«Кажется, пора идти на завод»: как живут тиктокеры после заморозки соцсетей
«Ваша Маруся» — Маруся Климова, блогер, певица. Аудитория ее соцсетей: TikTok — 10,6 млн подписчиков, Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) — 3,5 млн подписчиков, YouTube — 640 000 подписчиков, VK — 240 000 подписчиков. Среди выпущенных треков — «Танцевать вот так», «Мыльный пузырек», «Шоколад», «Бойфренд». Маруся — бывшая участница крупнейшего российского TikTok-хауса Dream Team. В марте 2022 года возможность зарабатывать в социальных сетях оказалась ограничена: российские власти признали экстремистской организацией компанию Meta, которая владеет соцсетями Facebook и Instagram, YouTube отключил монетизацию (в качестве санкции по отношению к россиянам), а TikTok отказался от трансляции новых видео на территории России (опасаясь, что таким образом может быть нарушен Закон о фейках). В августе 2022 года тиктокер Маруся ушла из Dream Team House в группу компаний DIDENOK TEAM. В интервью Forbes Woman она рассказала о том, как теперь молодым людям заниматься творчеством и блогерством.
— Каким образом изменилась ваша жизнь после блокировки TikTok в России и признания Instagram экстремистской соцсетью?
— Шквал негативных комментариев полетел еще до блокировки. В Instagram и в TikTok стало поступать много угроз. А потом менеджеры стали говорить, что мы не можем выложить отснятую рекламу, так как те или другие бренды собираются уходить из России и совместные проекты будут заморожены на неопределенный срок. В такой момент понимаешь: кажется, все, пора идти на завод. Заработок упал больше чем на 30%.
— Чем отличается блокировка TikTok от блокировки Instagram? Можно ли на свой страх и риск включить VPN и продолжать работать?
— В TikTok это не имеет смысла. В России ни один человек без иностранной сим-карты не может увидеть новые ролики. Если вы откроете TikTok, то увидите: дата выкладки последнего ролика — полгода назад, не раньше. Есть один или два способа обойти запрет — это вытащить сим-карту, включить VPN и сидеть с Wi-Fi. Но это слишком много действий. Чтобы зайти в тот же Instagram, нужно нажать одну кнопку и включить VPN, но даже при такой простоте у каждого блогера там активность упала больше чем на 50%.
— Многие блогеры, включая участников TikTok-хауса Dream Team, уехали в Казахстан. Почему именно в эту страну?
— Большинство уехало в Казахстан, потому что там говорят по-русски, там красиво и тепло, но основная причина — там можно спокойно снимать для TikTok, просто покупаешь местную симку и все. Когда наш TikTok-хаус переехал в Казахстан, у ребят была одна задача: оставаться вместе и развиваться дальше. Поэтому каждый день они снимали ролики для личных аккаунтов и для общего аккаунта. Но цель — не Казахстан, а весь мир. Они делают все, чтобы росла зарубежная аудитория. Если аудитория не будет расти, не будет медийности и денег от рекламы. Казахстан оказался самым доступным местом, чтобы продолжить работу. И там ребята потихонечку начали делать визы, чтобы переехать в Америку.
— То есть сейчас многие переезжают из Казахстана в Америку. Почему вы решили остаться в России?
— Я была в Казахстане дважды. Сначала три дня, потом четыре. В первый раз приехала на выступление, а в другой раз в гости к ребятам — соскучилась. Но как бы сильно я ни любила ребят, я понимала, что не хочу никуда уезжать. Они давили, что нужно ехать в Америку, что все мы должны быть вместе. Но заработок в TikTok-хаусе DreamTeam у всех разный (я находилась плюс-минус посередине). И не каждый может потратить, например, 500 000 рублей, чтобы сделать визу или просто слетать в другую страну и подать документы. Это все очень дорого. Это энергозатратно. Ты летишь в неизвестность. Я поняла, что не готова к этому, что хочу остаться в России, работать здесь, здесь все мои родственники и друзья. Я не готова просто все бросить. Я понимаю, что могу добиться еще чего-то в России.
— А кто поехал в Америку? Наверное, Даня Милохин?
— Милохин, насколько я знаю, сейчас делает визу. Уехали Аня Покров, Артур Бабич и Маха Горячева, они уже там. Остальные ребята еще в России. Кто-то делает визы, кто-то не может улететь, кому-то в принципе отказали в визе.
— Dream Team останется или распадется? Какие планы у участников и организаторов?
— Признаться честно, я не знаю, но первоначальная и большая часть Dream Team ушла. Естественно, все по своим причинам, но и эти причины пересекаются. Точно знаю, что еще у нескольких ребят возникали мысли об уходе. Это их дело. Ребята хотят покорить мир, и я желаю им в этом удачи. Общей мысли о распаде Dream Team House нет.
— В августе вы ушли из TikTok-хауса Dream Team и теперь сотрудничаете с DIDENOK TEAM? Почему вы приняли это решение и как вам новая команда?
— В старой команде я не была, как мне кажется, реализована, я постоянно оставалась в тени более звездных участников Dream Team House. И я подумала, зачем оно мне надо, я хочу больше внимания к себе: больше рекламы, больше съемок. У меня часто возникали мысли: «А если вдруг я покину Dream Team — то куда же я пойду?» То есть были такие размышления, и я всегда знала, что пойду к «диденкам», потому что Кирилла [Кирилл Диденок — диджитал-продюсер, основатель музыкального издательства DNK Music и группы компаний DIDENOK TEAM] я знаю давно, он всегда хорошо ко мне относился, плюс в этой команде у меня, так совпало, много друзей, вообще много людей, которые мне близки по духу. Сейчас я без TikTok-хауса, и одной мне работать комфортно.
— Возможности зарабатывать через TikTok в России больше нет. Получилось ли вывести аудиторию в другие соцсети?
— Поначалу было просто переводить аудиторию в Telegram, благо люди понимающие. Было страшно, что наступит полночь, и у нас вместо TikTok или Instagram останется только черный экран. Сейчас намного сложнее развивать Telegram — так или иначе, люди все равно сидят в Instagram. Зачем им Telegram, если там для них нет ничего интересного. В Telegram сложнее сделать хороший интересный контент, чем в TikTok или Instagram. Например, там нет историй, ты не можешь заинтриговать. И настроение у Telegram совсем другое. Даже интерфейс там не заставляет долго сидеть, читать, смотреть. И блогеру сложно перестроиться на другую платформу, нужно привыкать. Сейчас я веду Instagram, с ним проще, но я заставляю себя вести Telegram, хотя часто про него забываю. Потом понимаю, что там тоже сидят люди, которые, например, не видят мой Instagram, но им тоже нужно что-то показать. Чувствую эту ответственность: нужен эксклюзивный контент, которого нет в Instagram, чтобы людям было интересно. Нельзя гонять одну и ту же информацию по всем соцсетям.
— Вы сейчас зарабатываете?
— В целом могу сказать, что размещение поста в моем Instagram возможно при оплате от 200 000 рублей и выше. В VK и Telegram — чуть ниже. Свой заработок в месяц не раскрою, иногда это 0 копеек, а иногда сотни тысяч и миллионы рублей. Рынок непредсказуем, если речь не о новогодней суматохе. Кстати, не стоит забывать, что часть денег идет на создание музыки и контента.
— Вы говорите, что, несмотря на блокировки, все-таки заработок есть. Часть вашей аудитории остается в Instagram, а другая активна в Telegram. И, несмотря на уход западных брендов, все-таки есть реклама и деньги?
— Конечно, без рекламы никуда. В Instagram многие бренды сейчас, конечно, не могут брать рекламу (из-за признания Meta экстремистской компанией. — Forbes Woman), но есть какие-то рекламы профилей в Telegram, например. Все еще активны банки, бьюти-компании, образовательные курсы. Плюс VK спасает. «VK-клипы». Куда же без них?
— Расскажите подробнее про VK? Каким образом можно зарабатывать там?
— В VK можно снимать видео, подобные TikTok, — это «VK-клипы». На самом деле это очень крутая тема. Я с ними общалась, когда встречалась с победителями конкурса VK. Там может быть все что угодно, как прямая реклама от самой платформы, так и от рекламодателей. По монетизации, увы, не подскажу: я никак от нее не завишу. TikTok блогерам не платил, так что в этом смысле он с «VK-клипами» точно на равных.
— Развиваете ли вы YouTube? Поиск выдает два ваших канала, на одном 600 000 подписчиков, а на другом меньше 10 000.
— В YouTube у меня два аккаунта. Один — старый, там 650 000 подписчиков. Это первый канал, который я начинала вести полтора года назад. К сожалению, для него я уже не снимаю видео. Это была рекомендация знающего человека, на тот момент абсолютного авторитета для меня, и я послушалась. Потом я поймала себя на мысли, что в жизни бывают интересные моменты, которые хочется показать, но в сториз они не влезают и не тянут на полноценный влог. Длятся, например, десять минут. Я поняла, что хочу снимать, купила камеру, начала снимать влоги. Но не понимала, как действовать дальше. Был аккаунт без активности, для которого я не снимала уже около года. Тогда я поспрашивала у ютуберов, они сказали: «Создавай новый, потому что YouTube продвигает новые аккаунты». И я создала, выложила три влога. Сейчас я понимаю, что все-таки буду перебираться на основной канал, буду снимать для него масштабные серьезные ролики с гениальными идеями. Думаю, в ближайшее время начнем, это будет очень интересно.
— А вы не думали, что сейчас ситуация, когда можно вообще все поменять? Может, стоит пойти учиться на актрису? Или вам это кажется старомодным?
— Нет, ни в коем случае. Я, наоборот, мечтаю, чтобы меня позвали в сериал или фильм. Я хотела начать учиться, чтобы все делать профессионально. Понимать, в какой момент нужно моргать, как заплакать, как дышать, как проявлять интонацию. Чтобы уметь играть на камеру. Я хочу узнать все с самых азов, чтобы в конечном итоге меня заметили. Кто же не хочет сняться в фильме или сериале? Даже если не в главной роли. Я думала об этом.
— Но когда вам готовиться к поступлению и учить басню для прослушивания, если нужно создавать контент для Instagram, Telegram, YouTube и так далее?
— Соцсети занимают много сил и времени. Это не просто ведение историй и выкладывание фотографий. Это съемки, фотосессии, которые нужно продумывать. Я хочу стать артистом, но это не значит, что я перестану вести соцсети, мне это нравится. Меня это заряжает. Если бы не соцсети, я бы не стала тем, кто я сейчас. И я даже не считаю, что добилась каких-то крупных высот. Хочу идти дальше, идти выше. Преград не существует, я думаю пойти учиться на актера, заниматься этим стабильно. У меня уже есть опыт. Я снималась в короткометражке у Ильи Найшуллера. Это был мой первый опыт: два съемочных дня, один 25 часов, другой 27. Я не спала двое суток, снимали день и ночь. Но это невероятный опыт, все было без слов, нужно было отыгрывать. Эмоции и атмосфера съемок показали: я хочу всего этого. Хочу не спать дни и ночи. Хочу сниматься. Это то, о чем можно рассказывать детям в старости.
— Многие зумеры отвергают идею классического образования в принципе. Они хотят получать конкретные навыки, которые им точно нужны. Какая у вас позиция на этот счет?
— Я закончила 11 классов и поступила на первый курс. Как раз тогда я начала активно вести TikTok, меня взяли в Dream Team. Во второй половине учебного года я поняла, что мне это пока не надо. Можно было взять академический отпуск, годик подождать, но я понимала, что не буду успевать даже на лекцию в Zoom, постоянно были съемки для TikTok. И я понимала, что сейчас могу добиться большего, чем когда закончу институт и пойду работать по профессии. К тому же в институт я пошла из-за родителей. Они хотели, чтобы я закончила МФЮА (Московскую финансово-юридическую академию). Не скажу, что это институт моей мечты. Я в принципе не понимала, зачем там нахожусь. В итоге проучилась 1,5 года и на втором курсе ушла из института. Но не жалею, сейчас я добилась большего и зарабатываю больше, чем могла бы. Тогда я вообще не знала, кем хочу быть. Но сейчас понимаю, что хочу идти в кино, развиваться в этом направлении дальше.
— Каково для вас как для человека, который несколько лет трудился — создавал контент, привлекал аудиторию, чтобы потом продавать рекламу, — оказаться с замороженной соцсетью TikTok?
— Ну пока держимся. Выбора было два: либо сдаваться, либо бороться. Как говорится, «хочешь жить, умей вертеться». Если бы я сдалась и не продолжила, я бы сейчас сидела у мамы дома. И, может быть, пошла второй раз учиться в институт по профессии, которая мне не очень интересна. Не знаю.