К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ужасные подростки и вынужденные улыбки: что изучают женщины-социологи

Гарриет Мартино
Гарриет Мартино
Forbes Woman рассказывает о шести легендарных женщинах-ученых, чьи исследования стали классикой в социологии и антропологии
Гарриет Мартино: «мать социологии»

Гарриет Мартино: «мать социологии»

В 1860-е годы в войсках Великобритании каждый третий солдат имел венерическое заболевание. Чтобы обезопасить военных, власти дали полицейским полномочия арестовывать женщин, подозреваемых в проституции, которых после этого ждало обязательное инвазивное обследование. Если у женщины обнаруживались инфекции, передаваемые половым путем, ее помещали в больницу. При этом мужчин не арестовывали и не подвергали принудительной изоляции. Нововведение тут же встретило сопротивление феминисток, которые окрестили его «инструментальным изнасилованием» со стороны государства. Начались протесты, в которых участвовала активистка Жозефина Батлер, философ Джон Стюарт Милль и ученая-самоучка Гарриет Мартино.

Гарриет родилась в 1802 году в обеспеченной семье. Позже свое детство она описала как «обременительный опыт»: приемная мать пренебрегала ей. В 15 лет Гарриет переехала к дяде, где познакомилась с трудами философов Томаса Мальтуса, Джона Локка и Дэвида Хартли. В 1829 году бизнес ее отца потерпел крах, и Гарриет решила зарабатывать на жизнь публицистикой. Она написала 18 книг и более 1500 колонок о правах женщин, политической экономии и социальных институтах. В 1853 году Гарриет Мартино перевела на английский язык «Курс позитивной философии» классика социологии Огюста Конта.

Свой opus magnum Гарриет опубликовала в 1838 году. В книге «Как соблюдать мораль и манеры» она сформулировала принципы и методы эмпирического социального исследования.  Под моралью она понимает коллективные представления общества о предписанном и запрещенном поведении; манерами называет модели поведения и общения. Предметом ее книги стали классы, семейные отношения, статус женщин — она одной из первых попыталась осмыслить его с точки зрения социологии. Позже на эти темы напишут свои классические исследования Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.

Голландский социолог Шуламит Рейнхарц отмечает, что на время имя Гарриет незаслуженно было забыто. «Были периоды, когда о ней не помнили, например, слава [политика и философа Алексиса] де Токвиля затмевала Гарриет Мартино, хотя оба они писали в одно и то же время на одну и ту же тему. Трактат Дюркгейма о методе [социологии] популярнее трактата Мартино, хотя ее труд вышел на 60 лет раньше». Со временем исследовательнице отдали должное. В 1994 году в Англии было основано Общество Мартино: при поддержке Манчестерского колледжа в Оксфорде оно проводит ежегодную конференцию в честь ученой.

Джейн Аддамс: социолог заботы

Джейн Аддамс: социолог заботы

1915 год, в Европе бушует война. Американская активистка и социолог Джейн Аддамс выступает со сцены Карнеги-холла. Ее призыв обращен к правительству США: не вмешиваться в войну; мир должен быть достигнут путем переговоров, поэтому стоит создать специальную конференцию. Джейн освистали, а позже ее подвергла осуждению патриотически настроенная общественность. Однако рвение, с которым она отстаивала свои идеалы, со временем было вознаграждено: в 1931 году Джейн Аддамс стала первой американкой, удостоенной Нобелевской премии мира.

Джейн родилась в 1860 году. Джон Аддамс, отец семейства, был успешным мельником, а затем проявил себя на политическом поприще и стал сенатором от Иллинойса. Во время Гражданской войны служил офицером. Уже будучи взрослой, вспоминая время войны, Джейн стала убежденной пацифисткой.

После окончания Рокфордской женской семинарии, путешествий по Европе и неудачных попыток изучения медицины Джейн вместе с подругой Эллен Старр арендовали большой дом в бедном районе Чикаго. Они хотели «создать центр для повышения уровня гражданской и общественной жизни; создавать и поддерживать образовательные и благотворительные предприятия, а также исследовать и улучшать условия в промышленных районах Чикаго». Еженедельно через Hull House проходили тысячи человек. Центр инициировал открытие художественной галереи, спортивных площадок, кулинарий, бюро по трудоустройству и курсов английского языка для мигрантов. С его подачи возникали профсоюзы и менялось законодательство.

Hull House, как и его основательницы, быстро снискал славу и стал местом притяжения для пассионарных людей, желавших сделать общество лучше. Так Джейн познакомилась с членами Чикагской школы социологии, а свой опыт в социальной работе использовала, чтобы писать о взаимосвязи между теорией и практикой. В 1916 году — спустя год после антивоенного выступления в Карнеги-холле — Аддамс должна была получить звание почетного доктора Чикагского университета, но администрация отменила решение. Заслуженное звание мисс Адамс все-таки получила через 16 лет.

Маргарет Мид: популяризатор антропологии

Маргарет Мид: популяризатор антропологии

Биологический детерминизм — убеждение, что жизнь человека определяется исключительно биологическими факторами. Под его влиянием в конце XIX-го и начале XX века в разных странах принимались расистские законы, вводилась принудительная стерилизация «генетически непригодных людей» и возникали теории, объяснявшие поведение человека влиянием исключительно генов и физиологии.

В 1925 году магистрантка Колумбийского университета Маргарет Мид отправилась в свою первую экспедицию. Пункт назначения — Самоа, несколько крошечных тропических островов в Тихом океане. Маргарет хотела выяснить, является ли подростковый поведенческий кризис результатом процессов, происходящих в организме. А для этого решила узнать, как «переходный возраст» переживают подростки из «примитивных» культур. «Говоря на их языке, вкушая их пищу, сидя босиком и скрестив ноги на галечном полу, я делала все возможное, чтобы свести к минимуму различия между нами и научиться узнавать и понимать всех девушек трех маленьких деревень на побережье маленького острова», — вспоминала Мид. Результатом полевых наблюдений стала книга «Совершеннолетие на Самоа», увидевшая свет в 1928 году.

Оказалось, что на протекание подросткового переходного возраста влияют культурные нормы. Принятые в самоанских сообществах беззаботность и сексуальноя свобода, о которой не могло быть и речи в западном обществе 1920-х, сводило к минимуму межпоколенческие конфликты. Книга стала бестселлером дважды — после публикации в разгар сексуальной революции 1960-х.

О ценности сексуальной свободы Мид писала и в последующих работах. За свою карьеру он стала автором более 1500 книг и статей, заработав репутацию не только уважаемого антрополога, но и общественного деятелем. В 1978 году после продолжительной борьбы с раком ученая умерла. «Доктор Мид была не только первоклассным антропологом и этнологом, — говорится в некрологе The New York Times, —  но и кем-то вроде национального оракула по другим вопросам, от атомной политики до феминизма».

Элизабет Ноэль-Нойман: исследовательница общественного мнения
Bonn-Sequenz·ullstein bild via Getty Images

Элизабет Ноэль-Нойман: исследовательница общественного мнения

Можно ли верить опросам общественного мнения? Социологи знают, что человек с меньшей вероятностью выскажет свою точку зрения, если чувствует, что находится в меньшинстве, поскольку боится подвергнуться осуждению и оказаться в изоляции. Так создается впечатление всеобщего единодушия по тому или иному вопросу, хотя в реальности люди, присоединившиеся к большинству, могут делать это неискренне. Это явление получило название «спираль молчания», оно было известно еще в XIX веке, но концептуализировала его немецкий социолог Элизабет Ноэль-Нойман в 1960-е.

В 1947 году она вместе с мужем Эрихом Нойманом основала институт исследования общественного мнения. Вскоре Эрих присоединился к Христианско-демократическому союзу, а Элизабет помогала партии с социологическими опросами. Эта работа и легла в основу книги «Спираль молчания: общественное мнение — наша социальная кожа». В ней Нойман описала, почему иногда люди не высказывают свое мнение по важным вопросам, а предпочитают молчать. «Тот, кто видит, что его мнение сдает позиции, замолкает» — писала Нойман. Последствие — ложное представление о преобладающем мнении в обществе.

Элизабет Ноэль-Нойман обвиняли в пособничестве нацизму, поскольку в 1940-е она публиковалась в изданиях, контролировавшихся Йозефом Геббельсом. В статье «Кто информирует Америку?» она писала, что общественное мнение в США формируют евреи, которые монополизировали СМИ и рекламный рынок и диктуют антигерманскую повестку. Позже она извинилась за свои слова: «Любой, кто имел дело с текстами, написанными при диктатуре, знает, что определенные фразы выполняют функцию алиби и являются необходимостью, если вы хотите иметь возможность писать то, что на самом деле запрещено. Мне ужасно жаль, если то, что я написала 50 лет назад, причинило какой-либо вред».

Патриция Коллинз: исследует угнетенные группы
DR

Патриция Коллинз: исследует угнетенные группы

«Гендерное бытовое насилие в отношении чернокожих женщин со стороны их парней, мужей и отцов происходит в контексте санкционированного государством расового насилия в отношении чернокожих — говорит социолог Патриция Коллинз. [Это насилие] является частью наследия рабства и расовой дискриминации. Эти две формы насилия приобретают смысл друг от друга — они взаимосвязаны».

Разные формы угнетения — на основе расы, пола, социального класса и сексуальной ориентации — пересекаются и поддерживаются властью. Это один из центральных тезисов книги «Черная феминистская мысль: знание, сознание и политика расширения прав и возможностей», которая вышла в 1990 году и принесла Коллинз известность в научном сообществе.

Для объяснения ситуации, когда одна форма угнетения накладывается на другую, исследовательница обратилась к термину «интерсекциональность», который ввела юристка и феминистка Кимберли Креншоу. Однако именно с Коллинз сегодня ассоциируется подход, при котором формы угнетения не рассматриваются отдельно от системы власти.

Помимо «Черной феминистской мысли», которая была удостоена ряда научных наград, Коллинз написала еще 40 книг и статей. В 2009 году она стала президентом Американской ассоциации социологов, став первой афроамериканкой на этом посту.

Арли Рассел Хохшильд: описала невидимый труд
Innisfree987· CC BY-SA 4.0

Арли Рассел Хохшильд: описала невидимый труд

В 1971 году Арли Рассел Хохшильд, социолог из Калифорнийского университета в Беркли, родила ребенка. Оставлять кафедру и должность старшего преподавателя, чтобы его воспитывать, ученая не собиралась. «Были возможны разные варианты, но я выбрала доиндустриальный — интеграцию семьи в рабочее место: когда у меня были приемные часы, я брала сына с собой на работу». Студентам и коллегам малыш понравился, и его компания их не смущала. Однако вскоре Арли задалась вопросом: «В конце концов, где дети моих коллег-мужчин?». Ответом стала книга «Вторая смена», вышедшая в 1989 году. Пока мужчины строят карьеры, их жены сидят дома с детьми. Однако если женщина хочет построить карьеру, то ее день проходит так: сначала работа, а после — хлопоты по дому. Анри писала, что преуспевающие женщины неоднократно жаловались ей: «на самом деле это мне нужна жена».

Научный интерес Арли исследованием семьи не ограничивается. В книге «Управляемое сердце» она вводит термин «эмоциональный труд» — проявление эмоций исходя из требований работы. Например, бортпроводники обязаны быть внимательными и услужливыми по долгу службы. Но общество редко признает и оценивает такую форму труда должны образом.

Последняя книга Хохшильд «Чужие на своей земле: гнев и скорбь по американским правым» посвящена консервативному движению «Чаепитие», участники которого во время президентских выборов 2016 года стали ярыми сторонниками Дональда Трампа. Пытаясь понять их идеалы и мотивы, Арли писала, что это в большинстве своем белые мужчины, которые не могут найти себя в изменившемся мире.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+