К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кто будет убирать мусор после революции: манифест художницы о неоплачиваемом труде

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Мирл Ладерман Юклс — нью-йоркская художница, которая буквально превратила уборку в искусство. После рождения ребенка она почувствовала себя выброшенной из привычной жизни и задумалась о важности невидимого труда — домохозяек, уборщиц, мусорщиков. С разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» публикуем ее историю, вошедшую в сборник «100 арт-манифестов»

Мирл Ладерман Юклс родилась в 1939 году в семье раввина. Изучала историю в Барнард-колледже, затем получила образование в области искусства в Институте Пратта в Нью-Йорке и Денверском университете. В 1966 году вышла замуж, а через два года родила ребенка. Оказавшись матерью младенца, которой некогда заниматься искусством, Юклс задумалась о важности обслуживающего труда. Эту незаметную, но важную часть жизни любого общества художница сделала центральной темой своих последующих работ.

В 1977 году она устроилась на работу в Департамент санитарии Нью-Йорка, причем именно в качестве художника. В 1979–1980 годах работала над проектом Touch Sanitation: в течение года встретилась с более чем 8500 сотрудниками департамента, каждому из них пожала руку и сказала: «Спасибо, что сохраняете жизнь Нью-Йорку», а кроме того, записывала их личные истории. В 1989-м участвовала в рекультивации участка свалки Fresh Kills Landfill — тогда Юклс предложила жителям Нью-Йорка создавать из мусора произведения искусства. В 2020-м сделала видеоинсталляцию для экранов на Таймс-сквер — снова с посвящением обслуживающему персоналу.

Первым произведением Юклс в качестве «художника по обслуживанию» стал манифест, в котором она противопоставляла построение карьеры, развитие и поиск нового ежедневной рутине. Художница с сарказмом отмечала, что «уборка мусора после революции» — удел женщин, тогда как мужчины могут, не отвлекаясь по пустякам, заниматься созданием прорывного искусства. Этот феминистский текст вошел в сборник «100 арт-манифестов» от издательства «Альпина нон-фикшн».  

 

[Манифест искусства обслуживания] написан в октябре 1969 г., первоначально в двух частях. Первая вышла под названием «Идеи» (и мы приводим ее здесь), а вторая — это описание предлагаемой выставки. В соответствии с этими идеями в рамках полностью женской передвижной выставки художниц-авангардисток, организованной Люси Липпард, «ок. 7500» (1973), в Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут, Юклс выполнила ряд действий, предваривших новое направление в искусстве, впоследствии ставшее институциональной критикой: вымыла ступени музея, протерла музейные витрины и заперла кабинеты музейных работников.

Мирл Ладерман Юклс (родилась в 1939 г.) — художница, которая работает в Департаменте санитарии в Нью- Йорке. Она работает художницей по обслуживанию (название она придумала сама), и эта должность полностью соответствует ее принципам и работе. «Кто будет убирать мусор в понедельник утром после революции?» Искусство обслуживания основано на феминистской политике — политике «освобождения женщины», говоря современным языком. В манифесте проводится лаконичное и остроумное различие между «развитием» и «обслуживанием». Развитие — «чистое индивидуальное творение»; обслуживание — «смахивание пыли с чистого индивидуального творения». Развитие — нечто волнительное и воодушевляющее; обслуживание же — это медленное, тяжелое движение («и оно занимает буквально все гребаное время»). Стоит ли говорить, что развитие всегда считалось делом мужским, а обслуживание — женским, разве что в обстоятельствах того времени это действительно нужно было высказать. И это нужно было высказать именно так, чтобы это услышали.

 
Половину недели я была матерью, а вторую половину — художницей. Но про себя я думала: «Это же смешно, я — цельная…» 

Юклс вспоминает, как писала манифест «в нескончаемом бешенстве». Толчком к его написанию стала череда событий и переживаний, связанных с рождением ее первенца годом ранее или, скорее, реакцией, с которой она столкнулась. Она была художницей и интеллектуалкой; вдруг она обнаружила, что как матери людям нечего ей сказать. «Они не спрашивали: «Каково это — создавать жизнь? Как вы можете описать это удивительное событие?» Словно я немая и не знаю человеческого языка. Шел 1968 год, в западной культуре «обслуживание» не ценилось. Таков капитализм. Люди, которые заботились о том, чтобы вращались шестеренки общества, были немы, и мне это не нравилось… Поэтому я села и сказала: «Если я художница, если я хозяйка своему искусству, то я назову его искусством обслуживания». И в самом деле, это напоминало стратегию выживания, потому что я спрашивала себя: «Как мне продолжать жить?» Я занимаюсь обслуживанием, и я художница — это начало феминизма, все очень жестко — и меня словно раскололо надвое. Половину недели я была матерью, а вторую половину — художницей. Но про себя я думала: «Это же смешно, я — цельная…» Я думала не о том, чем я хочу заниматься сегодня, я думала: «О’кей, ребята, мы дошли до определенной точки, и с этого момента искусство изменилось. Почему? Потому что я так сказала».

Порыв к написанию манифеста редко выражался более мощно.

Мирл Ладерман Юклс чистит ступени перед музеем «Уодсворт Атенеум» в перформансе «Стирка, следы, техническое обслуживание: снаружи» , 1973

Идеи

А. Инстинкт смерти и инстинкт жизни

 

Инстинкт смерти: разделение, индивидуальность, истинный авангард; следовать своей роли до самой смерти — заниматься своим делом, динамическим изменением.

Инстинкт жизни: объединение, вечное возвращение, сохранение и поддержание вида, системы выживания и функционирования, равновесие.

Б. Две основные системы: развитие и обслуживание.

Брюзга каждой революции: кто будет убирать мусор в понедельник утром после революции?

Развитие: чистое индивидуальное творение; новое; изменение; прогресс; продвижение; волнение; полет или бегство.

 

Обслуживание: смахивать пыль с чистого индивидуального творения; сохранять новое; поддерживать изменения; защищать прогресс; защищать и продлевать движение вперед; возобновлять волнение; повторять полет.

Показать свою работу — показать ее снова

Поддерживать музей современного искусства в превосходном состоянии

Поддерживать домашний очаг

 

Системы развития — это системы частичной обратной связи с большим простором для изменений. Системы обслуживания — это системы с прямой обратной связью, где мало места для изменений.

В. Обслуживание — это скучно; оно буквально занимает все гребаное время; ум пугается и раздражается от скуки; культура дает паршивый статус и минимальную заработную плату работникам обслуживания; домохозяйки = неоплачиваемый труд.

Убраться на столе, помыть посуду, вымыть полы, постирать одежду, помыть ноги, поменять ребенку подгузник, закончить отчет, исправить опечатки, починить забор, радовать клиента, выбросить вонючий мусор, осторожно — не суй ничего в нос, что мне надеть, кончились носки, оплатить счета, не мусорить, не выделяться, мыть волосы, менять простыни, ходить в магазин. Кончились духи, повтори еще раз — он не понимает, перекрой еще раз — все равно протекает, ходить на работу, искусство пылится, убраться на столе, позвонить ему снова, спустить воду в унитазе, не стареть.

Г. Искусство:

 

Все, что я говорю, — искусство, все, что я делаю, — искусство. «У нас нет искусства, мы просто стараемся все делать хорошо». (Балийская поговорка в стиле [Маршалла] Маклюэна и [Бакминстера] Фуллера.)

Авангардное искусство, которое претендует на чистое развитие, заражено штаммами идей обслуживания, действий по обслуживанию и материалов для обслуживания.

Д. Выставка искусства обслуживания, «ЗАБОТА», основывалась бы на обслуживании, его представлении и путем полного противопоставления прояснила бы его проблемы. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+