Полное равенство: какие женщины претендуют на пост премьер-министра Великобритании
7 июля премьер-министр Великобритании Борис Джонсон объявил, что покидает пост лидера правящей Консервативной партии. Как только партия изберет нового главу, Джонсон оставит и должность премьер-министра. Сначала парламентская фракция консерваторов в ходе нескольких раундов голосования должна отсеять наименее популярных кандидатов. Двое оставшихся примут участие в выборах, на которых будут голосовать уже все члены Консервативной партии. Победитель станет новым премьер-министром Великобритании — его или ее имя станет известно 5 сентября.
Изначально на этот пост претендовали восемь кандидатов. Трое из них уже выбыли из гонки — министр образования и канцлер казначейства Надим Захави, бывший министр иностранных дел Джереми Хант и генеральный прокурор Англии и Уэльса Сьюэлла Брейверман. Рассказываем о ней и еще о трех женщинах, которые продолжают борьбу за должность главы правительства.
Сьюэлла Брейверман
Сью-Эллен (Сьюэлла) Брейверман родилась в 1980 году в семье иммигрантов индийского происхождения, прибывших из Кении и Маврикия. «Именно Великобритания дала им надежду, безопасность и возможности. Эта страна предоставила мне невероятные возможности в образовании и карьере, и я в долгу перед этой страной», — сказала Брейверман в одном из недавних интервью.
Сьюэлла выросла в Уэмбли, затем изучала право в Квинс-колледже в Кембридже, где была председателем университетской ассоциации консерваторов. Потом два года училась во Франции по международной стипендии Erasmus, получила степень магистра права в Университете Пантеон-Сорбонна. Затем работала в коллегии адвокатов, специализируясь на коммерческом праве. В 2015 году избралась в парламент от округа Фархэм. С 2020 года занимает пост генерального прокурора Англии и Уэльса.
Брейверман (тогда она еще не была замужем и носила фамилию Фернандес) была ярой сторонницей Брекзита и даже некоторое время занимала пост председателя Европейской исследовательской группы — организации евроскептиков внутри Консервативной партии, выступавших за максимально жесткий вариант выхода из Европейского союза (примечательно, что в результате Брекзита из Великобритании ушла и стипендиальная программа Erasmus).
Брейверман считает, что теперь Великобритания должна выйти из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека. Когда в июне 2022 года ЕСПЧ потребовал отменить рейс, который должен был перевезти людей, просивших убежища Великобритании, в Руанду, Сьюэлла Брейверман заявила, что британскому народу пора самому решать, «кто может и не может оставаться в стране». Себя она называет «дитя Британской империи», а саму Британскую империю — силой добра.
В недавнем интервью Times она заявила, что школы не обязаны учитывать пожелания трансгендерных подростков. «Они не должны говорить: «Хорошо, мы позволим тебе сменить местоимение, или позволим тебе носить юбку, или называть себя женским именем», — сказала Брейверман, отметив, что, поскольку трансгендерный переход запрещен для лиц моложе 18 лет, по закону они являются лицами того пола, который был приписан им при рождении.
Кеми Бэйднок
Кеми Бэйднок родилась в 1980 году в Лондоне, но в детстве жила в Нигерии и США, где преподавала ее мать, профессор физиологии. В возрасте 16 лет Кеми вернулась в Великобританию. Она изучала системную инженерию в Университете Сассекса, а после его окончания работала в IT — инженером-программистом, параллельно изучая право. Позже Бэйднок была системным аналитиком в Royal Bank of Scotland Group, заместителем директора в банке Coutts, IT-директором в консервативном издании The Spectator.
В 2017 году она впервые избралась в парламент от округа Саффрон Уолден, а в 2019-м была назначена парламентским заместителем государственного секретаря по делам детей и семьи. Это низшая министерская должность, но к 2022 году Бэйднок доросла до постов министра по делам местного самоуправления, веры и сообществ (это должность среднего звена в Департаменте повышения уровня жизни, жилищного строительства и сообществ в британском правительстве) и министра по вопросам равноправия.
В этом качестве она приобрела известность как противник борцов с системным расизмом. В 2021 году отчет о положении расовых меньшинств в Великобритании, подготовленный правительством, подвергся критике со стороны Лейбористской партии — за предвзятость и выборочное представление фактов. А эксперты по правам человека из ООН заявили, что отчет «нормализует превосходство белых». Бэйднок отвергла критику, заявив, что она только сеет раскол в обществе. Будучи чернокожей британкой нигерийского происхождения, Бэйднок считает, что проблема расовой дискриминации преувеличена. В 2020 году она раскритиковала призывы лейбористов пересмотреть школьную программу, чтобы преодолеть колониальное наследие.
В июле 2022 года Бэйднок ушла в отставку, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на пост премьер-министра. В своей предвыборной речи она заявила, что экономика перегружена «непродуктивными государственными расходами», а свободный рынок — «самый справедливый способ помочь людям процветать» — подорван теми, кто считает, что приоритетом бизнеса является не производительность и прибыль, а социальная справедливость. Правительство же, по мнению Бэйднок, разрывается между множеством неработоспособных и неустойчивых политик.
Ее программа — сократить количество расходов на «второстепенные виды деятельности», включая культурную политику, направленную на помощь дискриминируемым меньшинствам. Бэйднок, которая всего добилась сама, считает, что при достаточном вложении труда это доступно каждому: «Я выросла в Нигерии и своими глазами видела… что значит социализм для миллионов: бедность и несбывшиеся мечты. Я приехала в Великобританию, полная решимости пробиться в стране, где упорный труд и честные усилия могут привести вас куда угодно. Я оплачивала свое обучение в колледже, работая в McDonald’s, переворачивая гамбургеры, чистя туалеты, и я из первых рук узнала, что только ваши собственные деньги, а не зависимость от других дают вам не только больше свободы, но и больше достоинства».
Опрос, проведенный исследовательской компанией YouGov среди сторонников консерваторов, показал, что по состоянию на 13 июля 42-летняя Бэйднок занимает второе место в списке кандидатов на пост премьер-министра. Она значительно уступает Пенни Мордонт и ненамного обгоняет Риши Сунака и Лиз Трасс.
Пенни Мордонт
Пенни (Пенелопа) Мордонт родилась в 1973 году. Оба ее родителя болели раком (мать в итоге умерла), так что Пенни с детства заботилась о младшем брате и работала на фабрике Johnson & Johnson, чтобы оплачивать учебу. В 1995 году она окончила Редингский университет, после была специалистом по связям с общественностью в разных организациях. В 2000 и 2004 годах работала в избирательном штабе Джорджа Буша-младшего, в отделе иностранной прессы.
С 2010 года Мордонт — член парламента от округа Портсмут-Норт. В 2017 году она была назначена на пост государственного секретаря по международному развитию, в 2018-м — министром по делам женщин и равноправия. А в 2019 году она привлекла всеобщее внимание, став первой в стране женщиной, занявшей пост министра обороны. Правда, уже через 1,5 месяца Борис Джонсон уволил ее с этой должности в рамках реорганизации кабинета. Сейчас Пенни Мордонт — министр по торговой политике (это должность среднего звена в Департаменте международной торговли).
Мордонт признает право транс-людей на выбор гендерной идентичности. В частности, она предложила заменить в текстах законов, касающихся поддержки беременных, термин «беременная женщина» на «беременная персона» — поскольку беременным может быть и трансгендерный мужчина. Это вызвало критику со стороны ее соперницы на выборах — Сьюэллы Брейверман.
Лиз Трасс
В феврале 2022 году в ходе закрытых переговоров с Сергеем Лавровым министр иностранных дел Лиз Трасс якобы по ошибке отказалась признавать суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями — об этом сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванные источники. Трасс вообще известна спорными, а иногда странными высказываниями. Например, в 2014 году она стала героиней мемов, когда в одной из своих речей посетовала на то, что Великобритания импортирует сыр, чрезмерно эмоционально воскликнув: «Это! Позор!»
Трасс родилась в 1975 году. Учась в оксфордском Мертон-колледже, она была президентом группы либерал-демократов, но в середине 1990-х примкнула к консерваторам. В 2010 году она избралась в парламент. До того как занять нынешний пост, в разные годы возглавляла Министерство внешней торговли, Министерство юстиции и Министерство окружающей среды. При премьер-министре Терезе Мэй Трасс стала первой женщиной на посту лорда-канцлера. Сейчас Лиз Трасс возглавляет Министерство иностранных дел Великобритании, а также занимает пост министра по делам женщин и равноправия.
Будучи главой Министерства внешней торговли, Трасс заключила соглашение о свободной торговле с Японией. В качестве министра иностранных дел добилась освобождения из иранской тюрьмы журналистки Назанин Загари-Рэтклифф. Но ее работу на посту министра по делам женщин и равных возможностей критикуют за недостаточное внимание к проблемам неравенства.
Трасс занимает жесткую позицию по отношению к «специальной военной операции»* России на Украине. Чтобы меньше зависеть от российской нефти, она ищет пути сближения с арабскими странами. В конце июня 2022 года на вопрос нескольких членов парламента о том, не является ли это поддержкой авторитарных режимов, Лиз Трасс ответила: «Мы имеем дело не с идеальным миром. Мы имеем дело с миром, в котором приходится принимать трудные решения. Я думаю, это правильно, что мы строим более тесные торговые отношения со странами Персидского залива».
В своей предвыборной программе она обещает сократить налоги, в том числе отменить запланированное на следующий год повышение корпоративного налога и создать «зоны пониженного налогообложения». Она также намекнула на дальнейшее сокращение госсектора.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.