Одна вокруг света: каменные «шерстяные мешки» и бразильские ковбои
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге «Вокругсвета». В предыдущей серии Ирина и ее собака Грета продолжают двигаться по Трансамазонскому шоссе на восток Бразилии, посещают национальный парк Чапада-дас-Месас и археологический парк Серра-да-Капивара, видят поля, засеянные злаком-выживальщиком, и дерево ипа — символ Бразилии.
Штат Пиауи, по которому мы едем на восток Бразилии, лежит на обширной равнине. Рельеф здесь достаточно однообразный и мало интересен для путешественника — однотипные пейзажи сельскохозяйственных угодий. Но вдруг из ниоткуда возникают интересные горные образования: будто земля выдавила из себя скалы, похожие на одиночные корабли. Они вынырнули из ее недр и застыли посреди идеально ровных полей, уходящих в горизонт. Оживляет эту картину огромное пастбище, по нему равномерно разбрелись коровы — сотни две голов, не меньше.
Постепенно бескрайние поля переходят в саванну с низкими деревьями и кустарниками. Все чаще встречаются животноводческие фермы. Козы жуют сухие кусты и колючки, смешные рыжие кабанчики снуют под колесами, навьюченные грузом ишаки кое-как плетутся вдоль дороги, грациозные лошади ждут в стойлах момента свободы. Пока ехала через фермерские хозяйства, собрала коллекцию изгородей.
Жизнь местных людей почти полностью зависит от сельского хозяйства, в основном от животноводства. «Бедный, но гордый» — так говорят они о своем регионе. Колонисты стали заселять эти места в конце XVIII века. Они прибывали сюда на лошадях с юга, разбивая ранчо на широких долинах Пиауи. Со временем здесь появились пастбища для разведения крупного рогатого скота и обширные плантации, несмотря на постоянные столкновения с коренными народами. Экономика Пиауи и сейчас базируется на сельском хозяйстве и скотоводстве. Здесь я и встретила настоящих бразильских ковбоев — вакейро.
Традиционный быт и одежда вакейро не меняется уже несколько десятилетий. Узнать их просто: куртка и штаны из сыромятной кожи, специального кроя шляпа. Фигура человека, ведущего стадо крупного рогатого скота, стала символом культуры северо-востока Бразилии. Профессия вакейро передается от отца к сыну с конца XVIII века, когда животноводство в Пиауи переживало период расцвета. В те далекие времена в конце каждого сезона дождей вакейро уходил в леса и саванны, отлавливал диких крупнорогатых животных, чтобы приручить и сделать домашними. В Бразилии чтут эту вековую профессию, сохраняют традиции вакейро. В октябре, например, празднуют национальный день северо-восточного ковбоя и всячески чествуют тех, кто зарабатывает на жизнь скотоводством.
Штат Пиауи расположен на стыке двух природных зон — экваториальной Амазонии и засушливой саванны-каатинга северо-востока. Возможно, поэтому здесь дуют такие сильные ветра? Меня дважды буквально чуть не унесло резким порывом. Едва удержалась на ногах.
Лахедо-де-Пай-Матеуш, или плитняк отца Матфея. Энергетический полюс, мистический уголок — так называют это место те, кто побывал там хотя бы один раз. Здесь земля обнажила огромные круглые камни, они проступили сквозь скудную растительность и беспорядочно расположились на площади в 1,5 км2. Свое название эта местность получила благодаря отшельнику-целителю Матфею, который жил здесь в XVIII веке. А еще раньше на этом месте был священный церемониальный центр палеоиндейцев, населявших этот регион не 10 000 лет назад. Сейчас это частные территории, и к ним нет свободного доступа.
Интересно, кто догадался назвать скалы Шерстяными мешками? А ведь рядом с Лахедо-ду-Пай-Матеуш есть такое же интригующее скальное образование. Огромные блоки, расположенные один поверх другого, образуют большую каменную стену. Местные жители назвали это место Сакас-де-Ла, или Шерстяные мешки, из-за сходства с тюками хлопка. Стена высотой почти 30 метров, под ней небольшое красивое озеро, образованное рекой Тапера. Сейчас сухой сезон, реку еле видно, а озеро совсем мелкое.
Конечно, больше всего мне, а особенно Грете, понравилась сама прогулка по плитняку Лахедо-де-Пай-Матеуш и рядом с ним. Скалы находятся посреди небольшого леса, называемого кустарниковой каатингой. Тропинка идет через приятные цветы, причудливой формы кактусы, небольшие кусты и низкие деревья. Место само по себе приятное, энергетически заряженное, расположенное к мистике. Мы прошагали с Гретой почти 10 км, и я нисколько не устала. Наоборот, почувствовала прилив сил. Грета хитрая — убежит вперед, найдет тень под кустом, сядет в него и ждет меня, подойду ближе — дальше бежит. Умудрялась находить и воду в зарослях. Сиганет внезапно в сторону и исчезнет там, нахожу ее возле остатков какого-нибудь ручья, пьет жадно. Жарко.
На обратной дороге заметила наши следы, а поверх них идет узкая извилистая полоса поперек тропинки. Это значит, что змея пересекла тропу сразу после нас. Спускать Грету с поводка страшно, но не так много возможности у нее без поводка побегать.