К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Неплодородная почва»: как бесплодие стало поводом для стигматизации женщин

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Сегодня во многих странах отмечается общее снижение уровня рождаемости, связанное в том числе с проблемой бесплодия. Инфертильность остается преимущественно «женской темой»: именно женщин чаще обвиняют в том, что они не могут зачать, хотя мужской фактор в этом вопросе имеет большое значение. Разбираемся, как на протяжении столетий женщины подвергались стигматизации из-за бесплодия и почему эта проблема до сих пор остается актуальной

Бесплодие и его причины

Под инфертильностью, или бесплодием, понимают болезнь женской или мужской репродуктивной системы, из-за которой не наступает беременность после года регулярных незащищенных половых актов.

Среди причин, которые вызывают бесплодие у женщин, выделяют проблемы с овуляцией и непроходимость фаллопиевых труб, а также особенности строения матки. Что касается инфертильности у мужчин, то она чаще всего вызвана проблемами с семяизвержением, отсутствием спермы или ее недостаточным количеством, а также аномальными формами сперматозоидов и их низкой подвижностью. В ряде случаев определить, почему наступает бесплодие, невозможно: те средства диагностики, которые существуют сегодня, не всегда способны выявить, с чем связана неспособность иметь ребенка. Такие случаи называют необъяснимой инфертильностью.

Причиной инфертильности может стать сочетание мужских и женских факторов, которые приводят к бесплодию конкретной пары. По статистике, в развивающихся странах каждая четвертая пара сталкивается с бесплодием, а глобально около 15% пар имеют проблемы с зачатием ребенка. При этом примерно 30% случаев инфертильности связано с женскими факторами, еще 30% — с мужскими, в отношении оставшихся 40% случаев не удается выявить причину бесплодия.

 

Несмотря на то, что инфертильность — это в равной степени женская и мужская проблема, очень часто под бесплодием подразумевают именно женское состояние. Так возникает стигматизация, при которой в неспособности иметь ребенка в паре обвиняют главным образом женщину. 

Как менялось представление об инфертильности

Стигматизация бесплодия существует давно: на протяжении многих веков отсутствие возможности иметь детей, как правило, связывали с женским фактором. При описании женщин, которые не могли иметь детей, использовали различные метафоры вроде «неплодородной почвы», тем самым давая понять, что инфертильность — это недостаток и слабость. Такие женщины подвергались критике и были вынуждены терпеть социальные лишения. 

 

Еще в IV веке до нашей эры Гиппократ связывал бесплодие с проблемами матки: она, по его словам, могла быть слишком мягкой или твердой, открытой или закрытой, неправильного размера или слабой. Гиппократ также указывал, что параметры фигуры самой женщины могут быть причиной бесплодия. Женщина в его понимании считалась здоровой в том случае, если у нее не было проблем с репродуктивной функцией.

Позднее, в эпоху Средневековья, бесплодие могло объясняться вмешательством дьявола или ведьмы. Ведьмой к тому же могли считать саму женщину, которая была неспособной к деторождению. 

Бесплодие могли считать наказанием за грехи (ведь Бог призывал людей «плодиться и размножаться», и в интерпретации средневекового человека деторождение становилось благословением, а бесплодие — проклятием, наказанием, «божьей карой») или, наоборот, испытанием. Высказывались и предположения о том, что бесплодие связано с мужским здоровьем и нехваткой «подходящего семени».

Тогда же появилась идея о том, что бесплодие можно вылечить, если принимать лекарства, сделанные из половых органов животных. Сохранились записи рецептов из Англии XIV–XV веков, которые «помогали» лечить инфертильность. При этом участие мужчины не всегда считалось необходимым: многие лекарства должна была принимать только женщина. Например: «Возьмите яички зайца и яички поросенка и сожгите их в порошок, дайте этот порошок женщине, чтобы она могла зачать ребенка». Рецепт мог быть и таким: «Чтобы женщина быстро зачала, варите кошачью мяту с вином, пока она не уменьшится на треть [от его объема], и дайте ей пить натощак в течение трех дней». Были средства, которые предписывалось применять обоим партнерам, но не существовало рецептов, ориентированных исключительно на мужчин. 

 

В эпоху Возрождения о значении мужского фактора при бесплодии стали говорить чаще. Например, в

XVI веке медик Филипп Барроу писал о плохом качестве спермы и «вялой импотенции» у мужчин, называя это возможной причиной бесплодия. Но по-прежнему считалось, что в большинстве случаев инфертильность вызвана женскими физическими особенностями (тот же Барроу, например, называл в качестве причины неподходящее телосложение женщины). 

В период Нового времени продолжала развиваться идея о том, что на способность женщины к рождению детей могут влиять ее характер и поведение. Несовместимыми с материнством считали как слабых, так и слишком мужественных и властных женщин. Приписываемая женщине распущенность также считалась причиной ее бесплодия. В инфертильности мужчин могли обвинять их матерей, которые воспитывали своих сыновей в чрезмерной строгости, или их жен. 

Проблема стигматизации женского бесплодия существует и в XXI веке, в том числе в развитых странах. В 2015 году группа исследователей проанализировала посты и комментарии 432 инфертильных женщин из США, которые интересовались лечением на онлайн-форумах. Было отмечено, что эти женщины чувствовали себя социально изолированными из-за своей болезни. В Великобритании женщины тоже признают наличие стигмы в отношении инфертильности. Некоторые из них, например, боятся столкнуться с общественным осуждением из-за вторичного бесплодия — невозможности повторного зачатия — и поэтому умалчивают наличие такой проблемы. 

Как показывают исследования, до сих пор именно женщины, а не мужчины, подвергаются социальной изоляции по причине их неспособности к деторождению, и, как следствие, именно они занимаются поиском и применением средств для решения этой проблемы.

Современных женщин, которые не могут иметь детей, часто обвиняют в том, что они ведут неправильный образ жизни. И если под «неправильным» раньше понимался «разгульный», то теперь это понятие расширилось. Оно может включать, например, стремление женщин строить карьеру и откладывать планирование материнства.

 

Проблема диагностики бесплодия

Кроме укоренившихся традиционных взглядов на роль женщины в обществе, причиной стигматизации инфертильности можно считать недостаток информации о мужском бесплодии. Эта проблема связана главным образом с тем, как диагностируется бесплодие и какие меры применяются для его лечения.

Диагностика случаев бесплодия у мужчин начинается с традиционного анализа спермы. Этот метод, однако, позволяет оценить лишь общие свойства сперматозоидов и, соответственно, не может выявить бесплодие, если оно не связано с их дисфункцией. Еще одной частой причиной является варикоцеле — варикозное расширение вен семенного канатика и яичка, для выявления которого нужно провести ультразвуковое исследование. Мужская инфертильность может зависеть и от генетических заболеваний, и от проблем с печенью или почками. Но в этом случае диагностика, как правило, связана с более сложными исследованиями и занимает больше времени.

Для того чтобы определить, фертильна ли женщина, существует множество тестов. Например, гистеросальпингография, при которой врачи делают рентген матки и фаллопиевых труб, или методы диагностики с применением лапароскопии — малоинвазивной операции, при которой можно проверить, есть ли у женщины проблемы с состоянием яичников, матки и фаллопиевых труб.  

Получается, что диагностировать женскую инфертильность зачастую проще, чем мужскую. Так создается иллюзия, будто причиной бесплодия чаще является женский фактор. 

 

Проблема не только в самом процессе диагностики, но и в том, чтобы мужчина согласился пройти обследования. По словам основательницы медиа о планировании семьи «Рея» Татьяны Печурко, по-прежнему некоторые мужчины не готовы обращаться к врачу для решения проблем, связанных с репродуктивным здоровьем: «Осознанные мужчины, как правило, идут без проблем, но есть и те, кто до последнего это откладывает, считая, что у них и так все хорошо». При этом, как отмечает Татьяна, с каждым годом ситуация становится лучше: «О бесплодии все больше говорят, тем самым снимая стигму с этого заболевания. Люди начинают понимать, что это официально признанная болезнь, которую можно вылечить».

Россия не отстает от западных стран ни в рассмотрении случаев мужского бесплодия, ни в вопросе диагностики бесплодия в целом, отмечает Печурко: «По многим показателям уровень репродуктивной медицины в России в разы выше, чем в других странах». 

Самый неприятный опыт в жизни

Сам термин «бесплодие» в определенной степени является ярлыком, который подразумевает недостаток и, соответственно, несет в себе негативное значение, которое может плохо сказываться на психологическом состоянии человека, столкнувшегося с таким диагнозом. Психологи считают, что для инфертильных людей нужно использовать другой, более нейтральный термин, подобный «чайлдфри» для тех, кто решил не заводить детей. 

Существуют и другие ярлыки, например убеждение в том, что бесплодие вызвано стрессом. Женщинам говорят, что они должны расслабиться или перестать много работать, тем самым в очередной раз показывая, что неспособность пары иметь ребенка — это женская вина. 

Если окружающие начинают обвинять женщину в бесплодии, она и сама начинает испытывать чувство вины. Инфертильные женщины могут ощущать собственную неполноценность и считать себя «неправильными женщинами». 

 

При неспособности зачать ребенка пары могут обратиться к вспомогательным репродуктивным технологиям, или ВРТ. Особенность ВРТ в том, что даже если бесплодие связано с мужским фактором, то вся физическая нагрузка ложится на женщину.

Применение ВРТ является сложным процессом, который сопряжен с сильной нагрузкой на женский организм и общим дискомфортом. Перед внутриматочной инсеминацией, при которой в матку с помощью катетера вводят сперму, женщина принимает гормональные препараты — стимуляторы яичников. Их прием может вызывать побочные эффекты: головную боль, тошноту, приливы. Повышается вероятность многоплодной беременности, к которой женщина может быть не готова как морально, так и физически. Но даже эти трудности могут быть не так болезненны для женщины, как моральное состояние, которые возникает в результате общественного давления. Само по себе решение зачать путем искусственного оплодотворения может стать поводом для осуждения со стороны окружающих, которые считают, что беременность должна возникать естественным образом. Некоторые из тех, кто обращается к вспомогательным репродуктивным технологиям, скрывают от окружающих, что пытаются забеременеть путем искусственного оплодотворения, другие скрывают и сам свой диагноз, а также откладывают или избегают лечения. Если же у инфертильной женщины не получается забеременеть при помощи вспомогательных репродуктивных технологий, на нее оказывается дополнительное социальное давление.

При этом шанс зачать ребенка посредством, например, ЭКО остается небольшим. Согласно последним данным РАРЧ (Российская Ассоциация Репродукции Человека) за 2019 год, успешными стали около 27% процедур, а в случае с пациентками 40 лет и старше — лишь 13%.   

Согласно отчету Гарвардской медицинской школы за 2009 год, мужчины и женщины по-разному реагируют на неспособность пары иметь детей. Половина опрошенных женщин назвали бесплодие «самым неприятным опытом в их жизни». Только 15% мужчин в исследовании испытывали то же самое. Однако утверждать, что мужчины в целом проще воспринимают свою инфертильность, нельзя. Многие из них очень переживают из-за своей неспособности иметь детей и заявляют, что мужчин нужно перестать рассматривать только как доноров спермы, а взглянуть на них как на важную часть репродуктивного процесса. Хотя стигматизации бесплодия — как в исторической перспективе, так и сегодня — остается главным образом женской проблемой, изучение мужского фактора и более открытый разговор о нем может помочь избавиться от ярлыков.   

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+