В стиле кантри: как Диана Хендрикс стала богатейшей self-made женщиной Америки
75-летняя Диана Хендрикс уже готова к интервью, но решает добавить еще один последний штрих и быстро заходит в гардеробную. Возвращается она с маленьким значком в виде американского флага на лацкане приталенного пиджака. «Я очень люблю свою страну. Как же мне повезло родиться в Америке! ― восклицает она. ― На моем пути никогда не было запертых дверей. И мне никогда не приходилось задумываться о том, что я женщина и не могу заниматься тем, чем занимаюсь».
Патриотизм Хендрикс бросается в глаза на всех 880 кв. м ее дома на юге Висконсина. В кабинете у нее стоит статуэтка Рональда Рейгана верхом на лошади, ее совместное фото с Дональдом Трампом, а рядом ― стопка книг с заголовками вроде «Доктрина MAGA», «Земля надежды» и «Снова в игре». На первом этаже ― крупноформатный принт ограниченной серии, идентичный тому, что висел в Белом доме у Трампа: на нем изображены десять президентов-республиканцев (Дуайт Эйзенхауэр держит в руках бокал виски, а трезвенник Трамп попивает диетическую колу). За окном стоит бронзовая скульптура: выполненный в натуральную величину индеец с Великих равнин бдительно наблюдает за тремя лошадьми породы клейдесдаль, которые раньше участвовали в рекламных мероприятиях пивного бренда Budweiser.
Слоган принадлежащего Хендрикс поставщика кровельных материалов ABC Supply из городка Белойта в штате Висконсин ― «Исполняем американскую мечту с 1982 года», а одной из семи ключевых ценностей компании заявлена «гордость за Америку». Всем управленцам фирмы показывают видеоклип на песню кантри-музыканта Ли Гринвуда «God Bless The U.S.A.» (англ. «Боже, благослови США»), а сам исполнитель часто выступает на корпоративных мероприятиях.
Хендрикс верит в американскую мечту, потому что живет ею сама. В подростковом возрасте она стала матерью и, чтобы обеспечить себя, одно время работала официанткой. В 1982 году вместе с мужем Кеном она стала соучредительницей компании ABC Supply, ставшей впоследствии крупнейшим в Соединенных Штатах оптовым поставщиком кровельных материалов, сайдинга и окон. После смерти мужа в 2007 году предпринимательница продолжила стремительное расширение бизнеса, покупала конкурентов и увеличила сеть торговых точек в два с лишним раза, до 900 локаций. В 2021 году доход составил рекордные $15 млрд. «В текущем году объем продаж составит приблизительно $18 млрд, ― прогнозирует владелица предприятия. ― Мы уже не маленькая компания. С тех пор как скончался Кен, она стала в пять раз больше».
Хендрикс держит 100% бизнеса, владеет фирмой-застройщиком и холдингом с долями в 18 других предприятиях. Ее состояние оценивается в $12,2 млрд. За последние пять лет стоимость ее активов выросла втрое, и ни одной другой предпринимательнице в истории США эту отметку переплюнуть пока не удалось. Для сравнения: состояние второй богатейшей self-made женщины Америки Джуди Фолкнер, ставшей первопроходцем в сфере электронных медицинских карт и проживающей, кстати, тоже в Висконсине, оценивается «всего лишь» в $6,7 млрд.
«Думаю, вряд ли бы у Кена получилось то, чего добилась Диана», ― говорит Роб Гербитц, генеральный директор агентства недвижимости Hendricks Commercial Properties. Недавно фирма заплатила $42 млн за гостиницу в калифорнийской Санта-Барбаре и построила за $40 млн стадион для Малой лиги бейсбола в Белойте.
На пути к успеху Хендрикс выкладывается на полную. Она стремится оказывать влияние везде — от национальной политики и создания рабочих мест до исследований в сфере онкологии и реформы школьного образования.
«Все знают, что я консерватор», ― заявляет Хендрикс. С 1992 года она пожертвовала свыше $40 млн кандидатам-республиканцам, в том числе $5 млн в виде подарков бывшему губернатору Висконсина Скотту Уокеру и $50 000 Скотту Прюитту, скандальному администратору Агентства по охране окружающей среды, чтобы тот мог расплатиться с адвокатами, представлявшими его интересы в целой череде разбирательств по вопросам этики.
Одной из самых серьезных проблем, стоящих сегодня перед бизнесом, Хендрикс считает малое количество людей, которые по-настоящему ценят свою работу. «Раньше любая работа была в радость. Каждый гордился своим делом, ― размышляет она. — Я такая старая, а все еще хожу на работу, потому что по-прежнему нахожусь в здравом уме. Я чувствую, что делаю это все не зря». Сама Хендрикс, к слову, просыпается по будням в 5:00 утра, а в 7:00 уже выходит из дома.
Трудовую этику в ней воспитала молочная ферма в Оссео, провинциальном городке с населением почти 1800 человек в Висконсине. Диана была четвертой из девяти дочерей. Доить коров и ездить на тракторе ей не разрешали (по словам ее отца, это «мужская работа»), но по дому у нее была куча обязанностей, включая присмотр за младшими сестрами. К 10 годам девочка поняла, что хочет более интересной жизни, чем работа по хозяйству. «Не хочу быть фермершей, не хочу выходить за фермера», ― думала она тогда. А хотела она носить костюм и работать в городе ― Миннеаполисе, ближайшем к ее дому мегаполисе.
Но в 1964 году планы пошли прахом, когда в возрасте 17 лет она забеременела и ей пришлось бросить школу. Она вышла замуж за отца ребенка и переехала за 300 км в Джейнсвилл. Через три года пара развелась. В статусе матери-одиночки Диана устроилась на работу официанткой в ночной клуб Playboy. «В жизни всякое случается», ― вспоминает Хендрикс.
Вскоре она занялась реализацией недвижимости по всему югу штата Висконсин, а еще стала продавать дома по индивидуальным проектам. Так в возрасте 22 лет она познакомилась с Кеном Хендриксом, подрядчиком, специализирующемся на кровельных работах. В 1976 году они поженились, а в течение следующих трех лет скупили 200 старых домов, отремонтировали их и стали сдавать в аренду студентам колледжей. «Я отчистила много туалетов», ― вспоминает Диана.
В 1982 году они заложили все свое имущество и получили от банка кредит в размере $900 000 на покупку двух магазинов строительных материалов, где дела шли неважно. Затея состояла в том, чтобы закупать материалы напрямую у изготовителей и потом перепродавать подрядчикам и строителям вроде Кена. Уникальным предложением стал неслыханный для отрасли уровень клиентского обслуживания. Через пять лет сеть ABC Supply разрослась до 50 магазинов, а годовой доход составлял около $140 млн.
В 1998 году объем продаж достиг $1 млрд. Тогда же чета Хендриксов пригласила на должность президента компании Дэвида Лака, топ-менеджера из чикагского офиса японского производителя автозапчастей Bridgestone. Сделав его президентом, супруги принялись искать для своего бизнеса новые проекты. «Она вместе с моим папой горела желанием помочь компаниям, испытывающим трудности, так что многих они спасли от банкротства и взыскания по закладной», ― объясняет Конья Хендрикс-Шу, одна из семерых (включая четверых приемных) детей предпринимательницы.
А потом обвалилась крыша ― в буквальном смысле. 21 декабря 2007 года Кен вернулся домой с делового ужина и пошел проверить новую кровлю над гаражом. Крыша под ним провалилась, и тем же вечером он умер в операционной.
Многие ожидали, что Хендрикс уйдет из бизнеса. Компанию предложил выкупить один из конкурентов. «Они думали, что раз я женщина, то все продам», ― рассказывает владелица ABC Supply. Но вместо этого она попросила Лака стать генеральным директором, а себя назначила председателем совета правления.
Это было трудное время, и не только потому что она потеряла мужа, с которым прожила 40 лет. С 2006 по 2009 год объем продаж сократился на 7%, поскольку обрушился рынок недвижимости. Компании впервые пришлось закрывать магазины.
Однако во всей этой суматохе Хендрикс разглядела новые перспективы. Воспользовавшись резким падением цен, в 2010-м она провернула крупнейшую сделку в истории ABC Supply, купив конкурирующую фирму Bradco за $1,6 млрд. Чтобы найти средства, предпринимательница уступила 40% акций ABC Supply стороннему покупателю при условии, что в течение пяти лет долю можно будет выкупить обратно. Она выкупила ее раньше, чем через четыре года. «Я до сих пор не могу вспоминать это без дрожи, ― признается Хендрикс. ― Потому что я понимала, что рискую компанией, которую хотела отдать в управление детям. Свою фирму мы не продадим никогда». В 2016-м Хендрикс приобрела за $674 млн поставщика строительных материалов L&W Supply из Чикаго.
С тех пор Хендрикс сделала все возможное, чтобы ее наследие не ограничивалось одними кровельными материалами. Ее персональный проект ― обновленная территория металлургического завода Белойта. С момента смерти Кена Диана вложила в перепланировку этого пространства $85 млн. Раньше это был металлообрабатывающий завод, а теперь здесь стоит сверкающий комплекс, где расположились Ассоциация молодых христиан (YMCA), городская Торговая палата и 46 малых предприятий, на которых занято 1800 сотрудников.
Хендрикс дважды победила рак (матки в 33 года и груди в 69 лет) и сегодня является председателем совета директоров в компании NorthStar Medical Radioisotopes, которая для обнаружения и лечения определенных форм онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний применяет методы ядерной медицины и радиоизотопных исследований. В предприятие женщина вложила уже $550 млн, хотя годовой объем продаж составляет лишь $10 млн.
Узнав, что оценку «отлично» при проверке грамотности (которая проводится по всему штату Висконсин) получают менее 20% подростков из Белойта, предпринимательница помогла с финансированием одной городской независимой школы ― учебное заведение под названием Академия Линкольна открылось в прошлом году.
Помимо этого, Диана расширяет сеть своих бутик-отелей, и теперь они есть не только в Висконсине, но также в Индиане, Айдахо и Калифорнии.
Единственное реальное препятствие ― время. «Это самый неприятный аспект старения, ― сетует руководительница. ― Подумать только... Нужно еще столько всего успеть!»
Перевод Антона Бундина