Как Аличе Рорвахер покорила Канны и стала одним из главных режиссеров Италии
В современном кино мало авторов, которые, подобно Рорвахер, способны наполнить каждое мгновение жизни героев своих картин ощущением возможного чуда. Пытаясь определить место итальянки в пантеоне новых режиссеров, можно вспомнить ее земляка Микеланджело Фраммартино — автора фильма «Четырежды», с которым ее объединяет притчевое мышление. По стилистке ей также близок таец Апичатпонг Вирасетакул — преданный апологет магического реализма.
В своих фильмах Рорвахер часто работает с историческим материалом, поэтому если говорить об источниках ее вдохновения, на ум приходит итальянское кино середины XX века. В том, как любовно она фиксирует повседневность, угадывается сильное влияние неореализма, а в том, как в эту повседневность входит фантасмагория, ощущается Феллини.
Стремительный старт
Аличе родилась и выросла в семье Анналисы Джульетти и Рейнхарда Рорвахера (немца по происхождению). Ее старшая сестра Альма — известная итальянская актриса, сыгравшая и в фильмах самой Аличе. Семье держала пчелиную ферму и зарабатывала на продаже меда. Аличе окончила Туринский университет, а позже продолжила обучение как сценарист в Scuola Holden в Турине. В 2006 году она впервые попробовала свои силы в кино.
Спустя пять лет игровой дебют «Небесное тело» Рорвахер был представлен на Каннском кинофестивале в «Двухнедельнике режиссеров». И хотя она ушла без награды, стало понятно: это новое слово в киноискусстве.
Первая картина Ровахер поднимает темы, на которых держится вся классика итальянского кинематографа: соединение прозы и поэзии жизни, природы и города, духовная инициация подростка и поиски истины. «Небесное тело» рассказывает о девочке-подростке Марте, которая вместе с семьей переехала из Швейцарии в Италию. На новом месте героине все чуждо. Острые проблемы пубертата, связанные с чувством одиночества, попыткой принять и осознать свое тело, осложняются серьезными внешними вызовами. Девочку готовят к конфирмации, но разъяснить суть таинства никто не может. В процессе подготовки она наблюдает, как люди, включая священника, теряют духовность и становятся рабами земных привязанностей.
Критики писали, что этот фильм — невероятно сильная работа для молодого кинематографиста и едва ли не лучший увиденный дебют за последние годы. Триумфальное шествие трогательной драмы продолжилось и за пределами Канн, дав мощный старт карьере Рорвахер. Она получила национальную кинопремию «Давид ди Донателло», а Министерство культурного наследия Италии признало «Небесное тело» важнейшим дебютом современного кино. Начинающий режиссер оказалась в центре внимания профессионалов киноиндустрии.
Моника Беллуччи и «Чудеса»
В 2014 году Аличе Рорвахер представила в Каннах свой второй полнометражный фильм «Чудеса» о жизни семьи пчеловодов, уединенно живущих на ферме на юге Италии, — и вновь произвела фурор. Мир героев словно вырван из повседневности, невозможно даже сказать, в каком времени они живут. Дети растут словно в сказочном королевстве, где все они — прекрасные принцы и принцессы под крылом мудрого короля-отца, который тщательно оберегает их от контактов с окружающим миром. Но Джельсомина — старшая сестра — мечтает вырваться из этих рамок. Именно поэтому она решает подать заявку на участие в конкурсе фермеров, который рекламирует красавица-актриса, роль которой играет Моника Беллуччи.
Заполучить главную итальянскую кинодиву для начинающего режиссера было большой удачей. На момент подготовки к съемкам второго проекта Рорвахер была еще не столь широко известна, поэтому у нее не было возможности связаться с Беллуччи напрямую. Через агента актрисы режиссер передала ей личное письмо, в котором попросила посмотреть «Небесное тело» и подумать над возможностью поучаствовать в новом проекте. Беллуччи, всегда строго относящаяся к выбору ролей, согласилась.
История семьи из фильма очень похожа на рассказ о детстве самой Рорвахер, но это все же художественное произведение, а не автобиография. Для Рорвахер «Чудеса» имеют практически то же значение, что «Амаркорд» для Федерико Феллини. Это не попытка реконструировать прошлое, а желание провести диалог с ним, метафорически показать то, из чего ты соткана. Кроме того, «Чудеса» обращаются и к теме идентификации себя как человека родной страны. Сейчас в Италии становится меньше подобных ферм, и искусство — возможность запечатлеть медленный процесс их угасания.
«Чудеса» своей эстетикой напоминают и о римской мифологии. И, пожалуй, главной мифической фигурой тут выступает именно Моника Беллуччи. Ее героиня в сценическом образе воплощает Венеру. Но за кулисами, без грима, она актриса — альтер-эго самой Беллуччи.
«Чудеса» получили Гран-при Каннского кинофестиваля — второй по значимости приз смотра. Награждение позволило Рорвахер вырасти из статуса юного дарования, доказать, что она может превзойти собственный дебют. Уже в том же 2014 году ее пригласили возглавить жюри награды Луиджи де Лаурентиса (Luigi De Laurentiis) Венецианского кинофестиваля, присуждаемой лучшим дебютантам.
Новый приз Канн, контракт с Netflix и проект HBO
В 2018 году Рорвахер вернулась в Канны в третий раз — с фильмом «Счастливый Лазарь». Его герои живут в небольшой итальянской деревне, где время словно остановилось. Они трудятся на табачной плантации властной Маркизы де Луны. Среди них выделяется немногословный юноша Лазарь, словно сошедший с картин эпохи Возрождения. Он готов брать на себя любую работу и без обид выслушивать упреки.
В этом фильме Рорвахер усиливается притчевое начало, а вместо привычной главной героини — девушки, готовой ворваться во взрослую жизнь, — появляется юноша, призванный служить другим. В «Счастливом Лазаре» герой остается загадкой как для зрителей, так и для персонажей фильма, но именно он становится тем, кто приносит чудо на бесплодную землю. Глазами Лазаря показана история Италии, которая порой изображается томительно-ностальгической, как у Этторе Сколы, а порой несправедливой. Рорвахер теперь работает с историей не одного персонажа или семьи, а уже целой страны.
«Счастливый Лазарь» принес режиссеру еще одну Каннскую награду, на этот раз за лучший сценарий. И это закономерно — в своем третьем фильме Рорвахер соединила искусство прошлого и нового, народную культуру и современность, общественное и личное. Именно в этом умении чувствовать и объединять кроется секрет ее успеха.
Вскоре после завершения фестиваля стало известно, что права на показ «Счастливого Лазаря» приобрел стриминговый сервис Netflix (сумма сделки не раскрывалась). И хотя имя Рорвахер по-прежнему не столь известно широкому зрителю, это говорит о возрастающем влиянии режиссера за пределами закрытых показов.
Через год она приехала в Канны уже не побеждать, а оценивать. Рорвахер вошла в состав жюри основного конкурса, которое возглавил Алехандро Гонсалес Иньярриту. «Золотую пальмовую ветвь» тогда получил Пон Чжун Хо за «Паразитов», которые определенно стали вехой в современной истории кино.
Последние три года Рорвахер работала над двумя эпизодами второго сезона сериала «Моя гениальная подруга» — первым неанглоязычнвым проектом HBO, а также над короткометражным фильмом De Djess, созданным для бренда одежды Miu Miu в рамках проекта Women's Tales, и неигровыми лентами. Она пробует себя в разных форматах, но остается верной своему стилю. В будущем Рорвахер планирует вернуться к истокам своей родной культуры и снять многосерийный фильм для телевидения, основанный на итальянском фольклоре, — Ci Sarà Una Volta («Будет время»).
В одном интервью она поделилась, что для нее работа в кино — «…процесс, в котором завтрашний ты отличается от тебя вчерашнего…». И за годы карьеры Рорвахер доказала, что пребывает в непрерывном движении. Главное, что удается ей, —заставлять смотреть на мир новыми, влюбленными глазами.