Санкционный тай-брейк: к чему приведет запрет на участие россиян в Уимблдоне
Пока российских спортсменов и отечественные федерации отменяли и запрещали в футболе, биатлоне, лыжных гонках и многих других видах спорта, теннис как традиционно элитарный и в первую очередь индивидуальный спорт держался где-то в стороне. Единственной «мартовской» санкцией для российских атлетов стал допуск на соревнования исключительно под нейтральным флагом. Это решение было принято международными теннисными ассоциациями ATP и WTA. Как следствие, некоторым теннисистам даже пришлось убрать национальные флаги из своих аккаунтов в соцсетях. Так, например, поступили Даниил Медведев и Карен Хачанов.
20 апреля стало ясно, что полумерами в международном теннисном сообществе не ограничатся. The New York Times сообщила, что спортсменов из России и Белоруссии не допустят к участию в ежегодном турнире Уимблдон. Позднее эту информацию подтвердили и организаторы — на официальном сайте AELTC (Всеанглийского лаун-теннисного клуба) появился текст заявления. «<...> было бы неприемлемо извлекать какие-либо выгоды из участия российских или белорусских игроков в турнире. Поэтому мы намерены с глубоким сожалением отклонить заявки российских и белорусских игроков на чемпионат 2022 года», — сообщается в заявлении.
Вместе с этим российские и белорусские спортсмены не будут допущены и до остальных турниров в Великобритании, организатором которых является AELTC. В их числе, например, турнир в Истборне, который должен пройти с 19 по 25 июня.
Ранее информация о возможном недопуске российских спортсменов на Уимблдон уже появлялась в СМИ. В начале апреля министр спорта Великобритании Найджел Хаддлстон предложил потребовать от российских и белорусских теннисистов заявление о том, что они «не получают деньги от Путина, России или Белоруссии», а также не планируют высказываться в их поддержку. По словам политика, только так можно подчеркнуть нейтральный статус атлетов.
Итоговые меры оказались куда серьезнее: спортсменов отстранили от турнира без права заявиться на него даже под гарантии. В AELTC сообщили, что такое решение было принято в интересах российских и белорусских теннисистов — по мнению организации, отказ поддерживать официальную позицию России мог создать проблемы спортсменам и их семьям.
Как такое решение встретило теннисное сообщество?
Отстранение российских и белорусских спортсменов в теннисном мире не было встречено положительно. Международные теннисные ассоциации WTA и ATP, которые ранее допустили россиян и белорусов под нейтральным флагом до участия в своих турнирах, осудили решение AELTC. В ATP заявили: «Дискриминация по национальному признаку нарушает наше соглашение с Уимблдоном, по которому единственный критерий для допуска игрока — его рейтинг».
Не поддержал отстранение спортсменов и первая ракетка мира Новак Джокович: «Я ребенок войны и знаю, к каким эмоциональным травмам они приводят. В Сербии знают, что случилось в 1999 году, всегда страдают обычные люди. На Балканах было много войн. Однако я не могу поддержать решение Уимблдона. Спортсмены не виноваты. Когда политика вмешивается в спорт, это не заканчивается ничем хорошим».
Среди поддержавших отстранение оказались украинские теннисисты, которые выпустили заявление с просьбой не допускать российских и белорусских спортсменов до всех международных турниров. По их мнению, допуск должен осуществляться только в случае, если теннисисты подтвердят, что «не поддерживают режимы Путина и Лукашенко», а также «осуждают военные действия на территории Украины».
Насколько решение об отстранении легально?
Между Уимблдоном как одним из турниров Большого шлема и международными ассоциациями действительно существует соглашение, по которому к турниру должны быть допущены все 500 лучших теннисистов планеты. Ограничения при этом допустимы только возрастные и гендерные.
Впрочем, как сообщила Forbes Софья Тартакова, ведущая и комментатор телеканала «Матч ТВ», ATP и WTA никак не влияют на проведение турниров Большого шлема, так как они проходят под эгидой ITF (международной теннисной ассоциации). «Это разные организации, которые живут своей жизнью и не подчиняются друг другу», — объясняет Тартакова, которая специализируется на большом теннисе.
При этом не стоит забывать, что Уимблдон имеет ряд преимуществ перед остальными крупными турнирами. В частности, AELTC как организатор имеет право вводить условия для теннисистов. Уимблдон во многом отличается от остальных турниров Большого шлема и известен своей традиционностью. Есть огромное количество нюансов, которые выделяют турнир на фоне остальных: здесь теннисисты могут играть только в белом и запрещена любая реклама за исключением часовых брендов. Сами правила игры на Уимблдоне также немного отличаются от того, что болельщики привыкли видеть на других турнирах: например, количество сетов в партии зависит от того, в какой момент турнира она проходит.
Такой карт-бланш, который есть у Уимблдона, связан не только с уважением традиций со стороны теннисных ассоциаций. Доходы с одного розыгрыша турнира в 2017 году составляли £231 млн. С одной стороны, это меньше, чем у Australian Open и US Open, но с другой — Уимблдон играет важную роль в престижном статусе тенниса. Чемпионат регулярно принимает у себя на играх членов королевской семьи Великобритании, билеты на него продаются в считаные минуты и к тому же он является старейшим и самым известным турниром Большого шлема (турнир проводится с 1877 года).
К тому же отсутствие любой рекламы, кроме рекламы часовых брендов, позволяет спортсменам получать неплохие деньги от личных спонсоров: в частности, от производителей экипировки, в которой теннисисты выступают на корте. Опыт показывает, что благодаря своему статусу AELTC действительно имеет рычаги давления на ассоциации, которые позволяют организаторам диктовать свои условия.
Существовали ли раньше запреты для выступления спортсменов на турнирах Большого шлема?
Недопуск спортсменов на Уимблдон по национальному признаку происходил и раньше: например, в 1946 году организаторы запретили участие в чемпионате всем теннисистам из Германии и ее стран-союзниц во Второй мировой войне. Впрочем, уже через год атлеты были допущены до турнира. В частности, на Уимблдоне в 1947-м сыграли представители Венгрии, Румынии и Италии.
На остальных турнирах Большого шлема подобных решений никогда не принималось, однако бывали случаи, когда визовая политика стран не позволяла участникам попасть на чемпионат. Самый яркий из подобных случаев произошел в начале этого года. Первая ракетка мира Новак Джокович не смог попасть на Australian Open из-за отказа вакцинироваться от COVID-19. Изначально австралийские власти выдали ему визу, а затем аннулировали ее из-за подделки медотвода. Джокович несколько дней провел в миграционной тюрьме и был депортирован из страны.
Что потеряют российские теннисисты от недопуска на Уимблдон?
Российские теннисисты исторически никогда не выступали на английской стадии Большого шлема успешно. Лучшим достижением для наших спортсменов остается полуфинал Марата Сафина в 2008 году. Так что вряд ли от россиян стоило ожидать триумфа на этом первенстве. Впрочем, на данный момент речь идет о том, что ни один из 17 российских теннисистов (из мужского и женского рейтинга) на Уимблдоне не сыграет. Соответственно, это может ударить по позициям россиян в общем зачете.
Каждый спортсмен потеряет очки, которые мог бы набрать на турнире, а также призовые средства. Особенно серьезно эта проблема сказывается на Данииле Медведеве, который находится в десяти очках от звания первой ракетки мира. Из-за недопуска у Медведева сгорят 180 очков.
Больше всего в рейтинге потеряет Карен Хачанов, который в прошлом году добрался до четвертьфинальной стадии турнира и набрал там 360 очков. А вот восьмая ракетка мира Андрей Рублев на прошедшем Уимблдоне выступил не так успешно — он набрал всего лишь 90 баллов.
Софья Тартакова, которая является медиаменеджером Андрея Рублева, также сообщила Forbes, что теннисист переживает из-за сложившейся ситуации, но заранее понимал вероятность такого исхода: «Разговоры об отстранении велись достаточно давно, и почти все игроки понимали, что это может произойти. Теннисисты приняли решение достойно. Никто не мог на него повлиять. Для Андрея прямо сейчас самое главное — это жизни людей. Он очень переживает из-за того, что происходит».