Трудоголик, технократ, жесткий переговорщик: что известно о премьер-министре Франции
В понедельник, 16 мая, Эмманюэль Макрон, в конце апреля избравшийся на второй президентский срок, назначил нового премьер-министра. Эту должность получила 61-летняя Элизабет Борн, ранее занимавшая пост министра труда. Предыдущий глава правительства Жан Кастекс подал в отставку, заявив, что «продолжит служить стране», но уйдет из политики. Передавая полномочия Борн, он заметил: «Роль [премьер-министра] не освобождает от публичной критики, дорогая Элизабет, люди даже говорят, что это то, для чего она была создана». Но к критике Элизабет Борн привыкла.
Она окончила престижную Национальную школу мостов и дорог (теперь называется École des Ponts ParisTech) со степенью инженера-специалиста. Свою карьеру начала в 1991 году в качестве технического советника Лионеля Жоспена, тогдашнего министра образования. Позже работала руководителем аппарата Сеголен Руаяль, когда та занимала пост министра экологии, устойчивого развития и энергетики в правительстве Франсуа Олланда. В 2015 году стала генеральным директором государственной компании RATP, которая управляет всем общественным транспортом Парижа и его пригородов.
Несмотря на давнюю близость к социалистам, в 2017-м Борн вступила в центристскую партию Макрона, который назначил ее министром транспорта. В 2019 году стала министром экологического и общественного развития. А в июле 2020-го возглавила Министерство труда, занятости и интеграции.
Первоочередные задачи Элизабет Борн на посту премьер-министра — проведение экологической политики, «капитальный ремонт» систем образования и здравоохранения, борьба с безработицей и восстановление доверия избирателей. Их разочарование выразилось в низкой явке на последних президентских выборах и ощутимой поддержкой правых и левых кандидатов — Жан-Люка Меланшона, который занял уверенное третье место в первом туре, и Марин Ле Пен, прошедшей во второй. Чтобы в таких условиях провести спорные реформы — например, повысить пенсионный возраст, — Макрону нужен премьер с опытом решения задач в социальной сфере и экологии. Этот опыт у Борн есть, но не все оценивают его положительно.
Социальная политика и экология
Элизабет Борн называют осторожным технократом и жестким переговорщиком. Будучи министром транспорта во время первого срока Макрона, она руководила реформой SNCF — национальной государственной железнодорожной компании. Упразднение особого статуса железнодорожников (для них, например, существовала отдельная пенсионная система и различные льготы) вызвало недовольство профсоюзов, вылившееся в трехмесячную забастовку. Общественный транспорт оказался парализован, автомобильные пробки растягивались на сотни километров.
Борн не отступила. «Она очень жесткий человек — на переговорах и не только. Она подчиняется приказам, поэтому с ней всегда нелегко вести диалог, — вспоминает Флоран Монтейле, заместитель генерального секретаря профсоюза Unsa Ferroviaire. — Мы пришли со своими требованиями, она их выслушала, но решение приняла еще до нашего приезда».
Заняв пост министра труда в 2020 году, Борн должна была решать проблемы, вызванные пандемией COVID-19, — сначала переводить страну на режим удаленной работы, а затем возвращать сотрудников в офисы и на производства. Ей также пришлось реформировать систему страхования и законодательство, регулирующее трудовые отношения с учащимися. Она сократила пособия по безработице и усложнила процедуру их получения, что снова вызвало недовольство профсоюзов. Зато при ней уровень безработицы снизился до 15-летнего минимума (а уровень безработицы среди молодежи — до 40-летнего минимума).
На посту премьер-министра одной из самых сложных задач для Борн станет запланированное Эмманюэлем Макроном повышение пенсионного возраста — с нынешних 62 до 65 лет. Она обещает формировать политику посредством диалога, но ее оппоненты настроены скептически. «Она как Макрон: слушает, но не слышит», — говорит Филипп Мартинес из левого профсоюза CGT. «Начинается новый сезон социального и экологического насилия», — прокомментировал назначение Борн Жан-Люк Меланшон.
Сама Элизабет Борн, вступив в должность, пообещала заняться решением климатических проблем. В 2019 году она почти год пробыла министром экологии и добилась принятия закона об энергетике и климате. Согласно ему, к 2050 году Франция должна достичь углеродной нейтральности (то есть сократить выбросы CO2 до объемов, поглощаемых естественным образом — лесами и водоемами), к 2030-му — снизить потребление ископаемых видов топлива на 40% (ранее — 30%), а в 2022-м закрыть последние угольные электростанции. Зато сокращение доли атомной энергетики было сдвинуто с 2025-го на 2035 год. Она также добилась принятия закона о доступном, безопасном и экологичном транспорте, который устанавливает требования к автомобилям и предполагает развитие электротранспорта и велосипедной инфраструктуры. А также закона о переходе к экономике замкнутого цикла, который касается переработки отходов и снижения их уровня.
Однако защитники окружающей среды критикуют Борн за недостаточно активное продвижение экоповестки. Например, глава партии EELV Жюльен Байю считает, что Борн несет «ответственность за пять лет, потерянных для окружающей среды», имея в виду весь первый президентский срок Макрона. А Сесиль Дюфло, бывший руководитель французских «зеленых» (Confédération écologiste — Parti écologiste). задается вопросом: «Будет ли у нее хоть какая-то свобода действий от президента, который никогда явно не выполнял своих обязательств по экологии?»
Выборы
Первоочередной задачей Элизабет Борн станет участие в парламентских выборах, которые пройдут в июне. Хотя премьер-министр Франции назначается президентом, традиционно он также является избранным депутатом Национальной ассамблеи и представителем партии, набравшей большинство голосов. Это обеспечивает правительству поддержку со стороны нижней палаты парламента.
Поддержка важна, потому что в случае разногласий Национальная ассамблея может отправить правительство в отставку и добиться «сосуществования» — состояния, при котором президент и премьер взаимно сдерживают друг друга. В случае с Макроном это поставит под вопрос планы по повышению пенсионного возраста, пересмотру системы государственных пособий и реформированию систем здравоохранения и образования.
Чтобы этого не произошло, Борн должна пройти в парламент и обеспечить большинство мест в нем «Возрождению» — центристской партии Макрона. Проблема в том, что она никогда не занимала выборных должностей. Ей — чиновнице и технократу — предстоит завоевать симпатии избирателей в департаменте Кальвадос в Нормандии, от которого она баллотируется.
Из этого департамента родом ее мать. Об отце известно, что он был участником Сопротивления, и когда он умер, Элизабет приобрела статус Pupille de la Nation («цвет нации»), благодаря которому получила образование. Борн не распространяется о своей личной жизни. Она в разводе, от брака с инженером Оливье Алликсом у нее есть сын.
Несмотря на отсутствие избирательного опыта, у Борн слава настоящего трудоголика, и она требовательна не только к себе. Один из бывших коллег говорит, что она может задержаться на работе до трех ночи, а на следующий день быть в строю уже в семь утра. Зато другие вспоминают, что некоторых сотрудников она доводила до слез и даже выгорания.
В этом году большинство в Национальной ассамблее может достаться левым, которые объединились в Новый народный социально-экологический союз — NUPES, инициированный Жан-Люком Меланшоном. Он призывает превратить июньские выборы в «третий тур» президентских: пройдя в парламент, вынести вотум недоверия кабинету Элизабет Борн. В этом случае она продержится на своем посту даже меньше, чем Эдит Крессон, которая стала первой женщиной в должности премьер-министра Франции в 1991 году и ушла в 1992-м.
Комментируя назначение Борн, Крессон выразила уверенность, что свой пост та получила исключительно благодаря опыту и личным качествам. Но все же отметила, что назначение женщины на должность премьер-министра — важный шаг для французской политики, которая все еще остается «мужским клубом». В своем напутственном слове бывший премьер-министр Жан Кастекс назвал Элизабет Борн не premier ministre, а première ministre, то есть использовал феминитив. Зато крайне правый политик Эрик Земмур не преминул заметить, что не станет коверкать французский язык. Сама же Борн в своей инаугурационной речи заявила, что хотела бы своим опытом вдохновить других: «Я хочу посвятить свое назначение всем маленьким девочкам и сказать, чтобы они шли до конца, следуя за своими мечтами».