Одна вокруг света: знаменитая Дорога смерти и Королевская Кордильера
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле в компании собаки. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии путешественницы побывали на высочайшем судоходном озере в мире, пересекли границу между Перу и Боливией, отправились в город инков Копакабану и стали свидетелями религиозного праздника для тысяч паломников.
Озеро Титикака находится на территории двух стран — Перу и Боливии, по нему проходит граница. Не представляю, как можно было разделить такую красоту, но исторически сложилось так. Большую часть времени на озере я провела с перуанской стороны. Но самые красивые рассветы и закаты я застала в Боливии. А какие потрясающие виды открываются на пути из Копакабаны в Ла-Пас — не описать словами!
Дорога идет сначала вдоль озера Титикака, на восток. Мне повезло с погодой, было прохладно и солнечно. Глаза болят от синевы. На ее фоне открываются виды на снежные вершины шеститысячников. Это боливийская Королевская Кордильера. Горная цепь простирается в длину на 125 км и включает восемь вершин выше 6000 м над уровнем моря и больше 80 — высотой от 5000 до 6000 м. Думаю, что все люди на Земле делятся на тех, кто любит горы, и тех немногих, кто к ним равнодушен. Я отношусь к первой группе и могу смотреть на них бесконечно. А потому часто делаю остановки, чтобы устремить взгляд на очередную вершину и передать Королевской Кордильере мое тихое восхищение.
Я резко сворачиваю вправо, и мы еще долго едем вдоль горной цепи. Но моя заветная цель находится значительно дальше. Я спешу попасть на North Yungas Road — дорогу, которая ведет из Ла-Паса в Короико. Официально она признана самой опасной в мире, а неофициально именуется Дорогой смерти. Параллельно ей уже давно построили современное безопасное шоссе. С тех пор транспорт по старой дороге почти не ездит, и она стала туристической достопримечательностью. Сегодня 35-километровый участок Дороги смерти — скорее аттракцион для велосипедистов и иностранных автопутешественников, чем способ перебраться из точки А в точку Б. Искатели приключений приезжают сюда специально, чтобы пощекотать нервы и набраться впечатлений. Да и как не проехать по этой мировой знаменитости, если побывал в Боливии? Вот и я решила так же, когда отправилась туда из Ла-Паса.
Когда добиралась до Дороги смерти, проскочила правильный поворот, его сложно заметить с трассы. Сначала расстроилась оттого, что придется возвращаться в точку старта или делать большой крюк. А потом поняла, что в этом есть определенное преимущество. Дело в том, что путь из Ла-Паса идет вниз, постепенно снижая высоту. А на боливийской Дороге смерти действует негласное правило: тот, кто спускается, держится внешнего края дороги, у обрыва. Приоритетное право проезда всегда у взбирающегося в гору транспорта. Поэтому для моей «Элантры» ехать в сторону Ла-Паса было безопаснее.
Вопреки моим ожиданиям и опасениям, трафик оказался небольшим. В основном это велосипедисты, едут небольшими группами в сопровождении микроавтобусов. У них свои, особые сигналы предупреждения об опасности или препятствиях. Например, завидев меня, впереди идущие свистом передают информацию о встречной машине тем, кто едет позади.
По North Yungas Road я поднялась с 1400 м до 3600 м над уровнем моря. Чем выше, тем пейзажи становятся более захватывающими, а узкая каменистая дорога — сложнее. Проехала три участка, где машина попадает под водопады, вот там действительно страшно. Остались позади последствия недавнего оползня: видимо, обвал произошел в сезон дождей и его уже успели расчистить.
Должна сказать, что пока я ехала по Дороге смерти, меня не покидало ощущение дежавю. Уж сколько мы с Гретой проехали горных дорог! Положа руку на сердце, боливийская по сложности — семь баллов из десяти. Конечно, были такие участки, где две машины точно не разойдутся. Ширина в среднем чуть больше трех метров. С одной стороны — крутой склон, с другой — пропасть, которая кажется бесконечной. Надо обязательно соблюдать осторожность и скоростной режим. Любая горная дорога не терпит лихачей, а уж Дорога смерти — тем более. На крутых поворотах стоят кресты в память о погибших и в назидание водителям. Боливийцы называют эти кресты «знаками, которые предупреждают об опасности». И ведь действительно предупреждают.
Вот и первая деревня, где можно раздобыть бензин. В Боливии это сложно сделать, если ты на машине с иностранными номерами. Топливо дешевое, но только для боливийцев. Всем остальным оно продается по международной цене — в два раза дороже, а то и больше. Чтобы заправиться, нужно предъявить копии документов, подтверждающих личность. Каждая заправка превращается в квест.
Я приспособилась договариваться с местными водителями, они соглашаются отлить мне в канистру бензин, отрывая от сердца лимитированные литры. Если АЗС частная, владелец может продать топливо без чека, несмотря на государственный запрет, по средней цене между местной и международной. А иногда закроет глаза на то, что ты иностранка, и нальет щедро полный бак. Именно так и поступил сейчас заправщик. Благодарю его от души, ведь мне предстоит еще длинный путь по горным боливийским дорогам.