К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Трудный и дорогостоящий проект: как открыть кризисный центр для женщин

Фото Getty Images
Фото Getty Images
По статистике, каждая вторая женщина, убитая в России, погибла в результате домашнего насилия. При этом шелтеров (убежищ) для жертв — в буквальном смысле один на миллион. Открытие новых кризисных центров — трудоемкая задача, на которую сложно привлекать средства. О том, как с ней справиться, рассказали руководители действующих шелтеров

Согласно данным исследования, проведенного Консорциумом женских неправительственных объединений,  65% всех убитых женщин погибли в результате домашнего насилия — от рук партнера или родственника. В исследовании изучались уголовные дела 2011–2019 годов. При этом мест, где жертвы домашнего насилия могут найти убежище, не так много. По информации центра «Насилию.нет» (внесен в реестр иностранных агентов), в России существует 198 кризисных центров для женщин — как государственных, так и открытых общественными или религиозными организациями, — но далеко не все из них специализируются именно на борьбе с  домашним насилием. Например, приюты, открытые РПЦ (по данным Синодального отдела по церковной благотворительности 2020 года, их 75), занимаются, в основном, профилактикой абортов: сюда могут обратиться женщины с детьми или беременные, которые в силу разных обстоятельств остались без крыши над головой. В России десятки регионов, где на всей территории действует только один или два приюта для женщин в кризисной ситуации (это не только жертвы насилия, но и, например, матери-одиночки, оставшиеся без работы и поддержки родственников). Так, в Красноярском крае на 1,5 млн женщин приходится один частный и один государственный центры для женщин, по разным причинам оказавшихся на улице. 

С чего начать?

В женском кризисном центре «Китеж» разработали методические рекомендации для тех, кто планирует открыть шелтер. Первый шаг — исследование региона. Нужно изучить распространенность проблемы и местную статистику, количество обращений в государственные кризисные центры или телефоны доверия, уровень преступности. Также необходимо заранее продумать возможные источники финансирования и гуманитарной помощи (партнерство с крупными торговыми  сетями, помощь местных ресурсных центров по поддержке НКО). 

Дальше — создание юридического лица (по форме это может быть, например, АНО — автономная некоммерческая организация, или РОО — региональная общественная организация) и подготовка устава. В нем должна быть отражена вся будущая возможная деятельность, в том числе, например, издание книг и методических указаний, проведение публичных лекций, торговля сувенирами. Также должны быть обозначены границы помощи и возраст потенциальных получателей помощи.  

 

Следующий шаг — поиск и подбор помещения. Это может быть здание в муниципальной собственности, если местная администрация готова его выделить.  Из минусов — возможны большие траты на ремонт и переоборудование здания. Также есть вариант наладить связи с местным приходом и открыть приют в церковном помещении. В «Китеже», одно из зданий которого находится на территории монастыря в Подмосковье, подчеркивают, что такое сотрудничество возможно только  при условии жесткого разграничения с приходскими структурами и безусловной возможности работать исключительно как светская организация. 

Последний вариант — аренда коттеджа или квартиры. 

 

Как выбрать помещение

По словам Алии Байназаровой, президента казанского фонда «Благие дела», квартира — менее предпочтительный вариант из-за невозможности администрирования. 

«Шелтер — это не только место проживания, а система, в которой человек получает реальную помощь. Надо понимать, что в шелтер попадают люди в беде, как правило, с  достаточно большим количеством психологических проблем. Когда под одной крышей живут люди со сложностями, конфликты неизбежны. Очень важна технология работы с этими семьями, контроль, правила, администрирование. Это не просто слова, но и наш опыт. В 2016 году мы открыли свой первый шелтер — это была кризисная квартира. Там единовременно жили три семьи, это было полезно, но не настолько эффективно, как могло бы быть. Мы столкнулись с конфликтами: были драки, соседи вызывали полицию, в квартире было все сломано, пришлось чинить», — рассказывает Байназарова.

Сейчас «Мамин дом», шелтер фонда «Благие  дела», находится в коттедже, где есть круглосуточный администратор.  С женщинами работают психологи и юристы. Также в фонде занимаются их трудоустройством. «У нас есть своя швейная мастерская и партнеры, которые готовы принять женщину без опыта работы. Мы обучали маникюрному, кондитерскому делу, онлайн-профессиям. Наша задача в том, чтобы женщины крепко стояли на ногах после того, как покинут шелтер», — говорит глава фонда. 

 

Алена Садикова, руководитель центра «Китеж», подчеркивает, что работа шелтера — «компромисс между идеалом и тем, на что есть деньги». У «Китежа» полтора года действовал приют в гостинице — это был блок из восьми номеров. «Там не было нашего администратора, но сотрудник гостиницы присматривал. Если бы были деньги, мы бы туда поселили собственного администратора. Были нарушения: приводили посторонних мужчин, курили кальян», — рассказывает Садикова.

Сколько это стоит

Бюджет кризисных центров складывается из расходов на аренду или содержание жилья, покупку продуктов, средств гигиены и бытовой химии, зарплаты персонала: администратора, психолога, юриста. 

В казанском фонде «Благие дела» рассказали, что их шелтер «Мамин дом» существует в основном благодаря крупным пожертвованиям нескольких постоянных попечителей. Привлекать небольшие, но массовые пожертвования практически не получается. «С удовольствием помогают детям или животным. А у нас взрослые люди, которые попали в кризисную ситуацию. В таких случаях думают: «Мне бы самому кто помог», — объясняет президент фонда Алия Байназарова. Алена Садикова говорит, что 98% бюджета «Китежа» составляют средства грантов.

Проживание одного человека обходится «Китежу» примерно в 22 000 рублей в месяц — сюда входит проживание, питание и социальная помощь. Алия Байназарова называет похожую цифру — 19 000 рублей. 

Ежемесячный бюджет шелтера «Мамин дом» — 330 000–350 000 рублей. В эту сумму входят расходы на продукты и хозтовары,  коммунальные платежи, а также зарплата семи сотрудников. Памперсы и детские игрушки обычно жертвуют, так что расходы на них не включены в бюджет. Байназарова подчеркивает, что сумма была бы выше, если бы здание приходилось арендовать. В центре «Китеж» рассказали, что их ежемесячный бюджет — 400 000 рублей, которые идут на зарплату шести сотрудников, аренду (у центра, помимо здания, на территории монастыря есть две съемные квартиры) и коммунальные платежи. Еду и средства гигиены жертвуют торговые  сети, но если нужно их закупать — это еще около 30 000 рублей в месяц.

 

Глава «Китежа» Алена Садикова считает, что для открытия шелтера на старте нужно иметь сумму, равную годовому бюджету, — около 5 млн рублей. Конечно, не все начинают с таких объемов. Когда  в 2016 году фонд «Благие дела» открыл первый шелтер в обычной трехкомнатной квартире, первоначальные вложения были минимальны: аренда в то время стоила около 20 000 рублей в месяц, мебель искали по объявлениям у тех, кто готов отдать бесплатно за самовывоз. Тогда в месяц на содержание кризисной квартиры уходило около 50 000 рублей. 

«Это была квартира на окраине города, в районе, который считается не очень благополучным. Это палка о двух концах: такие районы дешевле по аренде, но несут больше опасности для проживающих. Довольно сложно выйти из кризиса, находясь при этом в неблагополучной среде. Сейчас шелтер находится в коттедже на второй береговой линии от Волги, в спокойном тихом месте», — рассказывает Байназарова.

Нынешнее здание шелтера принадлежит благотворителю, фонд «Благие дела» получил его в пользование, когда оно еще не  было достроено. На приведение здания в жилой вид ушло около 500 000 рублей, еще 200 000 рублей  — на покупку мебели. 

Строгие правила 

При заселении с каждой получательницей помощи в шелтере подписывают договор, где обозначены правила пребывания и условия расторжения контракта, с отдельным приложением — согласие на обработку персональных данных. При выселении — заявление об отсутствии претензий. По словам экспертов, это вынужденная мера, чтобы обезопасить сотрудников центра — на практике некоторым приходилось сталкиваться с несправедливыми обвинениями от бывших подопечных, например в краже вещей. 

 

В кризисных центрах действуют определенные правила, при неисполнения которых женщину могут выселить. Основные требования — присматривать за собственным ребенком, готовить и убирать в доме согласно графику дежурств (в негосударственных центрах в штате обычно не бывает повара), не называть адрес шелтера посторонним, не курить и не употреблять алкоголь.

Адреса шелтеров не публикуются в открытом доступе. Сотрудники следят за тем, чтобы местоположение не раскрывалось в репортажах журналистов или социальных сетях. Тем не менее появление перед воротами кризисного центра родственника или партнера, от которого сбежала женщина, не редкость.  

Алена Садикова говорит, что в «Китеже» делят подопечных на три группы в зависимости от степени опасности, которая им грозит. 

Высшая — когда у партнера или родственника клиентки есть связи в полиции или возможность «пробить» информацию. В этом случае перед тем, как женщина приедет в центр, нужны замена SIM-карты и составление маршрута с пересадками там, где нет камер. Вторая степень опасности — если человек агрессивен, но у него нет связей и денег, в этом случае достаточно тревожной кнопки для вызова полиции. Как правило, чтобы мужчина перестал появляться рядом с центром, хватает одной беседы с участковым. Третья степень — когда партнер опасен только для самой женщины и будет проявлять агрессию лишь за закрытыми дверями. 

 

Иногда женщин похищают из убежищ. Например, в октябре 2021 года в казанский шелтер «Мамин дом» ворвались полицейские и увезли двух девушек, которые приехали туда из Дагестана в поисках укрытия. «Мы так и не знаем, что сейчас с этими девушками. Нам прислали ответ из МВД Дагестана, что девушки в безопасности и просят их не беспокоить. Примерно такого же содержания пришел ответ от уполномоченного по правам человека. Якобы девушки сами сказали адрес и попросили их забрать. Что было на самом деле, мы не знаем», — говорит Байназарова. 

По ее словам, иногда женщины действительно сами выходят на связь с партнерами и сообщают адрес: «Тогда мужчины появляются у наших ворот, то с угрозами, то с цветами». В этом случае сотрудники фонда вызывают полицию. Обычно шелтеры оборудованы видеонаблюдением и тревожной кнопкой.  По словам собеседниц Forbes Woman, проблем в работе с полицией у них не было: местные правоохранители хорошо их знают. Иногда они даже сами рекомендуют обратиться в шелтер женщинам, которые приходят в участок, чтобы написать заявление на совершившего насилие партнера.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+