К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мировое искусство: как женщины-художницы говорили о гуманизме в своих работах

«Сигнал SOS», 1914, Эвелин де Морган (фрагмент) (Фото: De Morgan Foundation)
«Сигнал SOS», 1914, Эвелин де Морган (фрагмент) (Фото: De Morgan Foundation)
В XX веке женщины, посвятившие себя искусству, начали выступать в своих работах с мощными гуманистическими посланиями. Они создавали живопись, гравюры, скульптуры и рисунки, которые принесли им признание и вписали их имена в историю искусства. Forbes Woman рассказывает о восьми художницах
Эвелин де Морган
«Видение», 1914 (Фото Wikimedia Commons)

Эвелин де Морган

Эвелин де Морган считают последовательницей прерафаэлитов, но их стилистику она соединила с остросоциальной темой, что само по себе было новаторством, поскольку художники этого направления предпочитали евангельские сюжеты и средневековую романтику, ассоциируя себя с живописцами раннего Возрождения («до Рафаэля»). Де Морган создала более 15 работ, в которых призывала к миру.

Анита Уиллкок
«Солидарность навсегда», 1932 (Фото Judy Seidman·CC BY 3.0·Wikipedia.org)

Анита Уиллкок

В 1918 году американская художница Анита Уиллкокс в качестве реквизитора оказалась на фронте Первой мировой в составе театральной труппы, которая поднимала дух американских солдат. Домой Уиллкокс вернулась убежденной пацифисткой. В 1920–1930-е работала иллюстратором, создала свою знаменитую работу «Новая американская женщина» и написала книгу «Между работой и детьми», которую, впрочем, никто не хотел издавать. Начало Второй мировой вогнало Аниту в депрессию. По ее словам, она была буквально парализована. В конце 1940-х Уиллкокс активно рисовала плакаты для организации «Американцы за Организацию объединенных наций», надеясь, что создание ООН поможет установить мир во всем мире.

Кете Кольвиц
«Зерна, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты», 1941 г. (Фото Käthe Kollwitz Museum Berlin)

Кете Кольвиц

В начале Первой мировой оба сына Кольвиц ушли на войну добровольцами, и один из них погиб в первом же сражении в возрасте 18 лет. Убитая горем Кете на протяжении многих лет создавала мрачные гравюры, которые рассказывали о личной драме. Одну из своих последних работ, на которой изображена мать, укрывающая детей, Кольвиц подписала словами Гете: «Семена, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты».

 Франс Амлен
«Клетка», 1943 (Фото Musée de la Résistance nationale)

Франс Амлен

Вместе с мужем Франс Амлен была участницей французского Сопротивления. Их арестовали за то, что они укрывали в своем доме евреев. Мужа Франс отправили в Бухенвальд. Сама она, будучи беременной, попала в тюрьму, где сделала серию рисунков, посвященных быту женщин-заключенных.

Сири Декерт
Оформление станции «Эстермальмсторг», 1953 (Фото DR)

Сири Декерт

Шведская художница Сири Декерт в 1910-х работала модным иллюстратором, как тяготела к кубизму и фовизму. В 1940-х увлеклась феминистскими идеями. Когда после Второй мировой Декерт начала получать заказы на оформление публичных пространств, в них стали появляться политические высказывания. Одной из самых новаторских работ стало оформление станции «Эстермальмсторг» стокгольмского метрополитена: Декерт вручную вырезала на бетоне рисунки и надписи (напоминающие граффити) феминистского и пацифистского содержания.

Марта Рослер
«Война с доставкой на дом: дом, милый дом», 1967-1972 (Фото Artifex.ru)

Марта Рослер

Годы войны во Вьетнаме совпали со второй волной феминизма, когда женщины стали активно заявлять о себе в том числе и в искусстве. В работах Марты Рослер, сделанных в это время, почти рекламные изображения счастливых американских домохозяек сопоставлены с кадрами, сделанными на передовой. Так художница призывала американцев не оставаться безразличными.

Нэнси Сперо
«Поиск и уничтожение», 1967 (Фото Galerie Lelong, New York)

Нэнси Сперо

Нэнси Сперо создавала гуаши небольшого размера, противопоставляя свое искусство «серьезной» крупноформатной живописи. Рисунки с преобладанием нежных пастельных тонов на первый взгляд кажутся абстрактными, но, присмотревшись, на них можно разглядеть сцены насилия и разрушений. Самый частый мотив — вертолет.

Марина Абрамович
«Балканское барокко», 1997 (Фото Marina Abramoviс Archives)

Марина Абрамович

В 1997 году Марина Абрамович создала «Балканское барокко» — перформанс, посвященный жертвам гражданской войны в Югославии. В течение четырех дней по семь часов художница сидела на куче сырых коровьих костей, щеткой отмывала с них кровь и пела балканские песни. Но кровь не отмывалась, а вокруг стоял смрад от разлагающейся плоти.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+