Одна вокруг света: путешествие через вулкан Тунупа и розовый фламинго, дитя заката
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина рассказала о медитации в дороге, посетила деревенскую прачечную под открытым небом, увидела церковь в горах и альпак у кратерного озера.
Герои не ищут легких путей. Вот и я, как «нормальный герой», поехала к солончаку Уюни не как «приличные путешественники», а через вулкан Тунупа — то есть не по асфальтовым дорогам, а по все тем же пыльным грунтовым, погружающим меня в медитацию. Признаки того, что солончак близко, начинаются за сто километров от Уюни, когда появляются небольшие участки с соленой почвой, а с приближением — вперемешку соль с песком. Поразило, что эту серо-песочную почву боливийцы умудряются возделывать и выращивать на ней сельхозкультуры.
Должна сказать, что, несмотря на глупость принятого решения и последовавшие трудности, дорога оказалась красивой. Особенно та ее часть, что идет вокруг вулкана Тунупа — его нужно обогнуть, прежде чем попасть на место. И в тот самый момент, когда, обогнув вулкан, я повернула к деревне Тауа, я замерла. С высоты передо мной открылся вид на бескрайний солончак, не успевший высохнуть после сезона дождей, а его поверхность, словно зеркало, отражала голубое небо.
Я доехала до места, которое обозначено на карте как «Ворота в Уюни», — там дорога заканчивается и начинается озеро. Под водой хорошо видна наезженная колея, а через несколько метров — сухой участок. Я нажала на газ, намереваясь промчаться на скорости до него, но колеса стали проседать. Тогда я быстро развернулась, чтобы не увязнуть, и вернулась назад. Хотела уже уехать, но подумала: «Неужели я останусь без эффектных фото на фоне солончака, которые публикуют в своих блогах другие путешественники?» Решила дать задний ход, чтобы хотя бы остановиться рядом и все-таки сделать фотографии, но проехала мимо колеи — колеса глубоко сели в соленую жижу.
Три часа я безрезультатно вытаскивала «Элантру», выкапывала машину лопатой, выгребала с помощью мачете соль, подкладывала под колеса камни. И только потом, совершенно обессилев, отправилась в деревню в двух километрах за помощью. Вызволить меня согласился водитель старенького грузовичка. Правда, сам он завелся только «с толкача». Покряхтел, покудахтал мотором, да и вытянул мою «Элантру». Вот так: захочешь сделать красивые фото, а получится как всегда! Зато, когда я пошла в деревню за подмогой, мимо пробежал фламинго, розовый, дитя заката.
Я была бы не я, если бы после неудачной попытки забраться на солончак с западной стороны не отправилась в Уюни с восточной. Проехав полмира, я считала, что меня уже невозможно ничем удивить. Но нет, я была не права. Всегда найдется то, от чего захватывает дух. Например, погонять на скорости по Уюни! Такого азарта я не испытывала очень давно. Здесь солончак сухой, утоптанный, вполне себе проходимый. Меня ни на минуту не оставляло ощущение, что мы гуляем по снегу. Только Грета недоумевала: «Что за подстава? Почему нельзя кувыркаться, как в снегу? Почему он не дыбится под лапами?» Да, это не снег. Это бескрайний белоснежный океан соли.
Уюни — главная достопримечательность Боливии. Это живописное место находится на высоте 3650 метров над уровнем моря, занимает площадь более десяти тысяч квадратных километров и имеет статус самого крупного в мире солончака. Уюни расположился на пустынной равнине Альтиплано в предгорьях Анд. А несколько десятков тысячелетий назад на месте солончака было соленое озеро Минчин. Если бы не «Википедия», я бы подумала, что здесь было не озеро, а море. Но море не могло бы подняться на такую высоту? А как соленое озеро может быть таким огромным? Жаркое солнце сделало свое дело: Минчин высохло и теперь вознаграждает своими видами тех, кто осмелится добраться до Боливии.
У боливийцев есть красивая легенда о рождении солончака Уюни. Его обрамляют горные гряды Куску, Кузина и Тунупа. Индейцы аймара считают, что прежде эти горы были людьми-великанами. Тунупа приходилась женой Куску и родила ему сына. Однако красавица Кузина разлучила супругов, и Куску ушел жить к ней, забрав с собой младенца. Тунупа очень переживала из-за случившегося и плакала. Ее слезы смешались с грудным молоком и разлились, образовав огромный солончак.
Когда я заезжала на солончак, мимо прошло несколько грузовиков, наполненных солью. В Уюни самый простой способ ее добычи из тех,что я видела в разных странах: приехал бульдозер, сгреб соль в кучку, сгрузил в кузов, и все. Никакой ручной работы, не надо делать специальные отстойники, выпаривать соль под солнцем и собирать ее в мешки. Соль в Уюни добывали с давних времен и будут добывать еще долго: индейцы столетиями жили здесь за счет продажи соли.
Накатавшись вдоволь по солончаку, я размышляла: «А не остаться ли мне здесь, чтобы встретить закат?» Но, если честно, было страшновато оставаться одной в темноте среди огромных просторов Уюни. И я с сожалением решила выехать в поселок, чтобы там провести ночь. Уже подъезжая к границе солончака с поселком, я увидела группу людей — они явно что-то затевали. Любопытство взяло верх, и я свернула с наезженной колеи в их сторону. Это было опрометчиво, потому что я опять застряла, в этот раз только одним колесом, но зато всерьез и надежно. Конечно, опять достала лопату и начала откапываться, но все это было бесполезно, потому что колесо снова глубоко увязло.
Люди, к которым я свернула, заметили меня и принялись помогать. И поскольку уже совершенно изношенный буксировочный трос мне пришлось оставить на противоположной стороне солончака, когда меня в прошлый раз вытаскивал из соляной каши грузовик, пришлось что-то придумывать — новый трос сделали из подручных материалов: электрокабеля и собачьего поводка.
Мои спасатели оказались туристами: Эмили и Джилл — из Канады, Роландо и Кэрол — из Перу, Наталия — из Колумбии. А предводитель этой всей компании — местный гид Элвис, чей внедорожник и послужил тягачом. Пока мы возились с моей машиной, уже стемнело, и закат я встретила на Уюни, как и хотела. Это был один из самых прекрасных закатов в моей жизни. Но и это еще не все. Элвис научил нас фотографировать звезды. А потом фотографировал нас на фоне звезд. Таким Млечный Путь я еще никогда не видела. Осторожно с желаниями, они имеют свойство сбываться!