К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как Аличе Рорвахер покорила Канны и стала одним из главных режиссеров Италии

Аличе Рорвахер (Фото Marilla Sicilia / Mondadori Portfolio via Getty Images)
Аличе Рорвахер (Фото Marilla Sicilia / Mondadori Portfolio via Getty Images)
В прошлый четверг в российский прокат вернулась драма Аличе Рорвахер «Чудеса» о повседневной жизни многодетной семьи пчеловодов. В 2014 году картина получила Гран-при Каннского кинофестиваля — второй по значимости приз смотра. И это не единственная награда из Канн у Рорвахер, снявшей всего несколько фильмов, в одном из которых сыграла Моника Беллуччи

В современном кино мало авторов, которые, подобно Рорвахер, способны наполнить каждое мгновение жизни героев своих картин ощущением возможного чуда. Пытаясь определить место итальянки в пантеоне новых режиссеров, можно вспомнить ее земляка Микеланджело Фраммартино — автора фильма «Четырежды», с которым ее объединяет притчевое мышление. По стилистке ей также близок таец Апичатпонг Вирасетакул — преданный апологет магического реализма. 

В своих фильмах Рорвахер часто работает с историческим материалом, поэтому если говорить об источниках ее вдохновения, на ум приходит итальянское кино середины XX века. В том, как любовно она фиксирует повседневность, угадывается сильное влияние неореализма, а в том, как в эту повседневность входит фантасмагория, ощущается Феллини. 

Стремительный старт

Аличе родилась и выросла в семье Анналисы Джульетти и Рейнхарда Рорвахера (немца по происхождению). Ее старшая сестра Альма — известная итальянская актриса, сыгравшая и в фильмах самой Аличе. Семье держала пчелиную ферму и зарабатывала на продаже меда. Аличе окончила Туринский университет, а позже продолжила обучение как сценарист в Scuola Holden в Турине. В 2006 году она впервые попробовала свои силы в кино.

 

Спустя пять лет игровой дебют «Небесное тело» Рорвахер был представлен на Каннском кинофестивале в «Двухнедельнике режиссеров». И хотя она ушла без награды, стало понятно: это новое слово в киноискусстве. 

Первая картина Ровахер поднимает темы, на которых держится вся классика итальянского кинематографа: соединение прозы и поэзии жизни, природы и города, духовная инициация подростка и поиски истины. «Небесное тело» рассказывает о девочке-подростке Марте, которая вместе с семьей переехала из Швейцарии в Италию. На новом месте героине все чуждо. Острые проблемы пубертата, связанные с чувством одиночества, попыткой принять и осознать свое тело, осложняются серьезными внешними вызовами. Девочку готовят к конфирмации, но разъяснить суть таинства никто не может. В процессе подготовки она наблюдает, как люди, включая священника, теряют духовность и становятся рабами земных привязанностей. 

 
Кадр из фильма «Небесное тело»

Критики писали, что этот фильм — невероятно сильная работа для молодого кинематографиста и едва ли не лучший увиденный дебют за последние годы. Триумфальное шествие трогательной драмы продолжилось и за пределами Канн, дав мощный старт карьере Рорвахер. Она получила национальную кинопремию «Давид ди Донателло», а Министерство культурного наследия Италии признало «Небесное тело» важнейшим дебютом современного кино. Начинающий режиссер оказалась в центре внимания профессионалов киноиндустрии. 

Моника Беллуччи и «Чудеса»

В 2014 году Аличе Рорвахер представила в Каннах свой второй полнометражный фильм «Чудеса» о жизни семьи пчеловодов, уединенно живущих на ферме на юге Италии, — и вновь произвела фурор. Мир героев словно вырван из повседневности, невозможно даже сказать, в каком времени они живут. Дети растут словно в сказочном королевстве, где все они — прекрасные принцы и принцессы под крылом мудрого короля-отца, который тщательно оберегает их от контактов с окружающим миром. Но Джельсомина — старшая сестра — мечтает вырваться из этих рамок. Именно поэтому она решает подать заявку на участие в конкурсе фермеров, который рекламирует красавица-актриса, роль которой играет Моника Беллуччи. 

Заполучить главную итальянскую кинодиву для начинающего режиссера было большой удачей. На момент подготовки к съемкам второго проекта Рорвахер была еще не столь широко известна, поэтому у нее не было возможности связаться с Беллуччи напрямую. Через агента актрисы режиссер передала ей личное письмо, в котором попросила посмотреть «Небесное тело» и подумать над возможностью поучаствовать в новом проекте. Беллуччи, всегда строго относящаяся к выбору ролей, согласилась. 

 
Кадр из фильма «Чудеса»

История семьи из фильма очень похожа на рассказ о детстве самой Рорвахер, но это все же художественное произведение, а не автобиография. Для Рорвахер «Чудеса» имеют практически то же значение, что «Амаркорд» для Федерико Феллини. Это не попытка реконструировать прошлое, а желание провести диалог с ним, метафорически показать то, из чего ты соткана. Кроме того, «Чудеса» обращаются и к теме идентификации себя как человека родной страны. Сейчас в Италии становится меньше подобных ферм, и искусство — возможность запечатлеть медленный процесс их угасания. 

«Чудеса» своей эстетикой напоминают и о римской мифологии. И, пожалуй, главной мифической фигурой тут выступает именно Моника Беллуччи. Ее героиня в сценическом образе воплощает Венеру. Но за кулисами, без грима, она актриса — альтер-эго самой Беллуччи. 

«Чудеса» получили Гран-при Каннского кинофестиваля — второй по значимости приз смотра. Награждение позволило Рорвахер вырасти из статуса юного дарования, доказать, что она может превзойти собственный дебют. Уже в том же 2014 году ее пригласили возглавить жюри награды Луиджи де Лаурентиса (Luigi De Laurentiis) Венецианского кинофестиваля, присуждаемой лучшим дебютантам. 

Моника Беллуччи в фильме «Чудеса»

Новый приз Канн, контракт с Netflix и проект HBO

В 2018 году Рорвахер вернулась в Канны в третий раз — с фильмом «Счастливый Лазарь». Его герои живут в небольшой итальянской деревне, где время словно остановилось. Они трудятся на табачной плантации властной Маркизы де Луны. Среди них выделяется немногословный юноша Лазарь, словно сошедший с картин эпохи Возрождения. Он готов брать на себя любую работу и без обид выслушивать упреки.

В этом фильме Рорвахер усиливается притчевое начало, а вместо привычной главной героини — девушки, готовой ворваться во взрослую жизнь, — появляется юноша, призванный служить другим. В «Счастливом Лазаре» герой остается загадкой как для зрителей, так и для персонажей фильма, но именно он становится тем, кто приносит чудо на бесплодную землю. Глазами Лазаря показана история Италии, которая порой изображается томительно-ностальгической, как у Этторе Сколы, а порой несправедливой. Рорвахер теперь работает с историей не одного персонажа или семьи, а уже целой страны.  

 

«Счастливый Лазарь» принес режиссеру еще одну Каннскую награду, на этот раз за лучший сценарий. И это закономерно — в своем третьем фильме Рорвахер соединила искусство прошлого и нового, народную культуру и современность, общественное и личное. Именно в этом умении чувствовать и объединять кроется секрет ее успеха.  

Кадр из фильма Аличе Рорвахер «Счастливый Лазарь»

Вскоре после завершения фестиваля стало известно, что права на показ «Счастливого Лазаря» приобрел стриминговый сервис Netflix (сумма сделки не раскрывалась). И хотя имя Рорвахер по-прежнему не столь известно широкому зрителю, это говорит о возрастающем влиянии режиссера за пределами закрытых показов. 

Через год она приехала в Канны уже не побеждать, а оценивать. Рорвахер вошла в состав жюри основного конкурса, которое возглавил Алехандро Гонсалес Иньярриту. «Золотую пальмовую ветвь» тогда получил Пон Чжун Хо за «Паразитов», которые определенно стали вехой в современной истории кино. 

Последние три года Рорвахер работала над двумя эпизодами второго сезона сериала «Моя гениальная подруга» — первым неанглоязычнвым проектом HBO, а также над короткометражным фильмом De Djess, созданным для бренда одежды Miu Miu в рамках проекта Women's Tales, и неигровыми лентами. Она пробует себя в разных форматах, но остается верной своему стилю.  В будущем Рорвахер планирует вернуться к истокам своей родной культуры и снять многосерийный фильм для телевидения, основанный на итальянском фольклоре, — Ci Sarà Una Volta («Будет время»). 

 

В одном интервью она поделилась, что для нее работа в кино — «…процесс, в котором завтрашний ты отличается от тебя вчерашнего…». И за годы карьеры Рорвахер доказала, что пребывает в непрерывном движении. Главное, что удается ей, —заставлять смотреть на мир новыми, влюбленными глазами. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+