Моногамия, полигамия, полиамория: как любовные отношения превратились в проект
По данным исследования, проведенного в США в начале 2020 года, 43% миллениалов считают идеальным форматом отношений моногамию — и столько же считают идеальными отношениями немоногамные. Старшие поколения более консервативны и чаще выбирают моногамию. Про зумеров говорят, что их вообще меньше, чем предыдущие поколения, интересует любовь, брак, секс, а на первый план выходит ценность дружбы.
В природе стратегии размножения (то есть способ увеличения генетического разнообразия и дальнейшей заботы о потомстве) различаются у разных видов и обычно подкрепляются социальной структурой. Например, многие птицы моногамны, они формируют устойчивые пары на время высиживания яиц и воспитания птенцов. Млекопитающие чаще полигамны; пример — львы, живущие прайдами, где на одного самца приходятся несколько самок, или пчелы, живущие семьями, где одна плодовитая самка спаривается с несколькими самцами. Некоторые животные практикуют промискуитет, как, скажем, шимпанзе, чьи группы состоят из нескольких самцов и самок.
В человеческих сообществах можно найти все формы отношений. Но все же моногамия, судя по всему, предпочтительна. Более того, американский антрополог Оуэн Лавджой предположил, что она внесла свой вклад в само формирование человека как вида, поскольку только при моногамии возможно включенное отцовство. Для наших предков оно выражалось в поиске и доставке еды для вынашивающей или кормящей детеныша самки. Для решения этой задачи потребовалось прямохождение, которое стало важной вехой в нашей эволюции.
Любовь и брак
Современная моногамия — серийная. Но концепт серийности содержит внутренний конфликт. Массовая культура (кино, популярная музыка, «дамские» романы) создает образ романтических отношений, но идея «любви на всю жизнь» мешает нормализации расставаний и поиска следующего партнера. На практике серийность моногамии оказывается в слепой зоне. Партнеры, даже подразумевая возможное расставание, не задумываются о его условиях. Например, не заключают брачные контракты, что делает развод болезненным и трудным.
Брак же остается важным способом зафиксировать уникальный статус своих отношений. Это не только юридическая процедура, но ритуал, который много значит символически, о чем свидетельствует тот факт, что, например, объем мирового рынка свадебных платьев вырос с $32,4 млрд в 2017 году до $40,9 млрд в 2021-м.
В некоторых странах налогообложение выше для одиноких людей, а условия медицинского страхования и доступность образования лучше для семейных. Публичные люди, состоящие в серьезных отношениях, вызывают больше доверия. Кори Букер, выдвинувший свою кандидатуру в президенты США в 2019 году, на момент начала кампании был одинок, но очень скоро обзавелся подругой. Миллиардер Михаил Прохоров, баллотировавшийся в президенты России в 2012 году, во время своей кампании неоднократно был вынужден отвечать на вопросы о том, собирается ли он жениться.
Пока развод не разлучит нас
Моногамное домохозяйство устойчиво социально-экономически и подразумевает целый набор совместных практик — от ведения хозяйства и общего бюджета до выполнения обязательств по кредитам и воспитания детей. Именно дети могут стать аргументом против серийности моногамии — расставание даже несчастных друг с другом родителей для многих выглядит недопустимым (по данным ВЦИОМ, 34% респондентов назвали невозможность «поделить» общих детей возможным препятствием для развода).
Мягкое и экологичное завершение отношений и выход из супружества возможны, например, при помощи медиации — совместных консультаций с юристами и семейными психологами. При плохом варианте окончания отношений остаются эмоционально незавершенные разводы — длящиеся годами обиды, исключения кого-то из семьи и разрыв контактов. Чаще всего исчезают отцы — как из эмоциональной повестки, так и из финансовой (в конце 2021 года долги по алиментам в сумме превысили 156 млрд рублей).
Моногамия, полигамия и измены
Еще одно слепое пятно серийной моногамии — измены. Провести качественное и валидное исследование частоты измен нелегко — люди склонны скрывать свои действия, если считают их недопустимыми. Но, например, в США на начало 2022 года в изменах признавались 23% мужчин и 13% женщин. Разницу нередко объясняют тем, что мужчинам больше присуща полигамия.
Полигамия — это отношения, в которых по крайней мере у одного из партнеров есть другие связи. Но полигамность мужчин — это миф: выбор репродуктивной или брачной стратегии у конкретного человека не зависит от биологических факторов. Моногамный или полигамный человек опирается на социальные и культурные установки и представления о том, какие отношения предпочтительны.
Интерес к психотерапии и тренд на постоянное саморазвитие создают образ отношений как долгосрочного проекта, требующего усилий и вложений, инвестиций и «работы над собой». В этом случае от партнеров ожидаются верность (как условие длительности), осознанность, желание развиваться и улучшать себя для другого — например, ходить вместе к семейному психологу. Но возможен и другой взгляд на отношения — как на что-то, что можно быстро завязать и так же быстро расторгнуть.
Другой миф, объясняющий измены и поддерживающий гендерно-неоднородную оценку сексуального желания, — что мужчины больше нуждаются в сексе, чем женщины. На самом деле мужчины склонны завышать количество сексуальных партнеров, а женщины — занижать (об этом, в частности, пишет эволюционный биолог Роберт Мартин в книге «Как мы делаем это. Эволюция и будущее репродуктивного поведения человека»). Потребность в сексе индивидуальна и зависит от целого ряда особенностей — биологических (уровень гормонов и потребностей), психологических (секс может использоваться как средство от тревоги и одиночества или, наоборот, как способ почувствовать близость) и социальных (кому и в каких обстоятельствах разрешено демонстрировать сексуальность). Каких-то особых мужских или женских склонностей нет.
Полигиния и полиандрия
В некоторых сообществах полигамные отношения закреплены социальными нормами и даже объясняются религиозными причинами. Речь идет о многоженстве в так называемом поясе полигамии (Западная и Центральная Африка, Индонезия и Ближний Восток). Нередко многоженство, или полигиния, коррелирует с нарушением прав женщин: в полигинических сообществах возможности и свободы женщин часто ограничены, возраст вступления в брак значительно ниже, чем у мужчин, высок уровень домашнего насилия и домашней изоляции женщины. Исследования говорят о плохом психическом состоянии женщин в полигамных браках по сравнению с моногамными в том же обществе: у них фиксируют низкую самооценку и удовлетворенность жизнью, депрессии и тревожные расстройства.
Полиандрия (многомужество) встречается реже и в изолированных локальных сообществах — например, в Индии. Может показаться, что полигамная женщина — пример свободы и раскрепощенности (в противовес полигинии), но на деле часто оборачивается высоким уровнем насилия и принуждения. Поскольку речь идет либо о стратегии репродукции, то есть о том, чьего ребенка должна выносить женщина, либо об экономических соображениях (чтобы не дробить наследство братьев на разные семьи, все они женятся на одной женщине).
Другая полигамия: полиамория
Полиаморию можно рассмотреть как вариант полигамии, свободной от навязанных социумом норм и правил. Это формат открытых отношений, в котором действуют договоренности конкретных партнеров. В идеале они заранее обсуждают, какой хотят видеть свою сексуальную и эмоциональную жизнь и как это можно организовать, не обижая другого.
Полиамория как будто реализует мечту о свободе и отсутствии ограничений. Но в реальности выставляет к участникам серьезные требования: не ревновать, не воспринимать партнера как собственность, осознанно и чутко относиться к своим переживаниям и потребностям, уметь их проговаривать и самому справляться с тревогой. Некоторым полиамория противопоказана: в ней точно не просто будет людям с тревожной привязанностью (то есть испытывающим тревогу на расстоянии с партнером и нуждающимся в постоянном и тесном эмоциональном контакте).
Полиамория дает надежду, что отношения дольше останутся насыщенными и страстными, если не пытаться добиться от одного партнера удовлетворения всех потребностей и подзаряжаться энергией от разных людей. Здесь снова используется концепция отношений как проекта — долгосрочного и затратного, поскольку количество обсуждений растет пропорционально количеству партнеров. Зато скука и пресыщение компенсируются разным опытом чувственности за пределами пары.
Отношения — это обсуждение
Интерес к психологии, селф-хелпу, психотерапии вырастил ценность разговоров об отношениях и вообще любых обсуждений. Идея спросить о согласии на секс прямо перед сексом раньше казалась разрушающей романтику, но после MeToo выглядит очевидной. Теперь попадание в какие-либо длительные отношения не происходит по инерции. Важные движения в сторону партнера надо обсудить — и для этого придумали DTR, или Defining The Relationship (буквально «определение отношений»).
Defining The Relationship — это отдельный разговор партнеров об организации отношений, в который входит несколько пунктов:
- эксклюзивность или открытость;
- обязательства и конкретные практики отношений;
- эмоциональная вовлеченность;
- идентичность пары — кому и как можно показывать эти отношения, как себя называть и на что рассчитывать.
Изменяя эти параметры под себя, партнеры могут договориться о веере возможностей.
Например, свидания без обязательств (casual dating) подразумевают специальные парные практики — вино, свечи, прогулки под луной, — но часто не являются эксклюзивными. «Друзья с привилегиями» (friends with benefits, или FWB) могут проводить время вместе вне свиданий и не хотеть никакой романтической активности. Это может быть и просто случайный секс. Четких рамок нет, их как раз и надо определить самостоятельно. Традиционные романтические представления об оглушающей влюбленности, которые предлагают полагаться на чувства, а не на разум, с точки зрения концепции DTR выглядят безответственно.
DTR создает условия для свободных и даже мимолетных связей, но не означает отказа от длительной и глубокой привязанности. Можно договориться об отношениях, в которых не будет места обязательствам и длинным планам, а можно решить, что хочется двигаться дальше вместе. Главная функция DTR — прояснение границ и ожиданий. В результате возникают довольно сложные формы союзов. Например, в Швеции около 40% домохозяйств состоят из одного человека, который находится в крепких отношениях с партнером, живущим отдельно. Эти люди заводят детей и договариваются об эксклюзивности, но не строят совместный быт.
Итак, человек может выбирать форму сексуального поведения, не оглядываясь на эволюционные или генетические ограничения. Гораздо сильнее на предпочтения влияют доминирующие в обществе представления о том, какие отношения представляют большую ценность и почему. Ввязываясь в такой сложный проект, люди хотят рационально оценить риски и перспективы, выставить границы и взаимные ожидания. Главное, что все это можно обсудить, признавая ценность партнера, и найти свою оптимальную форму отношений.