Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге «Вокругсвета». В предыдущей серии путешественницы побывали в Баньосе, где бани и термальные источники подогреваются действующим вулканом, отправились на необычный водопад Пайлон дель Дьябло, а потом оказались в крепости инков под названием Ингапирка.
Подняться на самый высокий вулкан Эквадора я не мечтала, а вот прогуляться вокруг него — почему бы и нет? Самый высокий и самый суровый, самый красивый и самый доступный для обозрения вулкан Чимборасо расположен на высоте 4000–4400 метров над уровнем моря. К основанию вулкана можно подъехать на автомобиле, и я сделала вокруг него круг почета. С остановками — чтобы побегать по морозной земле, ловить лучи солнца, восторгаться суровой красотой и фотографировать, фотографировать, фотографировать.
Мы гуляли вокруг вулкана довольно долго, почти весь световой день, любуясь игрой облаков и солнца. Ветер неугомонный, холодно. Но с каждым километром открываются новые пейзажи. Облака бегут стремительно. То соберутся тучей, то растянутся, то завихрятся легкой лентой. Я буквально не могла отвести взгляда от вершины.
Чимборасо — потухший вулкан. Последний раз он извергался полторы тысячи лет назад. Считается, что это самая высокая гора Эквадора — его высота 6267 метров. На языке индейцев кечуа chimba значит «по ту сторону» или «на том берегу». А слово razu означает «снег» или «лед». Местные жители считают, что сочетание этих двух слов — chimbarazu — означает «снег на другой стороне». Есть и другая теория расшифровки названия вулкана. От чапалачского schingbu — «женщина» и кечуанского razo — «лед», то есть «ледяная женщина». Я думаю, первая версия выглядит более правдоподобной.
К Чимборасо я подъехала с северо-западной стороны поздно вечером, когда солнце уже садилось и сгущались тучи. В сумерках Чимборасо грозен. Я уже подумала, что так и не увижу я его во всей красе, как не увидела и другие вулканы, — потому что тоже была плохая погода или потому, что въезд с собакой был запрещен. С такими мыслями я уснула под звуки начинающегося дождя. Но ночью стало ясно и морозно. Я проснулась задолго до рассвета и увидела снежные склоны и вершину среди расступившихся облаков. Любуйся, говорит, пока не передумал.
У подножия Чимборасо нам встретились викуньи. Первой их заметила Грета и спугнула своим лаем. Викуньи пустились было спасаться бегством, но быстро оценили ситуацию и решили, что это совсем не обязательно. Лающая гостья, нарушившая тишину, оказалась не опасной. Любопытство взяло верх, ведь не каждый день здесь пробегает белое пушистое ушастое существо. Заповедник состоит из парамо — высокогорных лугов с вересковой растительностью. Здесь и нашли прибежище эти стройные красавцы. Когда-то викуньи были полностью истреблены в Эквадоре, но в 1980-х годах их повторно переселили сюда из Чили, и сегодня популяция викуний в Чимборасо насчитывает почти 3000 особей.
Дорога отходит вправо от вулкана, огибает его и спускается вниз. Очень скоро начинается сельскохозяйственный район, все-все закутки в заборах. Здесь уже одомашненные альпака пасутся по соседству с коровами, овцами и другой живностью. Хороший асфальт уступил место деревенской грунтовке: но не потому, что дорога закончилась, а потому, что я решила продлить прогулку вокруг Чимборасо и забрела в какую-то глушь. Потерялась, естественно, кое-где побуксовала, проехала мимо вспаханных полей, встретила тех самых альпака и увидела вулкан с его зеленой юго-восточной стороны. Высота здесь поменьше, всего-то 3700 метров над уровнем моря.
Пока ехала по западной части провинции Тунгурауа, часто наблюдала такую картину: собранную морковь промывают в специальной установке, сортируют уже чистые корнеплоды в полиэтиленовые мешки, прикрывают их ботвой и загружают в грузовики. В Тунгурауа большие сельскохозяйственные угодья, несмотря на высокогорье. Поля расположены на крутых склонах, иногда кажется, что совершенно вертикальных. Вот как? Как они их обрабатывают, да еще и урожай собирают?
Склоны гор — как одеяла пэчворк, будто сшиты из разноцветных лоскутков тканей. Одни покрыты свежей зеленью, на других уже убрали урожай и они стоят с пожухлой ботвой, третьи только-только вспаханы и готовы принять в почву семена. На этих лоскутных одеялах выделяются ярко-малиновые пятна — это пончо покрывают плечи местных женщин, работающих в полях.