Изменить правила игры: как женщины становятся топ-менеджерами в мужском спорте
Времена, когда женщин не допускали на Олимпийские игры, давно прошли, но гендерный баланс был достигнут только на прошлых играх в Токио (2020). Благодаря политике МОК зимние соревнования 2022 года в Пекине называют удовлетворительными по соотношению мужчин и женщин (спортсменок уже почти половина). Равное количество участников МОК обещает продемонстрировать в 2024 году в Париже. Кроме того, к этому времени женщины должны будут занимать 30% управляющих позиций в организации. Хотя с тех пор, как первый президент МОК вступил в должность в 1894 году, все его преемники были мужчинами.
Присутствие женщин в спортивном топ-менеджменте важно не только с точки зрения гендерного баланса, но и с точки зрения интересов спортсменок и женской части спортивной аудитории. Пока в этой сфере действует эффект «стеклянных стен»: женщины участвуют в спортивных состязаниях, но на руководящих позициях их непропорционально мало. Хотя за последние 10 лет и в спортивном менеджменте произошли существенные изменения.
На кого равняться
Если в 2010 году на посту СЕО / президента клуба Национальной баскетбольной ассоциации США (всего их 30) не было ни одной женщины (профессиональное сообщество только начинало поднимать вопрос о гендерном неравенстве в руководстве), то в 2020 году их уже около 11% (но женщин в роли спортивных агентов и сейчас не более 5%). НХЛ (Национальная хоккейная лига) тоже пытается сбалансировать гендерный состав. Опрос 2019 года показал, что женщины занимали менее 5% рабочих мест в хоккейном менеджменте, притом что 40% болельщиков — женщины. Уже в 2020 году НХЛ отреагировала и создала Консультативный совет для содействия развитию женского спорта и решению гендерных проблем. «Следующие 100 лет будут определяться тем, как хоккей создает более благоприятную среду и насколько открывает двери для новой аудитории», — говорит топ-менеджер Ким Дэвис, которая занимается социальными вопросами, расовым и гендерным разнообразием, будучи вице-президентом НХЛ. Пост президента по бизнес-операциям клуба «Филадельфия Флайерз» заняла Валери Камилло, которая тут же заявила, что необходимо привлечь больше женщин на руководящие должности.
В 2021 году владелицы команд Национальной футбольной лиги США (речь об американском футболе) заявили, что двери лиги широко открыты для женщин-менеджеров, их с радостью готовы нанимать.
В европейском футболе женщины тоже постепенно занимают все больше руководящих должностей: например, с 1 января 2022 года обязанности CEO футбольной лиги Германии (Бундеслига 1 и 2) стала исполнять Доната Хопфен.
Исследование, в котором сравнивали решения, принятые спортивными топ-менеджерами обоих полов в разных странах, говорит о том, что женщины управляют спортивными командами не хуже мужчин (при этом часто женщинам приходится работать в более сложных условиях). Многие приводят свои команды и лиги к успеху.
Например, владелица и президент баскетбольного клуба «Лос-Анджелес Лейкерс» Джинни Басс пошла по стопам отца, который занимался инвестициями в недвижимость и спортивные команды. Она заняла место президента клуба в 2020 году. При ней команда подписала контракт со звездным баскетболистом Леброном Джеймсом и вместе с ним завоевала очередной чемпионский титул. Под руководством Басс за 2021 год стоимость «Лейкерс» выросла на 20% и достигла $5,5 млрд — это одна из самых дорогих команд НБА. До этой работы Басс возглавляла клуб в Лос-Анджелесе из лиги хоккея на роликах и даже получила титул «Руководитель года». А вообще спортивным менеджментом начала интересоваться с 19 лет.
Шейла Джонсон — бизнесвумен, совладелица трех спортивных команд, в том числе и «Вашингтон Кэпиталз», в которой играет Александр Овечкин. Она также была президентом и управляющим партнером женской баскетбольной команды «Вашингтон Мистикс». Американский Forbes оценивает ее состояние в $750 млн, а стоимость «Вашингтон Кэпиталз» в прошлом году составила $930 млн, что на 24% больше, чем в 2020-м, и на 62% больше, чем в 2016-м.
Генеральным менеджером бейсбольной команды «Майами Марлинс» в 2020 году была назначена Ким Нг. Она стала первой женщиной, руководящей мужским клубом в четырех главных американских профессиональных спортивных лигах. «Ее действия будут рассматривать под микроскопом, гораздо более пристально, чем если бы клубом руководил мужчина», — сказал тогда американский эксперт Боб Дорфман. Проработав 30 лет в лиге, Нг и до этой позиции имела репутацию профессионала: CEO и совладелец «Марлинс» вспоминал, что как только речь зашла о новом управленце, он не сомневался, что надо позвонить именно ей. За время ее работы на позиции помощника генерального менеджера «Нью-Йорк Янкиз» этот клуб три раза подряд становился чемпионом.
Женщины руководят и спортивными каналами. Кристин Дриссен, которая пришла работать на кабельный спортивный канал ESPN в 1985 году, сегодня управляет финансами этой 50-миллиардной корпорации. Она занимается стратегическим планированием и развитием бизнеса в качестве исполнительного вице-президента и финансового директора. Бывший президент ESPN Джон Скиппер еще 10 лет назад говорил, что Дриссен играла ключевую роль в принятии решений в компании. Она и сама описывает ежедневные обязанности таким образом: «Я участвую в принятии всех решений: какие права мы хотим покупать, сколько готовы за них заплатить и какова их стратегическая ценность для нас по сравнению с их ценностью для конкурентов». Канал называют финансово успешным, хотя конкретные цифры не раскрываются. В пандемию число его подписчиков выросло с 1,4 млн в 2019 году до 17 млн в 2021-м. Дриссен входит в первую пятерку самых влиятельных женщин — спортивных менеджеров США по версии Forbes.
В киберспорте на руководящих позициях тоже можно встретить женщин: например, спортивного директора команды HellRaisers Марию Гунину. Под ее руководством команда стала победителем Dota 2 Champions League 2021 Season 5. «Благодаря Маше наш клуб обзавелся новым Dota-2-составом и чемпионским титулом на D2CL. Мы уверены, что это сотрудничество принесет нам немало интересных кейсов», — написали тогда в Twitter члены команды.
В России руководителями клубов и федераций раньше становились в основном тренеры или бывшие спортсменки: Ирина Винер-Усманова (президент Всероссийской федерации художественной гимнастики ), Елена Вяльбе (президент Федерации лыжных гонок России, глава Ассоциации лыжных видов спорта России), Татьяна Покровская (в прошлом главный тренер сборной по синхронному плаванию, сейчас вице-президент Федерации синхронного плавания России).
Одна из самых непубличных, но в то же время влиятельных фигур в футболе — Марина Грановская, которая управляет клубом «Челси». «Она общается с руководителями клубов, которые в Англии в большинстве своем бизнесмены, со спонсорами. С ее образованием, интеллектом, пониманием менеджерских процессов она абсолютно топовый руководитель», — рассказывает бывший тренер сборной России по футболу, главный тренер «Рубина» Леонид Слуцкий. В 2021 году Грановская была признана лучшим спортивным менеджером Европы. В июне 2022-го стало известно, что после продажи клуба Романом Абрамовичем и увольнения председателя совета директоров Брюса Бака она покинет клуб.
Как сделать карьеру в спортивном менеджменте
Чемпионка России и Евролиги, а сейчас президент профессионального баскетбольного клуба «МБА» (завоевали бронзу в чемпионате России) Татьяна Кочарян (Щеголева) в разговоре с Forbes Woman вспоминает, что ее карьерный рост произошел «стремительно». После завершения спортивной карьеры Кочарян была готова попрощаться с баскетболом, но как только начала «жить жизнью обычного человека» — без постоянных перелетов и ежедневных тренировок, — ей поступило предложение от президента Федерации баскетбола Виктора Двуреченских создать московский клуб. «Мы изначально выбрали непопулярный и сложный путь формирования команд — играть только своими баскетболистами. В МБА выпускники московских спортивных школ могут попробовать свои силы в профессиональном баскетболе», — рассказывает Кочарян.
Генеральный секретарь и исполнительный директор Российской федерации баскетбола Наталья Галкина тоже раньше играла в баскетбол, а сейчас занимается оперативной работой. Должность исполнительного директора РФБ она заняла в 27 лет. В разговоре с Forbes Woman она уточнила, что к этому возрасту уже имела достаточный опыт в управлении крупными проектами. «Горжусь многим в работе РФБ, но особую значимость для меня имеет проект «Баскетбол 3х3», который удалось с нуля вывести до номера один в мировом рейтинге Международной федерации и двух серебряных медалей Олимпиады в Токио 2020».
Можно включить в карьерный план специальное образование — как, например, сделала двукратная призерка Олимпийских игр, чемпионка мира, баскетболистка Илона Корстин, которая сейчас является генеральным директором Единой лиги ВТБ (официальный турнир ФИБА). После окончания выступлений за команду она пошла учиться спортивному менеджменту.
Программы MBA в спорте предлагают многие университеты — в рейтингах лучших в спортивной сфере регулярно фигурируют, например, Университет Огайо, Международная академия спортивных наук и технологий в Лозанне, Университетский колледж Дублина. В России тоже есть выбор для тех, кто хочет получить образование в этой сфере, от частных курсов до двухгодичных программ МГУ или Высшей школы экономики.
Менеджеры спортивной образовательной программы при экономическом факультете МГУ дали на запрос Forbes Woman о количестве слушательниц (в среднем на потоке) такой ответ: «гендерный состав всегда примерно равный». Это совпадает с данными кафедры спортивного маркетинга университета «Синергия» за 2018 год (примерно 45% — женщины). Медиадиректор РФС Егор Крецан в разговоре в Forbes Woman вспомнил, что, когда он учился на аналогичной программе менеджмента в спорте в Нью-Йорке, соотношение мужчин и женщин было примерно 60/40. Среди преподавателей спортивного менеджмента женщин в США меньше — по статистике, 27%.
Руководитель практики «Спорт» рекрутинговой компании Odgers Berndtson Леонид Коен говорит, что в международной практике не отдают предпочтения именно мужчинам или женщинам. Во-первых, заказчики в первую очередь ищут опытного топ-менеджера, во-вторых, влияет повестка D&I. «Нет предпочтений по гендерному признаку в спортивном менеджменте и в России, мы не слышим каких-либо гендерных требований от клиентов, — делится опытом эксперт. — Всегда были виды спорта, где больше женщин, например, художественная гимнастика. Но ограничений или предубеждений нет, гендерное равенство присутствует». В качестве примера женщины, занимающей руководящий пост в традиционно «мужском» виде спорта, Коен приводит заместителя председателя совета директоров NASCAR (гонки на серийных автомобилях) Лесу Франс Кеннеди. Правда, здесь стоит отметить, что для нее карьера в автоспорте — продолжение семейной традиции: и ее отец, и дед сделали карьеры в этой сфере.
По словам Коена, спортивный рынок интересен как мужчинам, так и женщинам, число кандидатов может варьироваться, но в среднем женщин не сильно меньше. В спортивную индустрию на высокие позиции часто приходят специалисты из медиа и шоу-бизнеса, так как одна из самых важных компетенций — умение монетизировать зрелище. А там, уверен эксперт, с гендерным балансом проблем нет.
По данным Odgers Berndtson, клиенты — клубы, лиги, команды — обращаются к консультантам стабильно, несколько раз в год. Ищут директоров по маркетингу, коммерческого или генерального директора клуба. Комментируя изменения, наступившие после начала «спецоперации»*, Коен отмечает: «Глобальных изменений на рынке мы не видим, но людей, открытых к России, стало меньше. Что касается трендов и какой-то динамики на рынке поиска спортивных топ-менеджеров — в России больших изменений тоже пока не замечаем».
«Это только кажется, что во времена кризисов нужна «крепкая рука», на самом деле, напротив, требуется умение договариваться, необходимо сохранять спокойствие и уметь балансировать. Все эти навыки часто можно встретить у женщин-менеджеров», — считает управляющий партнер рекрутингового агентства «Руспартнерс» (экс-Boyden) Дина Акимова. На вопрос о том, можно ли говорить о профессиональном развитии в условиях усиливающейся международной изоляции (российских спортсменов все чаще отстраняют от участия в международных соревнованиях из-за «спецоперации»), Акимова отвечает, что видит два варианта работы спортивных топ-менеджеров на ближайшее время.
Во-первых, какое-то международное сотрудничество возможно: «Менеджеры будут смотреть в сторону Сирии, в сторону Мексики, например», — говорит эксперт. Как предприниматели пытаются спасти свои бизнесы во всех секторах экономики, так и в спорте будет создаваться что-то новое: «рынок не умрет, но структурно изменится».
Во-вторых, говорит эксперт, хорошие управленцы смогут найти себе работу на топ-позициях в других сферах. «Понятно, что переход из волейбола в нефтянку не будет выглядеть логичным — надо, чтобы структура бизнеса была похожей. Но люди перетекают из отрасли в отрасль, это может быть очень полезно, так как приходит человек со свежим взглядом. Сейчас это часто происходит, — объясняет Акимова. — Если клуб или лига были прибыльными, а не жили на спонсорские средства, то проблем с тем, чтобы найти работу в новой компании, не должно быть».
Откуда берется неравенство и почему оно затрагивает всех
Если женщины интересуются вакансиями, а работодатель не имеет предпочтений по гендеру, почему мы тогда видим дисбаланс на рынке ? Возможно, в открытый доступ (к рекрутерам) попадают далеко не все вакансии. Многие топовые позиции могут закрываться без посредников: спортсмен долго играл в команде и «на пенсии» получает повышение до управленца. Например, из десяти президентов МОК трое ранее были участниками Олимпийских игр. С предположением согласны и опрошенные Forbes Woman эксперты.
Уже упоминавшаяся Ким Нг указывала на другие причины: иногда ее звали на интервью только потому, что она женщина (чтобы «закрыть» гендерную квоту), а иногда по той же причине обходили вниманием.
Forbes Woman расспросил российских женщин — спортивных топов о том, сталкивались ли они с чем-то подобным. Директор по маркетингу СКА Ольга Романенко говорит, что не сталкивалась с «гендерными перекосами». Татьяна Кочарян из МБА убеждена, что выбирают не женщин или мужчин, а хороших специалистов: «Ничего не должно делаться искусственно. Главное, чтобы была справедливая конкуренция, а это всегда хороший толчок к развитию». Наталья Галкина считает, что профессионализм необходимо доказывать и мужчинам, и женщинам, а после дорожить репутацией. И вспоминает, как в 2019 году вошла в исполнительный комитет европейской зоны Международной федерации баскетбола (ФИБА Европа), набрав на голосовании из 42 возможных голосов 41, причем 39 были мужскими: «Я вошла в борд, все это демонстрирует высокую оценку моей профессиональной деятельности в международном сообществе».
Несмотря на то, что многие российские спортивные топ-менеджеры говорят о комфортных условиях работы, чтобы статистически приблизиться к адекватным показателям гендерного равенства в спорте, нужно преодолеть некоторые барьеры. Например, тот факт, что люди склонны поддерживать (в том числе помогать продвигаться в карьере) более близкий и привычный типаж. Гендерный дисбаланс воспроизводится в силу привычки.
Гендерный баланс в управленческой команде как минимум экономически оправдан. Он дает возможность лучше чувствовать аудиторию, шире смотреть на ситуацию. «Мы же знаем еще со школьного курса математики, что задачу можно решить не одним способом, — разные взгляды как раз добавляют вариативности», — комментирует Татьяна Кочарян.
Это особенно важно в свете того, что женский сегмент спортивной аудитории растет. К примеру, женщины составили почти 40% зрителей чемпионата мира по футболу в 2018 году. Глобальные показатели впечатляют еще больше: по данным Facebook, около 80% женщин во всем мире заявили, что они смотрят спорт онлайн или посещают соревнования. Важно не только удовлетворить спрос, но и стимулировать его: «Как только вы начнете показывать в России женское регби, женский хоккей, женский футбол и так далее, найдется телезритель, кому это будет по нраву», — считает футбольная судья, футболистка, мастер спорта Анастасия Пустовойтова.
По другую сторону экрана — спортсменки, которые сталкиваются с дискриминацией. Например, неравной оплатой, что связано в том числе с гораздо меньшим медиаприсутствием (около 4% упоминаний в СМИ). Олимпийская чемпионка в беге Эллисон Феликс говорит, что сегодня женщинам в спорте не хватает уважения и им надо бороться за то, чтобы становиться более заметными. Победительница 17 турниров WTA теннисистка Анастасия Павлюченкова считает, что женщины выкладываются на корте не меньше, чем мужчины, но прайм-там телетрансляций матчей чаще отдают последним. Сама она два года проработала в совете Женской теннисной ассоциации, представляя интересы спортсменок.
Спортсменки страдают от сексизма и объективации, которые выражаются, например, в неудобной форме. Или оттого, что спортивная инфраструктура просто не адаптирована для женщин: например, первая тренер — женщина в бейсболе Жустин Сигал рассказывала, что во время интервью ее постоянно спрашивали о том, где она будет переодеваться и как публика реагирует на ее появление. А на прошедшей летом Олимпиаде в Токио испанская синхронистка Óна Карбонелль выложила в своем Instagram видео, в котором пожаловалась на невыполнимые условия для кормления грудью на Олимпийских играх. Многие из этих проблем могли бы не возникнуть, если бы на уровне турниров, лиг и федераций решения принимались не только мужчинами.
Как говорит создательница женского оборудования для бокса Лин Ли: «Розовые перчатки, которые плохо сидят на женском запястье, не дадут вам дополнительной силы и защиты».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.