К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Нужен сооснователь-мужчина: как женские стартапы привлекают инвестиции

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Инвестиции в стартапы, созданные женщинами, растут, но только там, где есть сооснователи-мужчины. Последние чаще заключают сделки и привлекают больше финансирования. Однако инвесторы все чаще включают женские проекты в свои пайплайны — об этом свидетельствуют результаты исследования Zerno Ventures

Объем инвестиций в проекты, где среди фаундеров есть хотя бы одна женщина, в 2021 году вырос в три раза по сравнению с 2020-м и составил $103 млн. Количество сделок также стало рекордным — 35. Правда, этого удалось достичь за счет проектов, где среди фаундеров и женщины, и мужчины. Количество сделок с проектами, где среди фаундеров только женщины, в 2021 году было минимальным. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного импакт-фондом Zerno Ventures (есть в распоряжении Forbes Woman). 

Похожая динамика наблюдается и для такого показателя, как средний чек инвестиций в проект. В 2021 году в России для проектов со «смешанными» командами фаундеров он вырос в пять раз по сравнению с 2020-м, но для полностью женских проектов стал самым низким за прошедшие пять лет.

Больше всего сделок у проектов, созданных исключительно мужчинами: по сравнению с ними стартапы, где среди фаундеров есть хотя бы одна женщина, составляют в России 16% (в среднем по миру — 20%). По общему объему инвестиций — только 7%, что уже меньше общемирового показателя в два раза. Средний чек проектов с участием женщин в 2,5 раза меньше, чем средний чек мужских проектов (в среднем по миру — в 1,7 раза), и этот разрыв увеличивается.

 

Портрет стартапа и его основательницы

Как правило, возраст основательницы стартапа — 25–35 лет (59% опрошенных). У 58% есть дети. 

Типичная женщина-фаундер имеет одно или несколько высших образований (98%). Чаще всего в области экономики и менеджмента (52%), IT и технических наук (26%). Большинство до основания стартапа работали в таких индустриях, как IT, образование, реклама и маркетинг, консультирование/юриспруденция, ретейл/e-commerce. Обычно у женщины-фаундера есть опыт работы по найму в крупной компании (49%) или ведения бизнеса (45%). 

 

Команды проектов небольшие, в 69% работает не более пяти человек. Женщина-фаундер, как правило, играет сразу несколько ролей (38%) либо занимает позицию CEO (34%). 

Раунды и экзиты

С инвесторами женщины чаще знакомятся в акселераторах и на профессиональных конференциях, тогда как мужчины — через знакомых. Все участницы опроса сочли полезным участие в профессиональных сообществах и клубах, хотя только 10% использовали их для поиска инвесторов.

При выборе инвесторов для женщин наиболее важны условия предоставления инвестиций (79% респонденток) и репутация (67%). Кроме того, женщины гораздо больше, чем мужчины, ценят экспертизу инвестора в масштабировании бизнеса (38% против 13% у мужчин). Зато не рассчитывают на помощь с привлечением следующего раунда инвестиций (21% против 63% у мужчин).

 

Большинство исследованных женских проектов находятся на ранних стадиях финансирования: 54% привлекли ангельские или посевные инвестиции, 40% закрыли первые раунды. Доля тех, кто привлекает следующие раунды, постепенно растет, хотя мужские проекты «взрослеют» и доходят до поздних раундов быстрее. Только 6% женских стартапов в России привлекают инвестиции на поздней стадии, тогда как в большинстве развитых стран этот показатель превышает 20%. 

При этом, отвечая на вопрос «Насколько вы уверены в привлечении инвестиций в ближайшие 12 месяцев?», женщины демонстрировали меньшую уверенность в успехе. Подсчитав их оценки, авторы доклада оценили среднюю уверенность женщины-фаундера в 47%, мужчины — в 75%.

Чаще всего в 2021 году сделки заключались в индустрии здоровья, медицины и велнеса (при этом только 4% основательниц имеют опыт работы в здравоохранении). По объему привлеченных инвестиций лидирует EdTech (благодаря раунду в $35 млн, закрытому компанией NovaKid). 

В пайплайнах российских инвесторов женские проекты составляют от 5% до 20%. При этом только половина опрошенных инвесторов за последние несколько лет вкладывались в женские проекты. 

Подводя итоги, авторы исследования рекомендуют основательницам стартапов не откладывать привлечение финансирования, поскольку в мире, вопреки падению венчурного рынка, объем инвестиций на посевной стадии вырос и в первом полугодии 2022 года достиг $15,7 млрд. Однако не стоит и недооценивать экономический кризис, вызванный «спецоперацией»*. А потому, считают авторы исследования, важно ориентироваться на операционную эффективность и устойчивость, а не на амбициозные темпы роста (инвесторы оценят это в условиях кризиса), искать новые ниши и рынки сбыта, создавать антикризисные модели, поддерживать психологическое состояние сотрудников и выстраивать сеть контактов.

 

В рамках исследования фонд проанализировал 1433 венчурных сделки с участием российских стартапов и опросил 127 участников рынка — фаундеров, CEO стартапов, инвесторов.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+