«Джулия»: сериал о том, как одна женщина и ее кулинарное шоу изменили Америку
В начале 1960-х годов Джулия Чайлд изменила американское телевидение. Ее кулинарное шоу ломало стереотипы о женщине на кухне: ведущая показала, что можно готовить быстро, не строя свою жизнь вокруг плиты, при этом изысканно и вкусно. Французский шик пришел в дома простых американцев, а сама Чайлд со временем стала иконой феминизма.
История Чайлд, которая в годы Второй мировой войны была научным сотрудником в отделе американской секретной разведки, достаточно известна и не первый раз экранизируется. В 2009 году вышел фильм «Джули и Джулия», в котором роль Чайлд сыграла Мерил Стрип (и получила за нее очередную номинацию на «Оскар»), а в 2021 году была снята документалка «Джулия», исследующая влияние Чайлд на американское общество.
Биографический сериал «Джулия», созданный сценаристом Дэниелом Голдфарбом (сериал «Бестия») и режиссером Чарльзом МакДугаллом («Секс в большом городе»), рассказывает о первых шагах Джулии Чайлд (ее играет Сара Ланкашир) на американском телевидении. К этому моменту она уже успела поработать на спецслужбы на Цейлоне и в Китае, встретить своего мужа и пожить с ним во Франции, где и заинтересовалась кулинарией, попробовав однажды необычайно изысканного жареного палтуса в ресторане.
Сериал показывает то время, когда книга «Осваивая искусство французской кухни», написанная Чайлд в соавторстве с француженкой Симоной Бек (роль досталась Изабелле Росселлини), только что стала бестселлером в США. Но повар совсем не знает, что делать с этим успехом. Однажды Чайлд приглашают поучаствовать в телепрограмме о книгах, чтобы она рассказала о своем творчестве и поделилась парой рецептов. В прямом эфире она начинает готовить омлет — и мигом поражает всех своей непосредственностью. Вскоре канал решает дать зеленый свет рискованному кулинарному шоу, в котором эксцентричная дама научит американских женщин свободе от стереотипов.
Джулия Чайлд предложила совершенно новый подход к готовке. Она перенесла опыт французских домохозяек на консервативное американское общество, где роль женщины в те годы была строго ограничена определенными социальными рамками. Кулинарные рецепты Чайлд были надежны и точны как часы, а главное — доступны каждому. Как оказалось, европейская эстетика приема пищи может царить не только в шикарных залах ресторанов, но и на скромной кухне в обыкновенном одноэтажном пригороде.
Сериал «Джулия» показывает, как подход Чайлд меняет и ее собственную жизнь, в том числе отношения с мужем Полом Чайлдом (Дэвид Хайд Пирс). Этот чопорный и благовоспитанный мужчина, бывший некогда известным дипломатом, сперва не воспринимает увлечение жены всерьез. Даже первое появление Чайлд на телеэкранах он рассеянно пропускает, считая это чем-то незначительным. Готовка — это женское дело, а кулинарные книги, даже бестселлеры, — не литература, а всего лишь чтиво для домохозяек. Пол ожидает спокойной жизни на пенсии и хочет видеть жену услужливой и верной, а ее идея сделать собственное шоу задевает его самолюбие, ведь она становится успешнее его.
Однако различия в представлениях о социальных ролях мужа и жены не перерастают в открытое противостояние. Наоборот, Пол оказывается довольно мягким и заботливым мужчиной. Динамика их отношений многогранна, за ней интереснее всего следить в сериале. Конфликт между супругами усиливается с известием о том, что у Чайлд началась менопауза, а детей у пары так и нет. Во многом это и становится для героини стимулом идти вперед и не останавливаться перед трудностями и чопорностью мужского мира американского телевидения.
Актриса Сара Ланкашир великолепно вжилась в роль Чайлд, органично и естественно воплотила на экране образ знаменитого повара. Конечно, нельзя не заметить, что основывалась она на игре Мерил Стрип, — есть даже внешнее сходство. Однако Ланкашир придает своей героине чисто английскую нотку. Это особенно чувствуется в беседах Чайлд с мужем, представляющих собой остроумный обмен колкостями. Это, опять же, работает и на замысел сериала, продолжая мотив о вторжении европейского образа жизни в американский.
Чайлд в «Джулии» получилась более эксцентричной, чем в фильме «Джули и Джулия», по-своему сказочной фигурой, которая распространяет волшебство на зрителей черно-белых телевизоров. Именно ее непосредственность, какая-то святая наивность при весьма трудном и пробивном характере рушит шаблоны в головах и рекламщиков с ТВ, и простых американцев.
Как и кулинарные блюда, рецептами которых делится Чайлд, сериал «Джулия» изыскан и лаконичен. Герои существуют в симпатичной ретроатмосфере старой Америки, напоминающей сериалы «Удивительная миссис Мейзел» и «Безумцы». Ассоциации с последним вызывают сцены создания медийного образа Джулии Чайлд, попытки отыскать маркетинговые стратегии, ярлыки, которые можно было бы навесить на ведущую. Однако все устойчивые шаблоны телевидения Чайлд благополучно рушит одним своим появлением в кадре.
«Джулия» — очень обаятельный и легкий сериал. Герои, восхищаясь французскими блюдами, поглощают творения Джулии Чайлд, делятся впечатлениями, рецептами, и за этим почему-то хочется наблюдать, быть соучастником пиршества. И совсем не так важно, что сюжет «Джулии» зрителю заранее знаком и никаких сюрпризов не скрывает. Иногда порадовать может и блюдо без секретных ингредиентов.