Дело Линды ЛеКлэр: как студентка возглавила сексуальную революцию в университетах США
К 1965 году большинство университетов в США запретили студентам приводить в общежития лиц противоположного пола. Так администрации учебных заведений пытались бороться со свободной сексуальной жизнью в кампусах — правда, ограничения распространялись в основном на студентов-девушек. Это правило существовало и в Barnard College — частном женском колледже при Колумбийском университете на Манхэттене, где учились девушки из состоятельных семей со всей страны. Родители надеялись, что там их оградят от «искушений» городской жизни.
Студентки, которые хотели обойти запрет, понимали, что единственный выход — найти отдельное жилье. Но учащимся первого и второго курсов запрещали жить вне территории университета. Исключения делались только для замужних студенток и тех, кто работал нянями или домработницами. В 1968 году второкурсница Линда ЛеКлэр воспользовалась этой лазейкой, чтобы съехаться со своим бойфрендом — студентом Колумбийского университета Питером Бером. Она обманула руководство университета, сказав, что работает домработницей.
4 марта 1968 года в The New York Times вышла статья под названием «Соглашение: жить вместе ради удобства, безопасности и секса». В нем некая Сьюзан — под этим именем скрывалась Линда — рассказала, что они с бойфрендом вместе уже два года и совместная жизнь помогла им не только создать ощущение эмоциональной безопасности, но и улучшить успеваемость. Детали истории — возраст героини, имя бойфренда, название колледжа — позволили установить личность «Сьюзан». В Barnard College начался громкий скандал.
Скандал в женском колледже
Президент колледжа Марта Питерсон потребовала исключить Линду, но студенты вступились за нее и начали протестовать. Вскоре Barnard College привлек к себе внимание всей страны: о происходящем рассказали Time, Newsweek и Saturday Review. Противостояние Линды и руководства колледжа освещалось на первых полосах New York Times почти ежедневно в течение нескольких недель.
Репортеры добрались до родителей Линды. Ее отец, Пол ЛеКлэр, был помощником вице-президента Nashua Bank and Trust Company, занимался рассрочками по кредитам. Мать, Эвелин ЛеКлэр, была домохозяйкой. Они говорили, что в их родном городе люди не обсуждают секс открыто, и считали это правильным. Сама Линда в детстве посещала воскресную школу и пела в церковном хоре.
13 марта студенческая газета Barnard Bulletin опубликовала письмо Линды, в котором она заявила, что правила проживания в общежитии дискриминируют женщин, потому что у студентов-мужчин в Колумбийском университете не было таких ограничений. Более мягкое отношение к ним было связано с тем, что отчисленных мужчин могли призвать в армию, а значит, отправить воевать во Вьетнам. «Колледж Barnard был основан на принципе равенства женщин и мужчин. Однако простое сравнение с Колумбийским университетом показывает, что принципы на бумаге и реальность не одно и то же. Если женщины — самостоятельные, умные люди, почему мы должны находиться под присмотром и соблюдать комендантский час?» — писала Линда.
Бунт студенток
По просьбе Линды на 16 апреля 1968 года были назначены слушания по ее делу перед судебным советом колледжа, на них собралось более 250 человек. В обращении к судебному совету Линда сказала: «Колледж не имеет права контролировать личную жизнь. Это исключительно учебное заведение. Правила проживания в кампусе дискриминируют нас по полу, возрасту, классу колледжа». Заседание длилось пять часов и завершилось тем, что совет встал на сторону Линды и выступил против ее исключения, при этом признав, что она нарушила правила колледжа. В качестве наказания ей всего лишь запретили посещать столовую.
Однако президент колледжа Марта Питерсон, несмотря на решение совета, решила все же отчислить Линду и написала ей, что ее дальнейшее обучение в колледже не имеет смысла. В ответ на это студентки устроили сидячую забастовку перед офисом Питерсон и вручили ей петицию в поддержку Линды, которую подписали более половины всех учащихся Barnard College.
Питерсон завалили письмами и звонками по поводу дела Линды. Некоторые из них были в поддержку студентки, но были и те, кто требовал ее исключить. Выпускник Колумбийского университета, отец троих детей, в шутку советовал не запрещать Линде ходить в столовую, а сразу прикрепить ей на грудь алую букву (это отсылка к роману «Алая буква» Натаниэля Готорна, в котором главной героине, совершившей адюльтер, пришлось носить вышитую букву А). «Да здравствует отсутствие свободы — это любопытная идея университета», — добавил он. Священник из небольшого городка в Западной Вирджинии писал: «Когда я учился в школе, мы таких девочек называли словом на букву Ш». В Южной Каролине диктор на радио заявил, что Линда подрывает базовые основы семейных и моральных ценностей, на которых стоит США. Родители Линды отказались содержать дочь.
Студентки протестовали неделями и добились от президента колледжа Марты Питерсон решения не отчислять Линду. Однако в итоге она и ее бойфренд сами ушли из колледжа, чтобы жить в коммуне на одной из ферм. Питерсон предлагала Линде вернуться в новом учебном году, «если она исправит свое недопустимое поведение», но та отказалась.
Победа
31 мая 1968 года вышел номер журнала Life, где целый раздел был посвящен вопросам сексуальной жизни студентов. Историю Линды ЛеКлэр там назвали «моментом, который изменил мораль эпохи». К концу лета Barnard College все-таки поменял свою политику в отношении проживания студенток — им разрешили жить вне кампуса с разрешения родителей. Однако этого послабления девушкам показалось мало, поэтому в октябре 40 студенток демонстративно нарушили правила колледжа, пустив молодых людей в комнаты после наступления комендантского часа. Руководство университета сначала угрожало им дисциплинарными взысканиями, но было вынуждено сдаться, потому что протесты не прекращались. Правила, впрочем, не смягчили.
Победой студенток вдохновились учащиеся других американских университетов. В феврале 1969 года в Университете Теннесси 350 студентов устроили митинг за отмену комендантского часа для женщин. Администрация учебного заведения сначала пошла на уступки, но потом вернула правила. Тогда в 1970 году женщины в Теннеси снова вышли на митинги. Волна возмущения достигла Бостона, где для старшекурсниц отменили комендантский час. Многие другие университеты в США решили не дожидаться, пока в их кампусе разразится скандал, и стали самостоятельно менять регламенты.
Осенью 1968-го Питер вернулся в университет, Линда же решила, что им пора расстаться. Она отправилась в родной Нью-Гемпшир, активно выступала против ядерного оружия и позже все-таки получила высшее образование в Университете штата Нью-Йорк. Внимание прессы и излишние подробности личной жизни Линды вынудили ее сменить имя, чтобы связанный с ней скандал не влиял на жизнь ее семьи и ее самой. В истории Линда осталась одним из символов сексуальной революции 1960-х.
В 50-летнюю годовщину протестов Barnard College опубликовал статью о выступлениях студентов колледжа в поддержку Линды ЛеКлэр, подчеркивая, что их участники были прогрессивными, образованными, неравнодушными молодыми людьми, готовыми защищать свои гражданские права даже вопреки официальной политике заведения.