Исчезнувшие: почему в кино и на телевидении все еще мало зрелых героинь
Старение населения — один из главных трендов нашего века. Благодаря прогрессу медицины, социальной поддержке, развитию науки и технологий в области здравоохранения люди в возрасте 65 лет и старше уже сейчас составляют 10% населения, а к 2050 году их доля увеличится до 16%. Для сравнения: детей в возрасте до 15 лет будет лишь немного больше — 20%. В развитых странах ожидаемая продолжительность жизни составляет 76 лет у мужчин, 82 года у женщин, в развивающихся — 70 и 74 года соответственно.
В 2016 году в Великобритании люди старше 55 лет потратили больше, чем молодежь, на 376 млрд фунтов стерлингов. Сегодня у женщин старше 50 лет самая высокая покупательная способность по сравнению со всеми предыдущими поколениями женщин.
Это должно сделать женщин старшего возраста одной из самых привлекательных целевых аудиторий для медиа, рекламных рынков и киноиндустрии. Как обстоят дела в реальности? Исследования долголетия, проведенные в США, показывают, что пожилые женщины представляют собой «растущий, но непонятый рынок».
Где взрослые женщины?
Женщины среднего возраста часто невидимы на телевидении. Даже в рекламе косметики для возрастной кожи снимаются более молодые модели. Кстати, современные исследования обнаружили корреляцию между такой репрезентацией и расстройствами пищевого поведения у пожилых женщин.
Киноиндустрия тоже с первых дней своего существования успешно игнорировала женщин старшего возраста. Исследование Time показало, что пик карьеры актрис приходится на 30 лет, тогда как пик карьеры актеров наступает к 45. Исследование, которое проанализировало образы пожилых людей в самых кассовых фильмах 2019 года в Германии, Франции, Великобритании и США, показало, что женщины либо не появлялись на экране, либо их снимали стереотипно. Среди главных героинь не было ни одной женщины старше 50 лет (среди главных героев было двое мужчин за 50). Пожилых женщин часто изображали сварливыми, неряшливыми и дряхлыми.
Любовь и секс между людьми старше 50 лет практически не изображается — у более юных персонажей шанс попасть в романтический сюжет в два раза выше, чем у тех, кто старше. Персонажи моложе 50 лет в три раза чаще, чем возрастные, изображались в сексуальных сценах.
При этом результаты опросов показывают, что изображения мужчин и женщин старше 50 лет не соответствуют потребительскому запросу — зрители всех возрастов хотят видеть на экранах более разнообразных и вдохновляющих возрастных персонажей. Анализ аудитории самых популярных фильмов и телешоу с 2010 по 2020 год показывает, что 83% мужчин и женщин старше 50 лет согласны с тем, что средства массовой информации и культура не осознают, насколько стереотипно они относятся к пожилым людям. Например, одно исследование показало, что женщины часто считают рекламу товаров для здоровья «нравоучительной», в то время как они предпочли бы более дружелюбный стиль коммуникации.
Перемены
К счастью, в последние годы репрезентация женщин старшего возраста на экранах меняется. В 2021 году женщины старше 40 лет были представлены в ключевых номинациях на кинопремиях — 46-летняя Кейт Уинслет, 47-летняя Ханна Уэддингем, 70-летняя Джин Смарт, 53-летняя Джиллиан Андерсон, 50-летняя Джулианна Николсон. В том же году «Оскар» за лучшую женскую роль получила 64-летняя Фрэнсис МакДорманд за роль в фильме «Земля кочевников», а награду за лучшую женскую роль второго плана получила 74-летняя Юн Ё Чжон.
Многие из них сыграли гораздо более интересных персонажей, чем стандартная «жена и мать». Например, Ферн, которую играет МакДорманд в «Земле кочевников», живет в автофургоне, лишившись имущества и связей с родным городом. Ханна Уэддингем была номинирована на «Золотой глобус» за роль Ребекки — хладнокровной владелицы футбольной команды в сериале «Тед Лассо». Ни разу за весь сериал Ребекку не спрашивают, почему в 50 лет у нее нет детей.
Рекламная индустрия также открывается женщинам старшего возраста. В 2019 году британский Vogue в партнерстве с L’Oreal Paris выпустил The Non-Issue (номер «Не проблема»), полностью посвященный женщинам в возрасте. На обложке — 82-летняя на тот момент актриса Джейн Фонда, в номере — Хелен Миррен (77 лет), Изабель Аджани (67 лет) и визажист Валь Гарланд (63 года).
Однако рекламная индустрия — это не только журналы и билборды. Сегодня бренды нацелены на интернет, в котором женщины старше 50 снова практически невидимы. Научная сотрудница Грацкого университета, одна из создательниц исследовательской группы по изучению старения, Сольвейг Харинг, отмечает, что в блогосфере и на YouTube-каналах голоса женщин старшего возраста не слышны. Если пользователи YouTube и проявляют к ним интерес, то их запросы носят большей частью негативный характер — old bitches, crazy old women («старые стервы», «сумасшедшие старухи»).
С точки зрения социальных отношений женская старость наступает гораздо раньше мужской и сопровождается чрезмерными требованиями общества к внешнему виду. Хейли М. Гиббонс из Иллинойсского университета в Чикаго даже ввела термин «принудительная молодость», чтобы описать социальные ожидания, с которыми сталкиваются женщины, — юная внешность, здоровье, трудоспособность, отсутствие инвалидности.
В этом смысле показательны реакции на сериал «И просто так» — сиквел легендарного «Секса в большом городе», вышедший в 2021 году. Он без стеснений показывал, как женщины после 50 лет решают проблемы в личной жизни, теряют близких, обретают новые ценности и в целом продолжают жить насыщенной и полноценной жизнью. Одни критиковали сценарий за то, что героини совершенно не повзрослели — продолжали переживать из-за пустяков и искать себя. Другим не нравилось, что у них появились морщины и седина.
Нерассказанные истории
Как и с гендерным неравенством в других областях, очень многое зависит от лиц, принимающих решения и распределяющих ресурсы. Только 6% представителей рекламной индустрии — люди старше 50 лет; те из них, кто занимает управленческие посты, — в большинстве мужчины. Женщины старше 50 лет в рекламной индустрии так же редки, как и на экранах.
Чтобы преодолеть эйджизм и сексизм в индустрии развлечений, чтобы спровоцировать изменения и решить проблему невидимости, нужно больше женщин старшего возраста на экранах, больше женщин за камерой и в сценарных студиях. В эпоху множества стриминговых сервисов это еще и выгодно, ведь женщины потребляют больше медиаконтента, чем мужчины.
Эйджизм как тип предубеждений парадоксален и удивителен не только тем, что приемлем в большинстве мировых культур, но также тем, что нацелен не на что-то необычное и отличающееся от нас, а на нас же самих — только в будущем. Старение неизбежно вне зависимости от места рождения, цвета кожи, сексуальной ориентации и пола. Не замечать этого — значит игнорировать миллионы женщин, жизнь которых не заканчивается из-за цифр в паспорте.