«Злая сестра Петра I»: почему биографию царевны Софьи пора переосмыслить
Царевна Софья осталась в истории как «злая сестра Петра I», стремившаяся занять трон в обход законных наследников. Однако при ней была создана Славяно-греко-латинская академия и заключен ряд важных международных договоров. Сама царевна, с ее умом и образованием, могла бы стать неплохой правительницей — но препятствием к этому был ее пол
«Имела много ума» и семь добродетелей
Софья родилась 17 сентября 1657 года. Она была шестым из 16 детей царя Алексея Михайловича Романова и царицы Марии Милославской. Многие ее братья и сестры умерли в юном возрасте.
Поэт Симеон Полоцкий, занимавшийся воспитанием царских детей, отмечал, что Софья куда быстрее остальных осваивала грамоту. Царевна действительно оказалась способной ученицей — она овладела польским, греческим и латинским языками, увлеклась историей, много читала (в том числе о реформах английской королевы Елизаветы I), а также писала стихи.
Современник царевны, справщик Московского печатного двора Сильвестр Медведев отмечал, что ей достались семь добродетелей: целомудрие, благочестие великодушие, щедрость, мудрость, правдолюбие и, наконец, дар слова. «Резко отрицательных отзывов современников о Софье мы не знаем», — замечает доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ Александр Филюшкин. Однако, несмотря на ум и таланты Софьи, некоторые все равно судили о царевне в первую очередь по внешности и откровенно насмехались над ней, поскольку считали недостаточно красивой. Французский дипломат Фуа Де ла Невилль в труде «Любопытное и новое известие о Московии» писал: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах. Ее ум и достоинства вовсе не несут на себе отпечатка безобразия ее тела, ибо насколько ее талия коротка, широка и груба, насколько же ум ее тонок, проницателен и искусен». При этом сам француз царевну не видел: он привел рассказ одного из придворных.
Впрочем, ум и другие таланты Софьи, казалось, ей не пригодятся: в России XVII века женщине реализоваться было крайне тяжело.
«Двери в терема царевен растворились»
Жизнь знатных девушек во времена Софьи была непростой, а у царевен ограничений было больше, чем у других. «Где-то до совершеннолетия жили в тереме [с матерью], а после совершеннолетия переезжали за стенку в монастырь, так как жизненных перспектив у них не было. Замуж нельзя, поскольку не за кого. За своих нельзя, потому что по сравнению с царем все холопы. А за иностранцев нельзя, поскольку они все иноверцы. Поэтому перспектива только одна — монастырь», — рассказывает историк Александр Филюшкин.
Софья с существующими устоями мириться не собиралась — и не только она. Когда Софье было 12 лет, ее мать умерла, и царь женился второй раз. Вместе с новой царицей Натальей Нарышкиной «проникли во дворец новые обычаи и взгляды, когда двери в терема царевен растворились и заключенницы увидали свет божий, когда более сильным из них представилась возможность пройти дальше за порог, расправить силы, поглядеть, почитать и послушать прежде невиданное, нечитанное и неслыханное, набраться новых мыслей, познакомиться с новыми чувствами», — писал историк Сергей Соловьев. Но отношения между мачехой и падчерицей (Наталья была ровесницей Софьи), судя по всему, были напряженными. Две семьи, в каждой из которых были сыновья, претендующие на трон, соперничали.
Амбициозная Софья из этой борьбы формально была исключена. Шла вторая половина XVII века, женщины в России не правили со времен княгини Ольги (в 945–955 годах), если не считать пятилетнего регентства Елизаветы Глинской при Иване Грозном (в 1533–1538 годах). А до того, как Екатерина I самостоятельно взошла на престол 1724 году, нарушив эту традицию, оставалось еще полвека.
Хорошая сестра
В 1676 году на престол взошел брат Софьи Федор Алексеевич, и царевна стала его советницей. Для XVII века было немыслимо, чтобы женщина вмешивалась в государственные дела. Под предлогом ухода за Федором, который был крайне болезненным юношей, царевна ходила в царские покои и там напрямую общалась с боярами и советниками юного царя.
Федор проводил прогрессивные реформы, в частности, в 1682 году отменил местничество — порядок распределения государственных должностей по принципу «чем знатнее род, тем выше должность». При нем страна начала преображаться. Принято считать, что это Петр Великий «прорубил окно в Европу», но уже во время правления Федора дворяне начали брить бороды и одеваться по венгерской и польской моде.
Однако через шесть лет после восшествия на престол Федор Алексеевич умер. С его смертью пошатнулось и положение Софьи. Вопрос был в том, кто станет следующим царем и сможет ли при нем царевна реализовывать свой потенциал. «Повторялась ситуация, которая в русской истории уже была в 1530-е годы, когда наследник (будущий Иван Грозный) был малолетен, — объясняет Александр Филюшкин. — Это означало, что править будет Боярская дума, что править будет не государь, который физически не способен это сделать, а... кем-то назначенный боярский совет, регентский совет». Все это осложнялось тем, что наиболее дееспособной по возрасту в то время как раз была Софья, говорит историк, — но женщина на престоле была чем-то немыслимым.
Между тем возникла идея сделать царем в обход старшего брата Ивана 10-летнего Петра. Иван Алексеевич был «забыт» как кандидат на престол не просто так: царевич был «разумом не бодер», объясняет Александр Филюшкин, и не годился для самостоятельного правления. Это не устроило Милославских — родственников Ивана, среди которых была и царевна Софью.
Тройной трон
После панихиды в честь усопшего Федора Алексеевича Софья объявила: «Наш брат Иоанн старший, а его не избрали царем! Если мы провинились в чем перед вами и боярами, то пусть нас пошлют в чужие края, к христианским королям!» Затем прошел слух, что Иван был убит в Кремлевских палатах. Узнав об этом, 15 мая 1682 года стрелецкое войско отправилось к Грановитой палате Кремля, чтобы расправиться с Нарышкиными — родственниками царицы Натальи и маленького царевича Петра, которых объявили предателями. Сочувствовавших им бояр убивали, а их тела таскали по городу, издевательски крича: «Боярин едет! Дорогу!» Был убит брат царицы Натальи Иван Нарышкин.
После этого Нарышкины согласились венчать на царство сразу двоих — Ивана Милославского (Иоанна V) и Петра. Регентом при несовершеннолетних братьях стала Софья. «Петр и его окружение оказались унижены, они проиграли эту партию. Возникла первая линия непонимания, первая черная кошка, которая пробежала между Петром и Софьей», — считает Александр Филюшкин.
Для молодых царей сделали двойной трон, хотя фактически он был «тройным»: за сиденьями для царей было прорезано небольшое окошко, которое задрапировали бархатом. Через это потайное окошко во время официальных приемов царевна Софья подсказывала братьям, что отвечать и как себя вести. Молодую регентшу стали называть «великая государыня царевна и великая княжна Софья Алексеевна». Через два года после восхождения на престол Иоанна и Петра она приказала чеканить свой портрет на монетах, а в 1686-м объявила себя самодержицей. Официально этот титул Софья получила в 1687 году.
Софья изменила некоторые законы, в частности, смягчила наказание за воровство — если раньше вора казнили, то при Софье стали ограничиваться отсечением руки. Но когда в Грановитую палату пришли лидеры старообрядцев, чтобы «побить челом об исправлении православной веры», Софья на следующее утро приказала арестовать зачинщиков. Один из них, утверждавший, что победил в диспуте, был казнен, другие разосланы по дальним монастырям.
Царевна занялась образовательной сферой. В Москве появилась Славяно-греко-латинская академия, а в планах у Софьи было также взяться за женское образование: она понимала, какими преимуществами могла обладать образованная женщина.
Правительница активно занялась и внешней политикой. В 1689 году был подписан Нерчинский договор с Китаем, который впервые определил границу между двумя государствами. А в 1686-м был заключен «Вечный мир» с Речью Посполитой, по которому Россия получила, в частности, Смоленск. Но главным достижением были не земельные приобретения, а конец самой долгой войны в российской истории. Военный конфликт с перерывами на перемирия длился с конца XV века и растянулся почти на 200 лет. Благодаря Софье в нем была поставлена точка.
Потеря власти и репутация злой сестры
Софья понимала: она не сможет править долго. В отличие от Иоанна ее сводный младший брат Петр был дееспособным и наверняка бы отстранил сестру от государственных дел. В 1689 году прошел слух, что при поддержке Софьи готовится новый стрелецкий бунт и на этот раз его цель — убийство Петра. Петр, который в то время был в селе Преображенское, бежал в Троице-Сергиев монастырь. Сегодня историки сомневаются, что Софья действительно готовила заговор. От идеи убить брата ее отговорил фаворит Василий Голицын, он же предложил ей другой, куда менее кровожадный план: женить брата Иоанна, а затем снова стать регентшей, но уже при его наследнике, Петра же постричь в монахи. Это позволило бы Софье де-факто занимать трон еще долгие годы.
Этим планам сбыться было не суждено. После слухов о заговоре на Москву выдвинулись верные Петру войска, и Софья была заключена в Новодевичий монастырь. Так она потеряла власть, а перед окнами ее кельи по приказу царя были повешены сторонники царевны.
«У нее сохранился свой двор, сохранились свои люди, но до конца жизни она пребывала в монастыре под именем сестры Сусанны», — рассказывает историк Александр Филюшкин. 3 июля 1704 года Софья умерла. Ее похоронили в Новодевичьем монастыре. После смерти о ней стало ходить множество народных легенд. Согласно одной из них, царевна на самом деле похоронена в нижегородском старообрядческом скиту Шарпан, куда она якобы сбежала. По словам Филюшкина, показательно, что такие легенды возникали: в народе к Софье относились с гораздо большим теплом и сочувствием, чем при дворе Петра I.
Несмотря на все свои таланты и заслуги, царевна вошла в историю скорее как отрицательный персонаж — жестокая сестра, задумавшая погубить родного брата ради власти, организатор бунтов и преследовательница религиозных оппонентов. Возможно, живи образованная и деятельная царевна в другую эпоху, ее талантам нашлось бы лучшее применение.