кальдерон уже вошла в историю: в 2019 году она стала первой женщиной-пилотом в «Формуле-2». Очки ей набрать не удалось, но она тренируется, чтобы перейти в «Формулу-1». «Если женщина примет участие в «Формуле-1», весь мир будет смотреть «Формулу-1», — поделилась своим взглядом на участие пилотесс в «королевских гонках» Кальдерон.