К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Житие святой: как экспериментальный байопик оживил панк-икону Янку Дягилеву

Кадр из фильма «На тебе сошелся клином белый свет» (Фото DR)
Кадр из фильма «На тебе сошелся клином белый свет» (Фото DR)
На большие экраны выходит фильм Игоря Поплаухина «На тебе сошелся клином белый свет» о певице и авторе песен Янке Дягилевой. Forbes Woman рассказывает, как режиссер превратил героиню в нашу современницу — то ли перенося ее в 2020-е, то ли отправляя зрителей в конец 1980-х

Янка Дягилева — одна из самых любимых и при этом загадочных представительниц сибирского андеграунда конца 1980-х — начала 1990-х годов и одна из немногих женщин в мужском мире панк-рока. Про Дягилеву так так и хочется сказать: «неуловимая» — или более холодно и рационально: «незадокументированная». Певица не любила общаться с прессой, не стремилась к славе, не вела дневников (по крайней мере известных публике), поэтому от нее остались только стихи, несколько альбомов, бутлегов (неофициальных аудиозаписей) и воспоминания современников, изменчивые и обманчивые. Она ушла из жизни так же загадочно — одним майским днем отправилась в лес и не вернулась. Через неделю после исчезновения ее тело нашли в сибирской речке Иня. 

Кадр из фильма «На тебе сошелся клином белый свет» (Фото DR)

Дягилева — идеальный романтический образ, в котором есть меланхолия, тоска, юношеское желание ухватить саму суть жизни и при этом ощущение чего-то большего, чем сама эта жизнь. Кажется, что Поплаухин стремился показать именно это, а не историю реального человека, хотя, парадоксально, благодаря такому решению Янка получилась живее всех живых.

Фильм сосредотачивается на последних днях жизни певицы: после ссоры с музыкантом, лидером группы «Гражданская оборона» Егором Летовым она уезжает из города на родительскую дачу под Новосибирском. Там страдает от разбитого сердца и одновременно становится источником страданий безответно влюбленного сводного брата Сергея; ссорится с подругой Катей; ревнует отца к его новой жене; разговаривает с мертвыми родственниками и пытается разобраться в себе. Режиссер максимально беспощаден к зрителю и не пытается ему что-то объяснить о жизни главной героини, но при этом оставляет едва заметные сюжетные крючки, за которые можно зацепиться и составить более или менее связную цепь событий. Иногда эта цепь больше напоминает спасательный круг, за который приходится держаться мертвой хваткой, чтобы не утонуть в потоке образов и метафор. Те, кто ничего не знает о Янке или не натренирован просмотром пространных фестивальных картин, рискуют многое не понять. 

 

«На тебе сошелся клином…» не стремится воссоздать эпоху, рассказать побольше подробностей и деталей о жизни своей героини, продемонстрировать ее творческий метод (да и ее творчество вообще) или расследовать обстоятельства ее смерти. Он лишен привычных для биографических картин амбиций — но не амбиций вообще. Просто они лежат в другой плоскости. 

Пространство фильма — безвременье, идеальной декорацией для которого становятся дачные поселки, где, кажется, время действительно остановилось и за 30 лет абсолютно ничего не поменялось. Современные худи сочетаются со старыми спортивными куртками. Вместо панк-рока Дягилева экспериментирует с пост-роком на грани техно, а квартирники сменяет вполне себе современная вечеринка в бетонном кубе клуба. Но хотя в картине не звучит ни одной песни Янки, она, по словам самого режиссера, пропитана их настроением. 

 
Кадр из фильма «На тебе сошелся клином белый свет» (Фото DR)

Если прибегать к сравнениям, больше всего «На тебе сошелся клином…» напоминает «Довлатова» Алексея Германа-младшего. Там о конкретной эпохе напоминали только подлинные предметы 1970-х — за реквизит, костюмы и свет художник-постановщик Елена Окопная получила заслуженного «Серебряного медведя» на Берлинале. Поплаухин же заземляет свою героиню с помощью персонажей вокруг. Отношения с ними не дают эфемерной Янке совсем раствориться в воздухе: она переживает, ревнует, грустит и одновременно раздражает, сбивает с толку, а иногда даже проявляет жестокость. 

Камера Евгения Родина держит внимание на героине (ее исполнила художница Кира Пиревская) с помощью крупных планов: улыбка, копна рыжих волос, бледное лицо. При этом режиссер принял довольно странное звуковое решение: все сцены так смикшированы, что актеры не всегда попадают в губы и как будто говорят откуда-то издалека. Либо это стремление подчеркнуть нереальность происходящего, либо плохой постпродакшен. 

Кадр из фильма «На тебе сошелся клином белый свет» (Фото DR)

Поплаухин отмечает, что его фильм — не биография, а скорее, агиография, «жизнеописание святого человека, где чудеса и реальность неразделимы». Специфическая индивидуальность фильма соответствует характеру главной героини, хотя о картине сложно говорить, не уходя в поэтические крайности. Режиссер выбрал неконвенциональный путь, что, наверное, в случае с биографией неизбежно — красивым пересказом странички из Википедии уже никого не удивишь. С одной стороны, «На тебе сошелся клином…» выгодно отличается от байопиков в стиле «Спасибо, что живой». С другой — все-таки в фильме Поплаухина чувствуется дебют, а экспериментальность граничит с претенциозностью и формализмом.

 

При этом, несмотря на подчеркнутую непринадлежность эпохе, фильм похож на своеобразную машину времени. Тех, кто застал эпоху магнитофонных кассет, она перенесет в молодость, время больших надежд и меланхолии. Только в таком состоянии возможно отдаться этой картине без остатка. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+