«Синий чулок»: как Хирацука Райтё основала первый феминистский журнал в Японии
Журналистка Хирацука Райтё родилась в эпоху Мэйдзи, когда Япония взяла курс на модернизацию, но все равно опередила свое время: она получила высшее образование, издавала феминистский журнал и требовала для женщин равных прав с мужчинами
Будущая пионерка японского феминизма Хару Хирацука (Райтё — псевдоним, под которым она начала печататься в 1910-е годы) родилась 10 февраля 1886 года в Токио. Ее отец Сададзиро, выходец из самурайской семьи, служил в Счетной палате Японии, мать Цуя была танцовщицей и исполнительницей народной музыки.
Хару появилась на свет в разгар эпохи Мэйдзи — так назывался период с 1868 по 1912 год, когда японская власть взяла курс на модернизацию. Из изолированного государства Япония стремилась стать передовой страной, перенимая ранее недоступные достижения США и Европы. Сададзиро Хирацука, получивший дополнительное образование за рубежом, поддерживал вестернизацию и вместе с семьей вел соответствующий образ жизни. Цуя носила западную одежду вместо кимоно и наряжала дочерей — Хару и ее старшую сестру Таку — в платья, привезенные мужем из заграничных поездок. В воспитании детей помогала няня, а за порядком в доме следили две горничные.
Детство Хару было счастливым, но из-за волевого характера она нередко спорила с отцом. Передовые взгляды уживались в Сададзиро с классической конфуцианской моралью, согласно которой женщина должна во всем подчиняться мужчине. После свадьбы он не позволил жене заниматься искусством и часто запрещал что-то Хару, исходя из того, что она девочка. Хирацука хорошо запомнила, как однажды попросила у отца разрешения подняться на гору Фудзи и услышала в ответ: «Нонсенс, это место не для женщин и детей».
Школьный бунт и поступление в Японский женский университет
В эпоху Мэйдзи перед государством стояла задача воспитать из каждой маленькой японки «хорошую жену и мудрую мать» — традиционный женский идеал для стран Восточной Азии. Решение задачи возложили на средние школы для девочек, где учениц готовили к удачному замужеству и судьбе домохозяек.
Образцом женской образовательной идеологии считалась школа Очаномизу, куда в 1898 году поступила Хару Хирацука. Она вспоминала, что в школе царила авторитарная атмосфера: учителя давали формальное образование и не поощряли чтение книг, которые не входили в официальную программу. Вместе с подругами Хирацука прогуливала уроки, особенно занятия по нравственному воспитанию, а в свободное время много читала.
В выпускном классе она познакомилась с книгами японского педагога Джинзо Нарусэ, чьи труды стали для Хару важным открытием. Нарусэ выступал против официальной позиции властей, считавших высшее образование необязательным для японок, призывал общество заметить женщин и в 1901 году основал Японский женский университет. Именно туда в 1903 году решила поступить Хару, чтобы изучать английскую литературу.
Разрешение на учебу она получила с трудом. Ее отец считал, что образование «делает девушек несчастными», но под напором жены сдался и позволил дочери поступить в университет при одном условии: вместо английской литературы Хару должна была изучать домоводство.
Во время своих лекций Джинзо Нарусэ часто задавал студенткам вопросы о Боге и смысле человеческой жизни. В поисках ответов Хару изучала книги по философии и религии, но главным откровением для нее стал дзэн-буддизм. На протяжении шести месяцев она ежедневно практиковала медитацию, в процессе которой, как вспоминала позднее, нашла ответы на свои вопросы.
Инцидент в Сиобара
В 1906 году Хирацука закончила Японский женский университет, защитив диплом на тему религиозного развития. Она подвела итог своих религиозных поисков и после выпуска решила полностью сосредоточиться на изучении литературы.
К тому моменту Хару удалось сепарироваться от семьи и получить больше свободы. Она самостоятельно обеспечивала себя, подрабатывая стенографисткой, а мечты родителей о наследнице, которая станет «хорошей женой и мудрой матерью», исполнила ее старшая сестра. Така удачно вышла замуж и родила ребенка, из-за чего родители ослабили контроль над Хару, которая после университета поступила в Английскую женскую школу и пошла на курсы китайского языка, чтобы читать больше литературы про дзэн в оригинале.
В тот период Хирацука постоянно читала и медитировала, пока привычный порядок вещей не нарушила первая влюбленность. В 1907 году она примкнула к организации «Литературное общество талантливых женщин», где читал лекции новеллист Сохэй Морита. Тот был женат, воспитывал ребенка, но между ним и Хару начался роман, который закончился скандалом, названным в прессе «Инцидент в Сиобара».
В марте 1908 года газеты писали, что Сохэй и Хару пытались совершить двойное самоубийство в городе Сиобара, когда их обнаружила полиция. По словам японского историка Фумико Идэ, сама попытка двойного самоубийства для Хару была продиктована не столько любовью к Сохэю, сколько желанием познать неизведанное. Но в глазах японцев она была падшей женщиной, ее обвиняли в попытках разрушить семью Мориты и позоре, который она навлекла на собственных родителей.
После инцидента ее отцу Сададзиро предлагали оставить должность в Счетной палате Японии, а имя Хару убрали из списка выпускниц Японского женского университета. Из-за преследований журналистов и постоянной критики она на некоторое время покинула Токио и поселилась в городе Камакура.
Появление Райтё
В 1911 году с Хару связался писатель и основатель «Литературного общества талантливых женщин» Теко Икута. Он планировал создать журнал, посвященный женской японской литературе, и предложил бывшей ученице возглавить редакцию. Идею неожиданно поддержала мать Хару Цуя — из накоплений, которые откладывались на свадьбу дочери, она выделила деньги на издание первого тиража.
Журнал под названием «Сэйто» (на русский можно перевести как «Синий чулок») появился весной 1911 года. В нем должны были публиковаться работы писательниц и поэтесс, но уже с первого номера стало понятно, что на страницах «Сэйто» будут подниматься вопросы о положении женщин в японском обществе.
В дебютном номере, который разошелся тиражом 1000 экземпляров, был опубликован манифест «Первая женщина была солнцем», написанный Хару под псевдонимом Райтё Хирацука. «Сначала женщина и вправду была солнцем. Была настоящим человеком, — писала она. — Сейчас женщина — луна. Она живет, завися от других, она сияет светом других, она луна с бледным лицом больного человека».
Под новым именем Райтё призывала японок к духовной революции, которая разбудит и освободит их. Она верила, что каждая женщина — гений, чьи способности притупились из-за того, что на нее возложили роль «хорошей жены и мудрой матери».
После публикации первого номера в редакцию «Сэйто» хлынул поток писем — женщины благодарили редакцию журнала, предлагали к публикации свои работы. Вокруг «Сэйто» образовалось одноименное общество, к которому хотели примкнуть молодые японки. В конце 1911 года Райтё писала, что с каждым днем «Сэйто» становится все сильнее и больше: «Мы должны преодолеть вершину самоутверждения, которая возвышается вдали, как бы трудно это ни было».
Новая женщина
Преодолевать трудности было непросто, учитывая, что вместе с популярностью «Сэйто» рос и общественный интерес к его создательницам. В 1912 году Райтё Хирацука и ее соратниц заметили в токийском «районе красных фонарей» Есивара. Ими двигал простой интерес и желание больше узнать о жизни женщин, работающих в квартале, но в прессе разгорелся скандал. В одной из газет вышла статья под заголовком «Участницы «Сэйто», стремящиеся к равным правам с мужчинами, провели ночь с проституткой из Есивара».
Объяснения, которые позднее опубликовала Хирацука в «Сэйто», не помогли. Под напором газет большинство японцев поверили, что редакция журнала ведет аморальный образ жизни. В какой-то момент дом Райтё забросали камнями, а в ее почтовом ящике периодически появлялись записки с угрозами. Инцидент в Есивара смог внести раскол и в общество «Сэйто». Многие читательницы аннулировали свои подписки на журнал, опасаясь увольнения с работы, авторы журнала просили не печатать их имена. Ударом для Райтё стало и то, что ее осудила одна из соосновательниц «Сэйто» Ясико Ясумоти. Она написала Хирацуке, что журнал утратил искренность и упорство, из-за чего его перестали уважать, а сама Райтё потеряла свое достоинство. «Вы стали просто сорванцом, который нарушает старые традиции в отношении женщин», — говорила Ясумоти.
В ответ Хирацука запустила серию публикаций, в первой из которых объявила себя «новой женщиной» и призвала соратниц разрушать старые правила. Оставив идею духовной революции, Райтё сосредоточилась на расширении женских прав в Японии. С тех пор на страницах «Сэйто» появилось больше статей о материнстве, праве на аборт, образовании и участии женщин в политике.
В одной из статей она также раскритиковала институт семьи, в котором японки «выходят замуж не по любви, днем выполняют работу по дому, а ночами ублажают мужей». Номер с этой публикацией изъяли из продажи, сам журнал был взят под строгий контроль. Теперь правительство следило, чтобы Райтё не публиковала ничего, что шло бы вразрез с официальной позицией Японии, но она продолжала работу.
Конец «Сэйто» и поправки в японские законы
Разлад внутри «Сэйто» привел к тому, что к 1914 году Райтё осталась единственным постоянным сотрудником журнала. Редакция переместилась к ней домой, где Хирацука работала над материалам для «Сэйто» и писала статьи в другие издания. В это время журнал нес постоянные убытки: Райтё не смогла найти рекламодателей для августовского номера, была вынуждена отменить сентябрьский и сократить тираж. В итоге она решила уехать из Токио вместе со своим партнером и передать права на журнал одной из постоянных авторов Ноэ Ито.
Под руководством Ито «Сэйто» проработал до 1916 года — именно тогда, по словам Райтё, закончилась ее молодость, но активистская деятельность писательницы вышла на новый уровень. В 1919 году Райтё стала одной из основательниц «Ассоциации новых женщин», которая выступала за женское избирательное право, гендерное равенство в образовании и труде.
В 1920 году лидеры ассоциации Райтё Хирацука, Итикава Фусаэ и Оку Мумэо подали в парламент Японии петицию с целью изменить закон, который запрещал женщинам участвовать в политической жизни страны. Поправки были приняты через два года — японкам позволили вступать в политические организации и принимать участие в собраниях, но избирательные права они получили только в 1945 году.
В послевоенные годы Райтё примкнула к движению за мир и основала Японскую ассоциацию женских организаций. Она выступала против проамериканской позиции правительства Японии и наличия в стране военных баз США, а в 1960-е открыто критиковала войну во Вьетнаме и пыталась поддерживать вьетнамских женщин.
В своем первом манифесте «Сначала женщина была солнцем» Райтё писала: «И пусть я погибну на полпути, и пусть я пойду ко дну, как моряк при кораблекрушении, я подниму свои онемевшие руки и крикну на последнем вздохе: «Женщины, вперед, вперед!». Она умерла 24 мая 1971 года от рака, диагностированного годом ранее, но до последнего продолжала активистскую деятельность и выходила на женские марши.