Стать ее голосом: как журналистка из США открывала неизвестных художниц Возрождения
«Я взяла на себя обязательство стать ее голосом»
В середине 2000-х американка Джейн Форчун случайно наткнулась на книгу о монахине Плаутилле Нелли, которая жила во Флоренции в XVI веке. Форчун, которая работала культурным обозревателем во флорентийской газете The Florentine, была поражена живописью Нелли, ее энергией и при этом тонкостью деталей. Но когда она расспросила о художнице знакомых флорентийцев, оказалось, что о ней никто не знал.
«Я обнаружила, что никто не был знаком ни с ней, ни с ее работами, ни с ее именем. Она очаровала меня, и я взяла на себя личное обязательство стать ее голосом 430 лет спустя — голосом, которого у нее никогда не было. Я хотела обнаружить скрытую сторону наследия Флоренции», — рассказывает Форчун. Работа над тем, чтобы «дать голос» забытым художницам, стала делом всей ее жизни. В 2009 году Джейн Форчун основала организацию Advancing Women Artists, или AWA (англ. «Продвижение женщин-художников»).
Флоренция — город, где женщин-художниц было особенно много. Благодаря покровительству династии Медичи здесь процветало искусство. И даже в 1494–1498 годах, когда фактическим правителем города был Джироламо Савонарола, крайне негативно относившийся к любым проявлениям роскоши и сжигавший картины на «кострах тщеславия», живописью и миниатюрой продолжали заниматься монахини — Савонарола считал, что так у женщин не будет времени на лень и праздность. Это одна из причин, почему много картин женщин-художниц оказались забытыми в стенах монастырей.
Участницы феминистского арт-активистского коллектива Guerrilla Girls подсчитали, что сейчас женщины-художницы зарабатывают примерно 80% от заработков художников-мужчин. Но в эпоху Возрождения и барокко, говорят сотрудники AWA, работы художниц могли цениться не меньше, а то и больше. Например, Артемизия Джентилески (1593–1653) за некоторые заказы получала в пять раз больше, чем коллеги по цеху. Возможно, это объяснялось тем, что, выполняя заказы на портреты (особенно парные, их заказывали к помолвкам), художницы оказывались внимательнее к деталям, которые отражали статус заказчика.
И все же занятие искусством не считалось подходящим для женщины. Искусством занимались, как правило, дочери художников, как та же Джентилески или Лавиния Фонтана (1552–1614). «Необходимость уделять определенное время тем или иным общественным функциям, ожидаемая от них деятельность… сделали саму идею полностью посвятить себя профессии художника невозможной, немыслимой», — пишет историк искусства Линда Нохлин, отвечая на вопрос о том, почему мы почти не знаем великих женщин-художниц. Кроме того, их работы реже оказывались в музейных коллекциях и каталогах. Иронично, что живший в XVI веке историк искусства Джорджо Вазари, оставивший описания работ многих своих современников, о Плаутилле Нелли заметил: «В домах сеньоров Флоренции было так много ее картин, что было бы утомительно перечислять их все», — а сегодня мы почти не знаем о них. Те же работы художниц, что попадали в музейные коллекции, редко выставлялись и исследовались.
Картина Плаутиллы Нелли «Оплакивание со святыми», которую Джейн Форчун нашла в музее Сан-Марко (это бывший монастырь, где и жила Нелли), отчаянно нуждалась в реставрации. Форчун организовала сбор средств и добилась того, чтобы картина была выставлена в большой трапезной музея. Это был первый шаг в работе AWA. В течение последующих лет организация профинансировала реставрацию еще девяти картин и девяти рисунков Нелли. А всего в хранилищах флорентийских музеев AWA обнаружила около 2000 произведений, которые веками оставались без внимания публики.
Найти и отреставрировать
Алгоритм работы AWA был таким: найти забытую картину, изучить историю ее создания и историю творчества художницы, провести реставрацию, а затем постараться выставить картину для широкой публики.
Поиск картин был одним из самых сложных в работе организации. Часто они, по выражению сотрудников AWA, «спрятаны у всех на виду» — например, в церквях. Но некоторые хранятся в подвалах или на пыльных чердаках — как две работы Нелли, случайно найденные во дворце Палаццо Питти. Они были в таком состоянии, что музейные сотрудники не верили, что их можно отреставрировать. Сейчас обе картины висят в музее Сан-Сальви.
Кроме того, организации удалось наладить взаимодействие с музеями Флоренции, которые стали сами рекомендовать те или иные работы художниц для реставрации.
Чтобы финансировать реставрационные работы, Джейн Форчун основала фонд, который регулярно проводил краудфандинги. Например, в 2017 году на реставрацию полотна Нелли «Тайная вечеря» за шесть недель удалось собрать $67 000. Чтобы привлекать средства, AWA предлагала спонсорам «брать шефство» над отдельными персонажами картины. Тогда же в сотрудничестве с флорентийским брендом селективной парфюмерии Aquaflor выпустила аромат Invisible — часть выручки от его продаж шла на реставрационные проекты. В 2020-м запустила программу «Ангелы искусства», чтобы профинансировать реставрацию двух полотен художницы XVIII века Виоланте Ферроне — за пожертвование в $1000 меценатам предлагали приглашение на двоих на открытие выставки художницы.
Для AWA было принципиально, чтобы большую часть реставрационных работ также проводили женщины. Для них в этой профессии долгое время существовал стеклянный потолок, но все изменило Великое наводнение 1966 года, когда тысячи книг и произведений искусства в музеях Флоренции оказались повреждены. В город приехали добровольцы — и опытные искусствоведы, и студенты, — готовые помочь. Их называли «ангелами грязи» — работать действительно приходилось в слоях глины и ила, и женщины трудились наравне с мужчинами. Директор AWA Линда Фальконе вспоминала: примерно тогда же жительницы города начали активно носить брюки, так что история эмпауэрмента оказалась тесно связана с историей искусства. Сегодня до 30% реставраторов во Флоренции — женщины.
Чтобы отдать им дань уважения, AWA учредила для них специальную премию. Кроме того, премией имени Плаутиллы Нелли награждались женщины-директора музеев Флоренции, премией Анны Марии Луизы Медичи — меценатки, а премией Симонетты Веспуччи — современные итальянские художницы. Кстати, после Великого наводнения появилось движение «Женщины наводнения» — художницы, которые отдавали музеям свои работы, чтобы компенсировать потери. Их наследие AWA также помогала сохранять.
По словам реставраторов AWA, картины женщин хуже сохраняются по сравнению с произведениями, созданными мужчинами, хотя причины этого неясны. Реставрация не только позволяет спасать произведения искусства, поврежденные временем или небрежностью хранения, но и делать открытия, касающиеся манеры и техники. Это еще один важный аспект деятельности организации: сотрудники AWA работали с архивами, собирали документальные свидетельства о самих художницах, их жизни и работе. «На самом деле мы не стремимся к постоянной реставрации изобразительного материала, — объясняла Фальконе. — Чего мы хотим, так это открытия личности художницы и ее произведений». Для достижения этой цели организация финансировала исследования, лекции, фотосъемки открытых картин.
А затем добивались для них публичности. Это еще один важный принцип работы AWA: картина, которая была найдена и извлечена из архивов и над которой трудились сотрудники организации и реставраторы, уже не должна вернуться снова в запасники, ее должны видеть люди.
Открытые имена
Среди работ, которые благодаря деятельности AWA были спасены от разрушения, работы уже упоминавшихся Нелли и Джентилески. Барочное полотно кисти Виоланте Сирьес Черроти «Дева Мария представляет младенца Иисуса» — редкий для Флоренции образец крупноформатной картины на религиозную тему, написанной женщиной. Работы художницы и поэтессы Ирен Паренти Дюкло, которая обучала других женщин и руководила собственной мастерской. Скульптуры французской художницы Фелиси де Фово, поврежденные во время Второй мировой войны. Два больших тондо (полотна в форме овала) для атриума больницы Сан-Джованни-ди-Дио, написанные Виоланте Ферроне в середине XVIII века, — тогда для женщины получить заказ на работу крупного формата, да еще предназначенную для публичного пространства, было очень престижно.
Эти два полотна стали последним проектом Advancing Women Artists — в 2021 году организация закрылась из-за нехватки финансирования, успев завершить 70 проектов по реставрации. После нее остались сайт — его сохранили в качестве архива и ресурса для всех, кто интересуется темой сохранения женского искусства, — и книги: исследования, биографии художниц и путеводители по Флоренции с фокусом на женское искусство. По книге Джейн Форчун «Невидимые женщины: забытые художники Флоренции» был снят документальный фильм, получивший премию «Эмми» в 2013 году. В своем официальном заявлении о закрытии организация отмечала, что считает свою миссию выполненной.
Сама Джейн Форчун умерла в 2018-м, через год после того, как завершилась реставрация очередной картины Плаутиллы Нелли — «Тайной вечери». Ее реставрировали десять лет, за это время были открыты около десятка прежде неизвестных работ художницы. После завершения работ по консервации AWA организовала постоянную установку семиметрового полотна в музее Санта-Мария-Новелла.