К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новая женственность: как женщины 1920-х отвергли корсеты, брак и викторианскую мораль

Девушки-флэпперы в 1925 году (Фото Kirn Vintage Stock / Corbis via Getty Images)
Девушки-флэпперы в 1925 году (Фото Kirn Vintage Stock / Corbis via Getty Images)
«Ревущие двадцатые» дали женщинам право голосовать и тратить заработанные собственным трудом деньги. Тогда же в США появились флэпперы, которые своим поведением разрушали традиционные представления о женственности: они ярко красились, коротко стриглись, водили автомобили и ходили на петтинг-вечеринки

Гедонизм и потребление

Флэпперы — это эмансипированные женщины. Происхождение термина неизвестно, но есть несколько версий. По одной, название относится к моде 1920-х носить расстегнутые галоши, которые «хлопали» (англ. flapped) при ходьбе. По другой, термин происходит от слова flap из британского сленга XVI века — сначала им обозначали девушек, занимавшихся проституцией, а спустя время стали называть взбалмошных девочек-подростков. 

Флэпперы как социальное явление появились вместе с массовой индустриализацией и урбанизацией. 1920-е в США ознаменовались техническим бумом: наладилась добыча нефти и металлов, развивались сети железных дорог, радиовещание стало повсеместным, началась электрификация фабрик. На рынке появились первые техногиганты — например, автопроизводитель Ford. Автомобильная промышленность росла стремительно — с 1908 по 1927 год Генри Форд  продал 15 млн автомобилей модели T. Количество водителей в США за десятилетие увеличилось втрое. 

Сельскохозяйственное производство также стало более механизированным — села перестали нуждаться в большом количестве рабочей силы. Это побудило молодых людей искать заработок на фабриках и переезжать в крупные города. Тогда рабочий класс стал значительной частью городского населения. Вместе с индустриализацией началась и активная урбанизация: в 1920 году впервые за историю США более 50% населения проживали в городах. 

 
Флэпперы в ресторане в Чикаго в 1928 году (Фото Kirn Vintage Stock·Corbis via Getty Images)

От традиционной семьи из нескольких поколений общество перешло к нуклеарной семье (состоящей из родителей и несовершеннолетних детей), потому что повзрослевшие дети, как правило, стали переезжать туда, где они могут найти работу. Ослабло влияние старшего поколения на младшее.

Во время Первой мировой войны, в которую США вступили в 1917 году, женщины массово стали работать на производстве. Ранее американки занимались в основном «женским трудом»: были прислугой, канцелярскими работницами и продавщицами. Но теперь женщины начали получать более высокие зарплаты, а следовательно, стали активными потребителями. Американки смогли выбирать, как они хотят выглядеть и как тратить деньги. Наконец, в 1920 году белые женщины получили избирательное право.

 

Американский историк Джошуа Зейтц писал, что «новые женщины» 1920-х порывали с традиционными американскими ценностями. Они отказались от викторианской морали — хороших манер, сдержанности и религиозности, — которой придерживались их матери, и выставляли напоказ свое презрение к приличиям. Флэпперы стали первым поколением, чья жизнь попала под влияние культуры потребления и которое  воспитывалось не столько на религии, сколько на рекламе. К тому же из-за войны наступило разочарование в идеях долга, жертвенности и высшего блага. Смыслом жизни стал гедонизм.

Мода, танцы и петтинг-вечеринки

В «ревущие двадцатые» наступил расцвет джазовой музыки, радикально изменился стиль одежды. Флэпперы носили туфли на высоком каблуке, а тугие корсеты заменили на бюстгальтеры и нижнее белье. Они пользовались румянами, красной помадой, тушью для ресниц и предпочитали короткие стрижки. 

Впрочем, новая мода привела к тому, что в середине 1920-х годов среди молодых женщин случилась эпидемия расстройств пищевого поведения. Согласно статье из журнала Sex Roles 1986 года, соотношение объема груди и талии женщин, которые были представлены в Vogue и Ladies Home Journal, уменьшилось примерно на 60% в период с 1901 по 1925 год. Исследователи Висконсинского университета в Мэдисоне выяснили, что самый высокий уровень распространенности расстройств пищевого поведения приходится на 1920-е и 1980-е годы — два периода, когда «идеальная женщина» была самой худой в истории США.  

 
Женщины-флэпперы во время танцевального конкурса в Чарльстоне в клубе «Пародия» (Фото Hulton Archive·Getty Images)

В отличие от своих матерей и бабушек, чьи движения сковывал корсет, флэпперы могли с легкостью бегать, кататься на велосипеде и танцевать. Начало XX века стало временем одержимости танцами, которые сыграли символическую роль в истории женского освобождения.

Еще больше, чем новомодные танцы, общественность шокировали молодежные петтинг-вечеринки. Они отличались от оргий тем, что хотя и поощряли сексуальные эксперименты, но придерживались ограничений. Петтинг имел разное значение для участников: для некоторых это был долгий поцелуй, для других — более интенсивный физический контакт. Профессор Калифорнийского университета Паула Фасс и автор книги «Проклятые и прекрасные: американская молодежь в 1920-е годы» пишет, что петтинг был способом исследовать свою сексуальность и не переживать из-за потери девственности, беременности или инфекций.

Между 1914 и 1929 годом количество разводов в США удвоилось, а добрачный секс стал все более распространенным. Появилась субкультура женщин, которые обменивали секс на подарки, угощения и хорошее времяпрепровождение. На сленге преступного мира этих женщин называли «благотворительными девушками» — термином, который отличал их от тех, кто занимался проституцией, то есть брал за секс деньги. Встречи с «благотворительными девушками» часто проходили в Гарлеме — районе Нью-Йорка, который в то время был привлекательным для белых людей среднего класса. Среди молодых американцев считалось, что афроамериканцы более сексуально раскрепощенные и поэтому в Гарлеме, где компактно проживало чернокожее население, можно нарушать социальные условности. Росло и гомосексуальное сообщество — многие женщины пользовались возможностью получить новый опыт. 

Неизбежность разочарования 

Олицетворением эпохи стали Фрэнсис Скотт и Зельда Фицджеральд. Писатель называл жену «первым американским флэппером». В 1919 году перед свадьбой она написала в дневнике: «Брак был создан не как фон, а для того, чтобы нуждаться в нем. Мой будет выдающимся. Это не должно быть декорацией — это будет представление, живое, прекрасное, гламурное представление, и мир должен быть декорацией». Флэпперы не стремились к викторианскому браку, как предыдущие поколения, и желали от партнерства страсти, общих мечтаний, интеллектуального поиска и прежде всего веселья.

Зельда Фицджеральд и Фрэнсис Скотт (Фото Getty Images)

Фицджеральд запечатлел Америку 1920-х в романе «Великий Гэтсби». Типичная представительница флэпперов в нем — Джордан Бейкер, подруга Дэйзи, гольфистка, тусовщица и циник. В романе Фицджеральд задается вопросом, не потеряла ли страна моральные ориентиры с развитием культа потребления. Он критикует безнравственность, которая скрывается за блеском и гламуром, и предвещает неизбежность разочарования. 

 

Этот же исторический период — время расцвета Голливуда, который тоже оказался под влиянием новой женственности. А актрисы стали примерами для подражания. Одной из самых известных была Клара Боу, которая играла сексуальных кокеток со строптивым характером. Ее героини в основном роковые женщины, которые разбивали мужские сердца, но в конце концов находили любовь. В 1927 году Боу снялась в фильме «Крылья» — единственной немой картине, которая получила премию «Оскар».

Актриса Таллула Бэнкхед в окружении мужчин-актеров в 1930 году (Фото Hulton Archive·Getty Images)

Театр тоже был увлечен флэпперами. В 1923 году состоялась премьера пьесы «Танцовщицы» с актрисой театра и кино Таллулой Бэнкхед в главной роли. В основе сюжета — история двух очень разных женщин. Героиня Бэнкхед была профессиональной артисткой кабаре, чьи танцы символизировали ее независимость: она сама зарабатывала деньги и прокладывала путь к успеху.  Вторая была светской львицей, чье пристрастие к танцам привело лишь к невротической зависимости от ночных клубов, коктейлей и секса. 

О том, что флэпперы — потерянное поколение, чье существование лишено смысла, твердили их многочисленные критики. Например, газета «Эль-Пасо Геральд» писала, что флэпперы — самое грустное поколение, которое бесцельно прожигает время и деньги в поисках пустышек: «Они ничего не делают, но при этом наносят вред, потому что из них не выйдет ни матерей, ни жен. Они зарабатывают, только чтобы нарядиться. Их желания ограничены курением и ланчами в отелях». 

Консерваторы переживали из-за фривольной моды и слишком развязного поведения. В Нью-Йорке появилась «Консервативная Лига американских женщин», которая ставила своей целью следить за поведением и привычками молодежи. «Союз женщин-христианок за трезвость» выступал против петтинг-вечеринок и женского курения. 

 

Суфражистки старшего возраста, в свою очередь, беспокоились, что в стремлении к удовольствию лежит пренебрежение к тому, за что они боролись в свое время. Политические права женщин действительно казались флэпперам менее важными, но отчасти потому, что они стали бороться за свободу в личной жизни. 

С критикой флэпперов выступали и их ровесники. Например, режиссер, сценаристка и продюсер Лоис Вебер, которая к тому же иногда снималась в своих же фильмах. В 1916 году она стала самым высокооплачиваемым студийным режиссером в США. Один из самых скандальных фильмов Лоис Вебер, «Где мои дети?», был посвящен противозачаточным средствам и абортам — и то, и другое тогда было запрещено. В 1922 году Вебер заявила о желании создать новый женский типаж, чтобы противостоять флэпперам, которые «затуманили воображение Голливуда». Она предложила «женственную женщину», которая обладала «мозгами и характером» и была прежде всего «способна действовать». 

Вместе с крахом фондового рынка и началом Великой депрессии 29 октября 1929 года постепенно исчезла и субкультура флэпперов. В новых экономических реалиях они больше не могли позволить себе купаться в роскоши и искать удовлетворение в гедонизме. Впрочем, еще в 1925 году Зельда Фицджеральд писала о них: «Флэпперы! Они стареют. Они забывают свое кредо флэпперов и осознают только свое я. Они выходят замуж под громкое одобрение родственников и друзей. Они не пришли ни к одному из предсказанных «плохих концов», но в конце концов отправились туда, куда уходят все хорошие флэпперы, — в молодую замужнюю компанию, в скуку, условности и удовольствие от рождения детей, одолжив на время великолепие, мужество и яркость жизни, как и положено всем хорошим флэпперам».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+