«Уступи место»: как мужчинам доставалась слава за женские достижения в искусстве
«Эффектом Матильды» называют отрицание вклада женщин-ученых, а также принижение их интеллектуальных способностей. Название возникло благодаря американской суфражистке Матильде Гейдж, которая обратила внимание на странный парадокс: изобретательниц и их вклад в развитие науки часто забывают, тогда как изобретателей помнят. В 1870 году Гейдж опубликовала эссе «Женщина как изобретатель», где рассказывала об ученых, забытых из-за «неправильного» пола.
«Эффект Матильды» работает и в других сферах, например в искусстве. Часто художницы, писательницы и композиторы были вынуждены скрываться под мужскими именами, чтобы продвигать свое творчество, поскольку общество благосклоннее относилось к авторам-мужчинам. Сестры Шарлотта, Эмили и Энн Бронте начали публиковаться как Каррер, Эллис и Эктон Белл. Использование мужских псевдонимов было привычной практикой в XIX веке и позволяло женщинам обойти гендерные ограничения и социальные правила.
Но иногда мужские псевдонимы для женщин-творцов придумывали против их воли. Дилеры, продававшие картины нидерландской художницы XVII века Юдит Лейстер, специально выдавали ее произведения за работы Франса Халса, рассказывала в одном из интервью Джордана Помрой, глава Художественного музей Патрисии и Филиппа Фрост при Флоридском международном университете в Майами. «За Франса Халса можно было попросить больше, чем за Юдит Лейстер, — объясняла Помрой. — Это продолжалось очень много лет».
Были и случаи, когда мужчины решали воспользоваться гендерными рамками эпохи, выдавали произведения женщин — как правило, своих жен — за собственные и запрещали тем работать под собственным именем.