К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Странная жизнь других: Жанна Бадоева о том, как путешествия избавляют от стереотипов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Возможность увидеть планету в ее многообразии делает человека свободнее, но только если внутри есть готовность принять и понять другие взгляды на жизнь, считает телеведущая Жанна Бадоева. В своей колонке для Forbes Woman она делится опытом многолетних путешествий, который изменил ее восприятие мира

Жанна Бадоева — тревел-блогер, телеведущая; первая ведущая тревел-шоу «Орел и решка», ведущая передачи «Жизнь других»

Одно из самых сильных впечатлений от съемок «Жизни других» я получила в Японии, когда узнала, что в семьях там принято, чтобы дети принимали ванну вместе с родителями. Речь не о младенцах, которых мамы подмывают и купают, а о мальчиках и девочках почти подросткового — 12 лет — возраста, которые сидят в ванне со взрослыми. 

Первое впечатление — шок: я попробовала примерить этот обычай на себя, но не смогла такого даже представить. Потом мне объяснили: все дело в том, что в японской культуре принято держать дистанцию между родителями и детьми, и совместное купание — одна из редких возможностей проявить нежность, обняться, подурачиться вместе, почувствовать себя семьей. Этот обычай не стал мне ближе, но я его поняла. Это лишь один пример того, как знакомство с иной культурой помогает принять мир в его многообразии. 

 

Мне постоянно задают вопрос: какая страна лучше? Мой ответ — та, где количество плюсов перевешивает количество минусов. Но здесь нет какого-то гамбургского счета: плюсы и минусы для себя каждый определяет сам. Многое из того, что нам кажется странным, шокирующим или даже плохим, просто другое.

Люди в разных странах очень по-разному живут, строят отношения с любимыми, воспитывают детей. Когда ты это видишь, ломаются стереотипы в голове. А без них становится очень легко идти по жизни. Почему у многих мужчин в Tinder в профиле стоит предупреждение «Путешественницы мимо»? Потому что путешественницы — смелые и свободолюбивые (не говоря уже о том, что они и финансово независимы), способные принимать решения самостоятельно. Чем больше разных вещей ты видишь, тем шире смотришь на мир.

 

Стереотипы подобны оковам, которые не просто мешают сделать шаг в сторону, но и висят тяжелым грузом, отравляя жизнь. Взять, например, возраст. На постсоветском пространстве женщина будто все время стоит перед рубежом, после которого «уже поздно». Поздно вести социальную жизнь, ходить на свидания, любить, заниматься сексом, путешествовать, в конце концов: «Господи, мне уже 52 года, пять-де-сят два! Ну куда я поеду?» Каждая секунда приближает к тому моменту, когда можно будет только вязать носки внукам. 

А, например, в Европе, где, кстати, путешествуют так же легко, как ходят на работу, возраста у женщин будто не существует. В 70 лет ты можешь жить так же, как в 20: утром учиться (на каких-нибудь курсах скандинавской ходьбы), потом бежать в кино, вечером встречаться с друзьями, выходные посвящать хобби. И никто не восклицает с придыханием: «Боже, у тебя новое хобби! Какая же ты все-таки молодец!», потому что это нормально.

Здесь можно было бы сделать вывод: путешествия разрушают стереотипы, а без стереотипов человек становится свободнее и счастливее, — но в реальности все немного сложнее.

 
Cам факт свободного передвижения еще не гарантирует наличие свободы внутренней

Путешествовать — не заселиться в гостиницу, а именно знакомиться с миром — могут позволить себе не все. Можно читать и смотреть, как путешествуют другие, но картинка в инстаграме тревел-блогера мало похожа на то, что происходит за кадром. Например, моя работа — это лететь 32 часа с тремя пересадками из –20° в +30° через несколько часовых поясов, а по прилете идти прямиком в кадр, даже если раскалывается голова и я с трудом соображаю. Каким бы близким, понятным, своим ни был человек с экрана, за ним стоит команда и серьезная профессиональная «кухня».

Конечно, путешествия меняются. Еще десять лет назад на постсоветском пространстве было сложно представить, что можно схватить паспорт и куда-нибудь махнуть. Планируя отпуск, люди выбирали не маршрут, а отель. И были убеждены, что это обязательно очень дорого. Отчасти для борьбы с этим убеждением мы в 2011 году и сделали передачу «Орел и решка»: чтобы показать, что даже я — способная потеряться в трех соснах — могу отлично провести время, имея только $100 на расходы. Сейчас возможностей гораздо больше: можно спланировать поездку в мельчайших деталях, а приехав на место, изменить планы и начать импровизировать. 

Меняются и путешественники — они перестают быть туристами. Сидеть у бассейна, ходить на обед в ресторан и периодически выезжать на типовые экскурсии уже не интересно (бедные гиды теперь ломают головы, что еще предложить, чтобы это не было банально). Интересны не отели и коктейли, а люди. Где собираются, чтобы выпить кофе, как их дети проводят время в детском саду, что можно купить в супермаркете и на рынке, какие профессии получают молодые люди и как отдыхают пенсионеры. Потому что даже на уровне таких простых бытовых вещей различия между культурами могут быть колоссальными. Именно эмоции от знакомства с такими же, но другими людьми и становятся для многих целью и главной ценностью путешествия.

Однако сам факт свободного передвижения еще не гарантирует наличие свободы внутренней. Нужен какой-то запас впечатлений, чтобы, анализируя их, мозг постепенно собирал цельную картину пестрого мира. Нужно поехать в путешествие два, пять, десять раз. А не увидеть один раз что-нибудь шокирующее, вернуться и рассказывать с ужасом: «Кошмар, они там с детьми ванну принимают». 

Как-то во время съемок очередного эпизода «Жизни других» я говорила с мусульманками, закутанными в абайи. Я спрашивала: «А вы не хотите носить что-то красивое, яркое?» Они отвечали: «Конечно, нет». И выглядели при этом абсолютно счастливыми. Европейке их выбор показался бы неправильным, а может быть, и несвободным — понятно, что он продиктован культурой, в которой эти женщины воспитаны. Мне же кажется важным в такой момент не удивиться, не возмутиться, а осознать, что мир бывает и таким.

 

Парадоксально, но для этого даже не надо куда-то ехать. Тренировать принятие можно на тех самых стереотипах, которые, казалось бы, нам так мешают. Не осудить тех, кто им следует, и не обидеть своей жалостью, а проанализировать причины, увидеть культурную подоплеку, разглядеть наследие многих поколений, которые воспринимали стереотипы от родителей и передавали своим детям. Нас воспитывали мамы, их — наши бабушки, и неизвестно, сколько десятков лет потребуется нашим детям, чтобы изжить тот же страх возраста или уверенность, что женщине не стоит мотаться по всему свету. Зато с любыми убеждениями и любым объемом возможностей можно быть счастливым. Это непросто принять, но осознание этого в конечном счете и делает человека свободнее.

А свободному человеку проще решиться на приключение.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+