Без имени на бумаге: как Марион Махони Гриффин повлияла на архитектуру Австралии
Первая работа и украденные рендеры
Марион Махони родилась в Чикаго 14 февраля 1871 года. Ее отец, американец с ирландскими корнями, сначала был учителем, а затем получил пост директора школы. Марион любила вспоминать дом, в котором выросла, но в 1881 году его уничтожил пожар.
В 1894 году она закончила архитектурный факультет Массачусетского технологического института, став второй дипломированной женщиной-архитектором в истории учебного заведения. Также Махони стала первой представительницей женского пола, которой удалось получить лицензию на занятие архитектурой в Иллинойсе и, вероятно, вообще в США.
Через год после выпуска Марион устроилась на работу в чикагский офис известного архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Там Махони проработала до 1909 года. У Райта она проектировала в основном мебель и витражи.
Махони внесла вклад как дизайнер в развитие Школы прерий — новаторского направления, которое произвело настоящую революцию в американской архитектуре. Она разработала свой визуальный стиль, вдохновленный техникой японских гравюр. На рисунках Марион дома утопали в пышной зелени и были изящно вписаны в ландшафт.
Райт время от времени проводил внутренние дизайнерские конкурсы среди своих сотрудников, вспоминал коллега Махони Барри Бирн, и большинство конкурсов выиграла Марион. Райт при этом забирал ее рисунки себе и хранил их для дальнейшего использования. Любого, кто говорил, что их автор «мисс Махони», он наказывал.
Рисунки Марион, выполненные тушью, составили большую часть так называемого портфолио Васмута — объемного двухтомного фолианта с работами Райта, опубликованного в Германии в 1910 году. Эти работы оказали влияние на европейских модернистов, в том числе на легендарного Ле Корбюзье.
Дебора Вуд, организовавшая выставку работ Махони в 2005 году, заметила: «Она сделала те самые рисунки, о которых люди вспоминают, когда думают о Фрэнке Ллойде Райте». Пол Крути, историк архитектуры из Университета Иллинойса, подтверждает: «Принято считать, что стиль рендеринга (визуализации. — Forbes Woman), благодаря которому стал известен Фрэнк Ллойд Райт, принадлежал Марион Махони». При этом Райт никогда не признавал заслуг своей сотрудницы и считал ее подражательницей.
«Не хотела признавать свой вклад»
В 1909 году Райт неожиданно уехал в Европу: у него завязался роман с женой клиента. Архитектор бросил все дела в США, в том числе и законченные проекты — часть из них завершила Марион. В частности, она занялась проектом трех домов в Декейтере, в штате Иллинойс. В процессе работы над ним Махони обратилась за помощью к бывшему сотруднику Райта, Уолтеру Берли Гриффину.
У Махони и Гриффина были схожие идеалы и взгляды на жизнь. Оба они были влюблены в дикую природу и вдохновлялись ею в своих работах. В 1911 году Марион и Уолтер поженились. Это был не только брак, но и союз двух художников — Гриффины начали работать вместе.
Вскоре после свадьбы Марион убедила мужа принять участие в конкурсе на проектирование новой федеральной столицы Австралии, Канберры. Она нарисовала для него 16 визуализаций тушью. Марион сделала акцент на суровом австралийском пейзаже, который, по словам журналиста Фреда Бернстейна, как будто «обнимал здания». Канберра в проекте выглядела как очень зеленый город: Гриффины верили, что природный ландшафт имеет такое же важное значение, как и здания.
Работы Марион во многом обеспечили победу Уолтеру в конкурсе. Как пишет The New York Times, рисунки, которые, казалось, отражали суть Австралии — места, где сама Гриффин никогда не была, — сыграли важную роль в выборе судей. Однако ее имени не стояло ни на одной из работ.
Истории известны случаи, когда мужья присваивали работы жен и выдавали их за свои собственные, однако в случае Гриффинов речь о подобном не шла — Уолтер не скрывал значительный вклад жены в разработку проектов. Например, он сообщил репортеру, что победа в конкурсе гораздо в большей степени принадлежит Марион, чем ему. «Моя жена — гений, а я всего лишь бизнесмен», — говорил Уолтер.
Энн Уотсон, магистр изящных искусств и обладательница докторской степени в области архитектуры Сиднейского университета, писала: «Махони явно была опорой в офисе [мужа], но, похоже, не хотела признавать свой вклад. Возможно, в те времена, когда женщины, как правило, были ограничены домашней жизнью, уже сама возможность заниматься архитектурной карьерой с любимым человеком, родственной душой приносила Махони достаточное удовлетворение».
Кроме того, за нежеланием пары указывать имя Марион на визуализациях могла скрываться и другая причина. Махони Гриффин была одной из немногих женщин-архитекторов во всем мире. В начале XX века к женщинам в традиционно мужских профессиях часто относились с предубеждением, считая, что они не могут быть так же талантливы, как мужчины. Возможно, Уолтер и Марион решили, что им будет проще выиграть конкурс, если указать только одно, мужское имя.
Построить рай на Земле
В 1914 году Гриффины переехали в Австралию, и Марион с головой погрузилась в работу над проектами. Она писала: «Единственное, чем я интересуюсь, — это работа, и я занимаюсь ею еще долгое время после того, как у меня начинает болеть позвоночник».
В 1920 году Марион и Уолтер купили большой участок земли в пригороде Сиднея. Это место под названием Каслкраг должно было стать, по их словам, «образцовым жилым районом». Так как земля принадлежала Гриффинам, они могли делать здесь все, что захочется. Они мечтали, чтобы дома здесь «эстетически гармонировали с окружающей средой и подчинялись естественной красоте земли». В 1925 году они здесь поселились.
В 1935 году Уолтера пригласили в Индию: ему предложили спроектировать библиотеку Лакхнауского университета. Марион отправилась вслед за ним в 1936-м, однако уже в начале 1937-го Уолтер неожиданно умер после операции. Для Марион его смерть была ударом. В 1938 году она навсегда покинула Каслкраг. «Я уехала из Каслкрага, настоящего кусочка рая на Земле, чтобы отправиться в следующее приключение», — вспоминала Махони Гриффин.
Возвращение в Америку
После возвращения в Чикаго в 1938 году Марион продолжила работать как архитектор, а также читала лекции по антропософии — духовному учению модного в то время философа Рудольфа Штайнера. Кроме того, Гриффин занялась написанием мемуаров. В них она сформулировала свое видение профессии и места человека в мире: «Природа настолько полна волшебства, что удивляешься, как люди могут быть такими скучными».
Размышляя о природе, Марион думала также о проблемах экологии. Она была уверена: «необходимость сохранения жизни на Земле является первоочередной обязанностью в любой области, в каждом занятии».
Гриффин умерла в бедности в 1961 году в возрасте 90 лет. В ее свидетельстве о смерти по ошибке было написано, что она работала учителем в государственной школе. После ухода Марион историки архитектуры чаще всего упоминали ее в связи с ее отношениями с теми или иными известными мужчинами. Брендан Гилл, автор биографии Фрэнка Ллойда Райта «Многие маски», называл ее «изможденной носатой красавицей».
Однако постепенно ситуация начала меняться. Сегодня о Марион Махони Гриффин все чаще вспоминают как о человеке, внесшем значительный вклад в развитие архитектуры. В 2021 году австралийская организация Национальное столичное управление (NCA) провела серию мероприятий и выставку в ее честь. «Я хочу, чтобы люди знали ее имя, — заявила куратор NCA Рослин Халл. — Просто знали, что она существовала и была фантастическим архитектором, дизайнером, художником и защитником окружающей среды».