Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге «Вокругсвета». В предыдущей серии Ирина с собакой Гретой попрощалась с Колумбией и после долгого ожидания смогла попасть в Эквадор.
К эквадорскому побережью Тихого океана я отправилась по трассе Transversal Fronteriza Е10. Она идет параллельно колумбийской границе, отсюда и название («frontera» — «граница»). Высотность достигает 1400–1700 метров над уровнем моря. Дорога красивая до невозможности, но, как оказалось, небезопасная. Возле поселка Гуадуаль пришлось остановиться из-за оползня. Дело было вечером, и я решила переждать до утра, когда расчистят трассу, на ближайшей АЗС. Она находилась в 30 километрах от завала, пришлось возвращаться в сумерках. Утром я снова приехала к месту завала и обнаружила, что трасса все еще закрыта. Жду, как и другие водители. Работает экскаваторная техника и бульдозеры, грузовики по очереди вывозят и ссыпают грунт в пропасть. Первый, пятый, двенадцатый...
Через несколько часов один из рабочих мне объяснил, что ждать бесполезно. Масштаб оползня такой, что работы здесь недели на две, а то и больше. И показывает видео в своем телефоне: огромный участок дороги завален грунтом, а склон горы продолжает обваливаться. Уже потом, через несколько дней, когда я возвращалась от Тихого океана по этой же трассе, я смогла оценить весь масштаб бедствия. Я повидала много завалов и оползней в разных горных системах земного шара, но такое увидела впервые. По обеим сторонам дороги посреди глубокой пропасти застряли люди и различный транспорт. В течение недели перед этим здесь были интенсивные и продолжительные дожди. На разных участках дороги образовались непрерывные оползни. Без связи с внешним миром осталось 14 местных общин, а это 2400 человек. Автобусы высаживали пассажиров с одной стороны обвалившейся дороги, люди пешком пробирались по склону через уже протоптанную в грунте тропинку и пересаживались на другой транспорт с противоположной стороны завала. Между двух его сторон протянули тросы, и по ним, как по канатной дороге, передают сумки с едой и другим необходимым. Легковой транспорт, конечно, разворачивается и едет в объезд. За сотни километров.
Я последовала этому примеру и тоже собралась сделать крюк в сотни километров. Движение будет перекрыто еще долго. Оползень напрочь снес примерно 150 метров дороги, и технические службы рассматривают возможность строительства моста, чтобы восстановить движение. В Эквадоре сезон дождей. И оползней.
Из-за оползня на Transversal Fronteriza Е10 я поехала к Тихому океану по объездным дорогам, через Кито и Санто-Доминго. Тоже через горы. Там нет расположенности к обвалам, но тоже туман и дожди. Проехала мимо нескольких интересных мест, куда хотела бы заглянуть, — но в дождь и туман нет смысла. Потому что главное в Эквадоре — это, конечно, природа.
На проселочной дороге больше жизни, она ведет через джунгли, деревни и фермерские хозяйства. Это как раз те самые джунгли, которые называют «туманный лес». Высотность такая, что облака стелются по макушкам деревьев. Дымка наслаивается на сочную зелень и придает окружающей обстановке загадочность. Дорога грунтовая — мокрая, скользкая. Спасает то, что спускаемся к океану. Но небольшие подъемы все же встречаются, есть вероятность, что можем застрять. Несколько раз виляла колесами. Так и скачем по грунтовым холмам вверх-вниз, вверх-вниз.
Очень много птиц. Бросаются под колеса или пролетают перед самым лобовым стеклом. Остановишься на минутку на кофе-паузу и погулять с Гретой — со всех сторон слышен птичий трепет. Разноголосье такое, как будто случаешь симфонический оркестр. В этот музыкальный строй вклиниваются фермерские петухи — перебивают, стараются перекричать.
По пути встречаю огромное количество фермерских хозяйств. Здесь настоящий молочный край — сочные пастбища, где пасутся козы, коровы, другая живность. Особенно мне нравятся живые изгороди — вдоль дороги высадили деревья и подпилили, как столбики. Между ними протянули колючую проволоку. Столбики зеленеют, отпуская новые ветки и листья. Приятное с полезным. Такие же я встречала в Коста-Рике и в Панаме.
Случайно попала на сыромолочную фабрику. Сначала заметила, что парень сушит какао-бобы. В каких-то промышленных масштабах. Зашла посмотреть, а он открывает холодильные камеры, полные сыра. Дает попробовать: в одной камере соленый, в другой без соли. Купила на полтора доллара несоленый — очень вкусный, свежайший. С таким удовольствием на очередной стоянке пью кофе с сыром и думаю — как хорошо, что я не успела позавтракать. Только кофе сварила, будто знала, что куплю по дороге сыр и устрою себе шикарный завтрак в джунглях.
Еще одно мое личное удовольствие — бамбуковые деревенские дома. Конечно, есть и деревянные, и бетонные, и сочетающие разные материалы. Почти во всех используется бамбук: из него может быть отделка стен, загоны для скота или сваи, на которых стоит дом. Но эстетическое удовольствие мне доставляют дома, построенные из бамбука полностью. Стоит такой на пригорке и радует глаз.
Так, через джунгли, мы и добрались до рыбацкой деревни у Тихого океана.