«Первая леди»: сериал-антология о трех женах американских президентов
В центре сюжета — три первых леди: Элеонора Рузвельт (Джиллиан Андерсон), Бетти Форд (Мишель Пфайффер) и Мишель Обама (Виола Дэвис). Несмотря на разные исторические эпохи и обстоятельства, все они переживают похожие чувства, исполняя роль жен президентов США. Где проходит граница между личной и профессиональной жизнью и какой вообще должна быть женщина, являющаяся лицом целой страны? На эти вопросы пытаются ответить героини сериала.
Вступительные кадры «Первой леди» показывают нам три разных портрета жен президентов. Камера стремительно переводит с них фокус на самих героинь, и тем самым авторы заявляют свой замысел — развеять мифы и рассказать о реальных людях. Однако талантливой постановщице Сюзанне Бир («Птичий короб» и «Отыграть назад») и шоураннеру Аарону Кули («Лучшие из худших выходных») эта задача оказалась не под силу.
Три сюжетные линии «Первой леди», мягко говоря, плохо вяжутся друг с другом. Между эпизодами из жизни Рузвельт, Форд и Обамы не возникает никаких оригинальных параллелей, а большое количество действующих лиц в какой-то момент излишне запутывает действие. Кроме того, авторы, кажется, сами не разобрались, в чем же специфика каждой из описанных ими биографий, и не отыскали единого стержня. Сцены смотрятся разрозненно и неорганично. Например, странно, что только часть с Мишель Обамой концентрируется на теме расизма, тогда как эта проблематика была острой всегда и одинаково актуальна для Рузвельт и Форд. Создается впечатление, что борьба за права афроамериканцев началась в Америке только в ХХI веке.
Слабую режиссуру и непродуманный сценарий не спасает даже яркий актерский состав. Виола Дэвис, конечно, очень похожа на Мишель Обаму, но количество грима на ее лице слишком бросается в глаза — она выглядит крайне неестественно. Ее сюжетная линия, пожалуй, самая скучная и неинтересная в «Первой леди». Семья Обамы показана в исключительно позитивных и светлых тонах, между Мишель и Бараком не возникает острых конфликтов, а их диалоги редко касаются чего-то, кроме выборов.
Чуть лучше в сериале дело обстоит с историей Элеоноры Рузвельт. Однако тем, кто достаточно хорошо знаком с ее биографией, смотреть в «Первой леди» будет не на что — создатели не предлагают никаких новых интерпретаций ее образа. Даже ее интимные отношения с журналисткой Лореной Хикок (Лили Рэйб) показаны как-то механически и холодно, будто иллюстрируя энциклопедию для исторического ТВ-шоу. К тому же героиня в исполнении Джиллиан Андерсон, к сожалению, не сильно отличается от сыгранной ею же Маргарет Тэтчер в сериале «Корона».
Но одна сюжетная линия в «Первой леди» все-таки затягивает — это история Бетти Форд, которую прекрасно сыграла Мишель Пфайффер. Несмотря на то что Форд гораздо менее известна, чем две другие героини, ее образ получился наиболее сложным и интересным. Между Бетти и ее мужем, президентом Джеральдом Фордом, сыгранным Аароном Экхартом, возникает живая динамика. Первая леди храбро сражается с раком груди, страдая при этом от алкогольной и наркотической зависимостей. Сериал показывает, что причины личной трагедии Форд нужно искать в ее отношениях с консервативным мужем и в невозможности вырваться из образа послушной жены, воспитывающей детей.
Когда сцены с Пфайффер обрываются и сериал возвращается к двум другим первым леди, невольно испытываешь разочарование. Кажется, что все же лучше было сделать антологию из нескольких проектов отдельно о каждой фигуре, а не мешать их в одном сезоне. Получившийся коллаж сильно вредит восприятию. Усугубляет ситуацию то, что в «Первой леди» все подается чересчур прямолинейно. Феминистский посыл сериала очевиден и прост, и создатели не заботятся о том, чтобы как-то разнообразить действие, добавить неожиданных конфликтов и сложных параллелей. Все, что они хотят сказать, умещается в одно предложение: женщины играли важную роль в истории Америки. Есть сомнения, что ради этого стоил снимать целый сериал, да еще и с таким актерским составом.