Нужен сооснователь-мужчина: как женские стартапы привлекают инвестиции
Объем инвестиций в проекты, где среди фаундеров есть хотя бы одна женщина, в 2021 году вырос в три раза по сравнению с 2020-м и составил $103 млн. Количество сделок также стало рекордным — 35. Правда, этого удалось достичь за счет проектов, где среди фаундеров и женщины, и мужчины. Количество сделок с проектами, где среди фаундеров только женщины, в 2021 году было минимальным. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного импакт-фондом Zerno Ventures (есть в распоряжении Forbes Woman).
Похожая динамика наблюдается и для такого показателя, как средний чек инвестиций в проект. В 2021 году в России для проектов со «смешанными» командами фаундеров он вырос в пять раз по сравнению с 2020-м, но для полностью женских проектов стал самым низким за прошедшие пять лет.
Больше всего сделок у проектов, созданных исключительно мужчинами: по сравнению с ними стартапы, где среди фаундеров есть хотя бы одна женщина, составляют в России 16% (в среднем по миру — 20%). По общему объему инвестиций — только 7%, что уже меньше общемирового показателя в два раза. Средний чек проектов с участием женщин в 2,5 раза меньше, чем средний чек мужских проектов (в среднем по миру — в 1,7 раза), и этот разрыв увеличивается.
Портрет стартапа и его основательницы
Как правило, возраст основательницы стартапа — 25–35 лет (59% опрошенных). У 58% есть дети.
Типичная женщина-фаундер имеет одно или несколько высших образований (98%). Чаще всего в области экономики и менеджмента (52%), IT и технических наук (26%). Большинство до основания стартапа работали в таких индустриях, как IT, образование, реклама и маркетинг, консультирование/юриспруденция, ретейл/e-commerce. Обычно у женщины-фаундера есть опыт работы по найму в крупной компании (49%) или ведения бизнеса (45%).
Команды проектов небольшие, в 69% работает не более пяти человек. Женщина-фаундер, как правило, играет сразу несколько ролей (38%) либо занимает позицию CEO (34%).
Раунды и экзиты
С инвесторами женщины чаще знакомятся в акселераторах и на профессиональных конференциях, тогда как мужчины — через знакомых. Все участницы опроса сочли полезным участие в профессиональных сообществах и клубах, хотя только 10% использовали их для поиска инвесторов.
При выборе инвесторов для женщин наиболее важны условия предоставления инвестиций (79% респонденток) и репутация (67%). Кроме того, женщины гораздо больше, чем мужчины, ценят экспертизу инвестора в масштабировании бизнеса (38% против 13% у мужчин). Зато не рассчитывают на помощь с привлечением следующего раунда инвестиций (21% против 63% у мужчин).
Большинство исследованных женских проектов находятся на ранних стадиях финансирования: 54% привлекли ангельские или посевные инвестиции, 40% закрыли первые раунды. Доля тех, кто привлекает следующие раунды, постепенно растет, хотя мужские проекты «взрослеют» и доходят до поздних раундов быстрее. Только 6% женских стартапов в России привлекают инвестиции на поздней стадии, тогда как в большинстве развитых стран этот показатель превышает 20%.
При этом, отвечая на вопрос «Насколько вы уверены в привлечении инвестиций в ближайшие 12 месяцев?», женщины демонстрировали меньшую уверенность в успехе. Подсчитав их оценки, авторы доклада оценили среднюю уверенность женщины-фаундера в 47%, мужчины — в 75%.
Чаще всего в 2021 году сделки заключались в индустрии здоровья, медицины и велнеса (при этом только 4% основательниц имеют опыт работы в здравоохранении). По объему привлеченных инвестиций лидирует EdTech (благодаря раунду в $35 млн, закрытому компанией NovaKid).
В пайплайнах российских инвесторов женские проекты составляют от 5% до 20%. При этом только половина опрошенных инвесторов за последние несколько лет вкладывались в женские проекты.
Подводя итоги, авторы исследования рекомендуют основательницам стартапов не откладывать привлечение финансирования, поскольку в мире, вопреки падению венчурного рынка, объем инвестиций на посевной стадии вырос и в первом полугодии 2022 года достиг $15,7 млрд. Однако не стоит и недооценивать экономический кризис, вызванный «спецоперацией»*. А потому, считают авторы исследования, важно ориентироваться на операционную эффективность и устойчивость, а не на амбициозные темпы роста (инвесторы оценят это в условиях кризиса), искать новые ниши и рынки сбыта, создавать антикризисные модели, поддерживать психологическое состояние сотрудников и выстраивать сеть контактов.
В рамках исследования фонд проанализировал 1433 венчурных сделки с участием российских стартапов и опросил 127 участников рынка — фаундеров, CEO стартапов, инвесторов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.