К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Неспортивно: почему Наоми Осака и Серена Уильямс все еще зарабатывают меньше мужчин

Наоми Осака (Фото Manu Fernandez / AP / TASS)
Наоми Осака (Фото Manu Fernandez / AP / TASS)
Как вышло, что за все годы существования рейтинга богатейших спортсменов в него входили всего три женщины? И совпадение ли то, что все они были теннисистками?

Когда речь заходит об успешных рекламных проектах, немногие спортсмены могут сравниться с теннисистками Наоми Осакой и Сереной Уильямс.

У 24-летней Осаки более 20 компаний-партнеров, и за последний год она заработала $58 млн (до вычета налогов и агентских вознаграждений) на сотрудничестве с такими брендами, как Nike, Mastercard и Louis Vuitton. Это четвертый по величине заработок (без учета призовых) среди лучших спортсменов мира. Осака уступает Роджеру Федереру, Леброну Джеймсу и Тайгеру Вудсу и, оказывается, зарабатывает на рекламе больше, чем Лионель Месси, Криштиану Роналду и Том Брэди. Рекламные доходы и призовые выплаты общей суммой $59,2 млн за последний год позволили Осаке занять 19-е место в рейтинге 50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира 2022 года по версии Forbes.

40-летняя Серена Уильямс с $45,3 млн занимает 31-е место. У нее более дюжины рекламных контрактов, благодаря которым за пределами корта она зарабатывает $45 млн — это десятый показатель в мире.

 
Серена Уильямс выступает на Уимблдоне в 2021 году (Фото Rob Prange·Zuma·TASS)

Это значительный результат в мире женского спорта. Третьей самой высокооплачиваемой спортсменке — сестре Серены, Винус — не хватило более $20 млн до отметки в $37,6 млн (столько заработал занявший последнюю строчку рейтинга американский футболист Ти-Джей Ватт). Единственной женщиной, кроме Осаки и Уильямс, которая когда-либо входила в топ-50, стала в 2015 году Мария Шарапова с $29,7 млн. В 2017, 2018 и 2019 годах ни одна женщина в рейтинг не попала.

Причина отчасти в том, что СМИ проявляют меньше интереса к женскому спорту, следовательно, бренды в целом менее склонны тратить свои маркетинговые бюджеты на спортсменок. Например, по оценкам Forbes, в прошлом году только две женщины, помимо Осаки и Уильямс, заработали вне поля от $10 млн: Винус Уильямс ($11 млн) и гимнастка Симона Байлз ($10 млн). Однако в рейтинг 50 самых высокооплачиваемых спортсменов этого года вошли сразу 26 мужчин, которые зарабатывают не меньше этой суммы. И это не считая еще нескольких спортсменов, таких как гольфист Джордан Спит и звезда тенниса Новак Джокович, которые на рекламе зарабатывают даже больше, но не попали в рейтинг из-за недостаточных объемов призовых.

 

Острее всего отсутствие интереса СМИ ощущается на поле. Без масштабных контрактов с телевизионными сетями у женских спортивных команд просто нет доходов, из которых можно было бы выплачивать такие же невероятные зарплаты и бонусы, какие получают мужчины.

Взять, к примеру, баскетбол. NBA ежегодно получает в среднем $2,67 млрд от ESPN и Turner Sports за право показа матчей, и это более чем в 100 раз превышает сумму, которую Женская национальная баскетбольная ассоциация (WNBA) в последние годы получала от своего единственного телевизионного партнера, того же ESPN. При таком дефиците в прошлом году максимальные базовые зарплаты в WNBA составляли около $220 000. Для сравнения: в прошлом сезоне разыгрывающий защитник «Голден Стэйт Уорриорз» Стивен Карри получил самую высокую зарплату в NBА, которая составила $45,8 млн, а минимальная зарплата лиги для контрактов на полную ставку превышала $900 000.

Попытки сократить разрыв в баскетболе и в других видах спорта были. Коллективное соглашение WNBA от 2020 года почти удвоило максимальную зарплату, а лига смогла привлечь новых спонсоров за счет роста телевизионных рейтингов. Женская хоккейная лига (PHF) оформила новый контракт с медиа, а Национальная женская футбольная лига, получившая поддержку от новых владельцев и сборных команд, в феврале подписала коллективный договор, согласно которому минимальные зарплаты были повышены почти на 60%. В том же месяце женская сборная США по футболу добилась соглашения о равной оплате труда с Федерацией футбола США, национальным руководящим органом этого вида спорта.

 

Тем временем женский открытый чемпионат США по гольфу увеличивает в этом году гонорар для своих гольфисток с $5,5 млн до $10 млн. Все четыре теннисных турнира Большого шлема с 2007 года выплачивают мужчинам и женщинам равные призовые, а восходящие звезды Эмма Радукану и Коко Гауфф заключают дорогостоящие контракты с рекламодателями, еще будучи подростками. В индивидуальных видах спорта разрыв в оплате меньше, однако неравенство существует и здесь. В гольфе победительница Женского чемпионата PGA 2021 года Нелли Корда получила $675 000 — менее трети от $2,16 млн, которые Фил Микельсон выиграл на Мужском чемпионате PGA. Если не считать турниры Большого шлема, нечто подобное часто происходит и в теннисе. Эшли Барти заработала $255 220, выиграв в прошлом году Открытый чемпионат Запада и Востока, который проводился неподалеку от Цинциннати в качестве разогрева перед Открытым чемпионатом США, —  победитель среди мужчин Александр Зверев получил $654 815.

Все это позволяет предположить, что Осака и Уильямс, которые невероятно привлекательны для спонсоров, продолжат выделяться на общем фоне.

Неслучайно, что они обе играют в теннис, где одежда — ценная площадка для рекламодателей, которые хотят, чтобы их логотипы попали на телевидение. Свою роль сыграло и то, что Осака, которая установила рекорд среди спортсменок, заработав в прошлом году $60 млн, родилась в Японии, где маркетологи готовы платить звездам спорта. Достаточно посмотреть на Сехея Отани, который вне поля зарабатывает $20 млн — невероятная сумма для бейсболиста. В марте Осака заключила внушительный спонсорский контракт с криптовалютной биржой FTX, который включал в себя передачу доли в акционерном капитале. В этом месяце она объявила, что покидает IMG, чтобы создать собственное спортивное агентство Evolve и развивать свое дело.

«Для людей за пределами мира тенниса Осака — относительно новое лицо с отличной историей, ― рассказал Forbes в 2020 году Дэвид Картер, преподаватель спортивного бизнеса в Университете Южной Калифорнии. — Добавьте сюда молодость и принадлежность к двум культурам — два качества, которые позволяют ей находить отклик среди более молодой международной аудитории. В результате появляется международная икона спортивного маркетинга».

В 1995 году Уильямс стала профессиональной спортсменкой и остается в центре внимания всего мира с тех пор, как в 17 лет выиграла Открытый чемпионат США 1999 года. Помимо выгодных контрактов с брендами вроде Nike, Subway и Gucci, она заключила с Amazon Studios контракт, который предусматривает создание документального сериала о ней. Она преуспела и как венчурный инвестор.  В марте ее компания Serena Ventures объявила, что привлекла $111 млн в свой первый фонд.

 

Пока рано говорить, кто и когда сможет достичь уровня Осаки и Уильямс, но можно смело предположить, в каком виде спорта это случится: ежегодно с тех пор, как в 1990 году Forbes начал собирать эти данные, самой высокооплачиваемой спортсменкой оказывалась теннисистка. 

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+