Для всех, кроме женщин: к чему ведет гендерное неравенство в промышленном дизайне
На проблему гендерного неравенства в индустрии обращает внимание американский промышленный дизайнер и предпринимательница Ти Чанг. В 2004 году она оказалась единственной женщиной в команде из 12 мужчин, проектирующих велосипеды. Ти Чанг рассказывает, что на протяжении всей карьеры она неоднократно сталкивалась с домогательствами, пренебрежительным и неуважительным отношением. Ей советовали уйти в исследовательскую деятельность вместо того, чтобы строить карьеру в промдизайне. А однажды на деловой встрече в Италии поставщик даже не стал с ней говорить и обращался только к менеджеру по продукту — мужчине. Сейчас ситуация практически не изменилась, и многие женщины-дизайнеры по-прежнему трудятся в коллективах, состоящих в основном из мужчин, отмечает Ти Чанг.
Например, в США, по данным сайта Coroflot (это профессиональная сеть для представителей креативных индустрий), в индустрии промышленного дизайна мужчины составляют 81% работников, женщины — всего 19%. Зато женщины часто занимаются графическим дизайном, дизайном одежды и дизайном интерьеров. Схожие цифры приводит сервис поиска работы Zippia: 81,4% работающих в стране промышленных дизайнеров — это мужчины, и лишь 18,6% — женщины. Разрыв существует и в размере оплаты труда: если в 2021 году мужчины в индустрии в среднем зарабатывали $84 500 в год, то женщины — только $75 000. То есть на каждый $1, полученный мужчиной, приходилось всего $0,89, которые заработала женщина.
В Великобритании доля мужчин среди всех работающих промышленных дизайнеров составляет 95%, подсчитали в национальном Совете по дизайну (Design Council). Заметно больше мужчин также трудится в области цифрового дизайна (85%), архитектуры и строительства (80%). Труд женщин-дизайнеров в стране тоже оплачивается хуже по сравнению с их коллегами-мужчинами, причем направление работы в этом случае не имеет значения. А еще женщины редко занимают руководящие позиции: в 2018 году только 17% среди менеджеров в сфере дизайна.
Учиться не значит пойти работать
При этом образование в области дизайна одинаково востребовано у представителей обоих полов. В той же Великобритании обучение на курсах искусства и дизайна проходят 63% девушек, хотя в Совете по дизайну не делают разбивку по конкретным направлениям обучения.
Показательна в этой ситуации российская статистика. Так, в Британской высшей школе дизайна (БВШД) на программе международного бакалавриата по дизайну продукта и промышленному дизайну 90% обучающихся — это девушки, сказала Forbes Woman Екатерина Черкес-заде, декан БВШД, директор университета креативных индустрий Universal University. На российской программе дополнительного профессионального образования по промышленному дизайну соотношение девушек и юношей одинаковое.
В Российском университете транспорта и Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана девушек и юношей среди студентов тоже примерно поровну, сообщила Forbes Woman генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ (реализует проекты в сфере гражданской авиации, автомобильного, железнодорожного и водного транспорта; разрабатывает объекты городской среды) Дарья Топильская. По ее словам, на магистерской программе «Промышленный дизайн и инжиниринг» в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» обучается примерно 70% девушек.
Статистики о количестве работающих женщин — промышленных дизайнеров в России нет. Рынок слишком неоднороден, и многие работают на фрилансе, объясняет Дарья Топильская.
Но очевидно, что проблема гендерного дисбаланса российскому рынку не чужда, отмечает президент Союза дизайнеров России (СДР) Виталий Ставицкий. Так, в автопроме работают лишь единицы: здесь можно вспомнить Инну Кондакову, главного дизайнера интерьеров в итальянской компании по производству автомобилей Alfa Romeo. При этом много женщин занимаются дизайном одежды.
Пока проводилось мало исследований, посвященных проблеме гендерного неравенства в сфере промышленного дизайна, утверждает Келли Уолтерс, дизайнер автомобилестроительной компании Ford, а в прошлом научный ассистент Университета штата Айова. В ходе одного из последних ирландские ученые пришли к выводу, что женщины начинают испытывать трудности еще в процессе обучения. Например, студенток часто поощряют выбирать более «женские» (то есть не технические) дисциплины. В дальнейшем это ведет к разделению труда по половому признаку: мужчины начинают доминировать в одних профессиональных областях, а женщины — в других. Женщины в Ирландии сталкиваются с проблемами и на рабочем месте. Им сложно проявлять себя в мужских коллективах, и они вынуждены много работать, чтобы их начали воспринимать всерьез. А еще они чувствуют себя менее мотивированными, если не видят на руководящих должностях других женщин.
Сама Келли Уолтерс совместно с доцентом Университета штата Айова Бетси Барнхарт однажды провела эксперимент с участием 54 студентов разных курсов, учащихся на промышленных дизайнеров. Их разделили на несколько команд с разным гендерным составом: где-то преобладали юноши, где-то девушки, одна команда была полностью женской, а в еще одной было равное количество представителей обоих полов. Выяснилось, что женщинам сложнее работать в преимущественно мужских коллективах: их часто не слушали, они чувствовали себя неуверенно. Группы, где было больше женщин, работали более сплоченно: участники помогали друг другу, каждый имел право голоса.
Виталий Ставицкий объясняет, что женщины не идут работать по специальности в том числе потому, что они «выбирают семью». Кто-то выходит на рынок труда, но потом разочаровывается в профессии. «На самом деле работа промышленного дизайнера очень сложная и зачастую бесперспективная», — говорит президент СДР.
Опасные средства защиты
«Хорошо продуманные товары позволяют нам легче двигаться по жизни… Это так, но только в том случае, если вы не женщина», — негодует Ти Чанг. Действительно, гендерный дисбаланс в командах дизайнеров ведет к тому, что продукты, которые разрабатываются для всех, не всегда удобны, а иногда даже опасны для женщин.
Еще в 2011 году исследователи из Университета Вирджинии проанализировали данные об автомобильных авариях за 1998–2008 годы и выяснили, что в ДТП женщины получают тяжелые травмы на 47% чаще, чем мужчины. Эксперты объясняют, что мужчины и женщины имеют ряд физиологических отличий и они не сводятся только к размеру тела. Например, у них по-разному распределяется жировая ткань: если у женщин она сосредоточена вокруг талии и бедер, то у мужчин — вокруг живота. Исторически сложилось так, что во время краш-тестов автопроизводители использовали мужские манекены. С начала 2000-х годов испытания стали проводиться и на женских манекенах, однако их параметры далеки от реальности. Так, рост женского манекена составляет 60 дюймов (около 152 см), а вес — 110 фунтов (50 кг). А согласно данным Национального центра статистики США, взрослая американка в среднем имеет рост 63,5 дюйма (161 см), а вес — 170,8 фунта (77,4 кг).
В Нью-Йоркском комитете по безопасности и гигиене труда (New York Committee for Occupational Safety and Health) указывают на проблемы, с которыми сталкиваются женщины и некоторые мужчины, работающие на строительных площадках. Например, им бывает сложно удерживать в руке слишком большие гаечные ключи, и это чревато получением травмы. Многим женщинам также не подходят по размеру средства индивидуальной защиты (СИЗ), включая респираторы, перчатки, комбинезоны, каски и защитные очки. Во-первых, такие СИЗ не обеспечивают женщинам должную защиту. Во-вторых, они неудобны, и некоторые работницы предпочитают выходить на площадку без них, тем самым подвергая себя опасности.
С проблемой неподходящих СИЗ столкнулись и сотрудницы транспортной службы Лондона (Transport for London). Во время дорожных и строительных работ они были вынуждены носить брюки, куртки, обувь, защитные перчатки и очки мужского размера. Это было небезопасно, а еще снижало производительность работниц. Но недавно компания нашла новых поставщиков, которые выпускают средства защиты, специально разработанные для женщин.
Недавнее исследование британских ученых проливает свет на проблему с СИЗ в больницах, где проходили лечение пациенты с коронавирусной инфекцией. Оказалось, что респираторы, которые выдавались медработникам, создавались для мужчин европеоидной расы и не подходили женщинам и представителям некоторых других этнических групп.
«Мужские» гаджеты
«Действительно, неучастие женщин в создании продуктов приводит к неприятным последствиям, — говорит Екатерина Черкес-заде. — Возьмем, к примеру, размер фортепианных клавиш. Средний обхват женской руки меньше среднего обхвата мужской, что превращает игру на стандартной клавиатуре в испытание для большинства женщин. Пианисткам трудно достичь «мужского» уровня исполнения. Кроме того, они чаще рискуют столкнуться с болевыми ощущениями и даже получить травму».
Еще один пример неудачного дизайна — смартфоны, отмечает декан БВШД. Если среднестатистическому мужчине вполне комфортно использовать iPhone одной рукой, то многие женщины могут столкнуться с неудобствами, так как их руки ненамного больше самого гаджета. И это отчасти противоречит логике производителя. Apple сама проводила исследования и обнаружила, что женщины используют iPhone чаще, чем мужчины.
VR-очки тоже разрабатываются с учетом особенностей пользователей-мужчин. Во-первых, они, по словам Екатерины Черкес-заде, обычно не подходят женщинам по размеру. А во-вторых, во время использования девайса некоторые женщины испытывают тошноту. Дело в том, что мужчины и женщины по-разному воспринимают глубину пространства. Мужчины в большей степени ориентируются на параллакс, когда ощущение объема создается за счет движения объектов относительно друг друга. Женщины же воспринимают форму предметов, опираясь на игру светотеней. «Это-то как раз VR-очки эмулируют плохо, что вызывает тошноту и укачивание. Но этого можно было бы избежать, если бы устройства виртуальной реальности изначально тестировались на одинаковом количестве мужчин и женщин», — отмечает Екатерина Черкес-заде.
Добиться равенства
Ключ к решению проблемы — создание более гендерно- и этнически-разнообразных дизайн-команд, убеждены эксперты. Например, в США проблему неравенства в индустрии пытается решить Американское общество промышленных дизайнеров (Industrial Designers Society of America, IDSA). В прошлом году в IDSA запустили инициативу «Женщины в дизайне», цель которой — создать в индустрии благоприятную среду для людей, идентифицирующих себя как женщин. В рамках проекта организация, например, реализует программы наставничества.
Свой вклад в борьбу с неравенством пытается внести и американская некоммерческая организация Women in Industrial Design (WIID), которую в 2019 году создали промышленные дизайнеры Маккайла Барбер и Мэллори Эванс. Например, в WIID запустили каталог Women Who Design для рекрутеров, набирающих сотрудников, или организаторов конференций, которые ищут женщин-спикеров по темам, связанным с дизайном. А еще собрали библиотеку ресурсов о связи дизайна с темами феминизма, расы, пола и сексуальности.
В некоторых странах поддержка женщин в промдизайне — часть более широких инициатив по преодолению гендерного неравенства в трудовой сфере. Например, в администрации немецкого города Кастроп-Рауксель работает Центр женщин в сфере труда и технологий (Zentrum Frau in Beruf und Technik). «В будущем мы надеемся на дизайн, который предлагает людям ездить на маленьких автомобилях и пользоваться бритвами независимо от их пола», — говорится в изданной им брошюре, которая посвящена гендерным стереотипам в промдизайне.
Иногда подобные инициативы поддерживают частные компании. Так, в британской дизайн-студии Kinneir Dufort с 2021 года работает команда XXEquals. Она состоит преимущественно из женщин (дизайнеры — исключительно женщины) и помогает производителям создавать и выводить на рынок продукты, которые отвечают женским потребностям.
«Симбиоз разных взглядов приводит к очень интересным решениям, а это очень важно для промышленности, особенно для российской в текущих условиях», — комментирует Виталий Ставицкий.