Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета.
В последнее время я не писала новые серии дневника путешествия и не публиковала новые посты в соцсетях. Это не было связано с нехваткой свободного времени или отсутствием поводов или информации. Со мной произошло то, что на испанском называется congelarse de shock — застыть, или замерзнуть от шока. Именно в таком состоянии я пребывала. В состоянии шока у меня все отупляется: чувства, мысли, энергия, тело. Я становлюсь как зомби.
Впервые осознала свою реакцию на шок именно в кругосветном путешествии, когда на нас было совершено разбойное нападение в Африке. Тогда шок сковал меня всю. Да, я могу говорить, слушать и даже что-то делать. Но совершенно не могу чувствовать. Все чувства будто заморожены где-то внутри, сжались в комок, спрятались глубоко и трясутся от страха быть обнаруженными. Потому что иначе придется чувствовать. А это больно.
В прошлый раз я провела в таком состоянии несколько недель, пока не заболела малярией и не оказалась на грани между жизнью и смертью. Я так хотела жить, так сильно цеплялась за возможность выздороветь, что пришлось вытащить наружу все, что я переживала в тот момент. Страх, отчаяние, бессилие. И этот эмоциональный всплеск помог мне выжить.
Новости 24 февраля меня застали в перуанском городе Трухильо. Этот вечер (разница во времени с Москвой — восемь часов) мы проводили вместе с известным украинским путешественником Константином и его попутчиком. Мы собирались встретиться еще в Эквадоре, но не совпали по времени. Долго состыковывались, переписывались, согласовывали свои маршруты и планы. Ребята планировали ехать на автобусе из Эквадора в Перу, но до последнего момента не было известно, откроется ли граница. И когда я узнала, что перуанская граница неожиданно открывается, сообщила об этом Константину. «О, как вовремя, а то мы уже собрались покупать билеты в Колумбию! Значит, увидимся в Перу!»
И вот мы встречаемся в Перу. Разговариваем, делимся впечатлениями и дальнейшими планами — путешественникам всегда есть о чем рассказать друг другу. Пока Косте не пришло сообщение на телефон. Мы молчали целый час, листая новостные ленты, пока в телефонах не сели батарейки. И никак не могли поверить в происходящее. Попрощались, обнялись, не понимая, что происходит, что делать и что говорить друг другу. Просто молча обнялись и разошлись.
Почти две недели я не могла прийти в себя. Ступор, бессилие и тот самый congelarse de shock. Хочется отстраниться от всего мира, не читать новости. Но рука сама тянется за телефоном. Ночью просыпаюсь каждый час — вдруг что-то изменилось? Хоть и не малярия в этот раз, осознанно «привожу себя в чувство» и заново отыскиваю в своем теле спрятанные эмоции. Потому что за две эти недели успела довести себя до истощения и потерять зрение так, что не могла сесть за руль и водить машину.
Что у меня происходит?
Пожалуй, мне повезло, что я сейчас нахожусь в Перу. Латиноамериканцы приветливы и дружелюбны. Во всяком случае до сих пор я не почувствовала на себе никакого предвзятого отношения или враждебности. Я путешествую на машине с российскими номерами, и принадлежность к России у меня буквально налицо, даже в паспорт смотреть не надо.
Да, карты российских банков за границей заблокированы. Успела снять остатки наличных денег, на какое-то время хватит. Тем более что мой бюджет во время путешествия всегда был скромным. Мы буквально живем в машине, еду я готовлю сама на своей походной кухне. Сложности в том, что Грету пришлось перевести с сухого корма на особую диету после перенесенной в Колумбии болезни, ей необходимы поддерживающие витаминные добавки и всегда свежие продукты.
Основные траты приходятся на бензин. В Перу он и так был недешевым относительно других стран. Сейчас, конечно, еще больше подорожал. Если обычно за полный бак я платила $30–40, теперь приходится тратить $60–70. Маршруты выбираю короче, логистику перемещений по стране пересматриваю с точки зрения экономии.
Друзья из США прислали немного денег по своим источникам. У меня есть возможность менять российские рубли на доллары, но на практике я ее еще не проверила. 90% моих доходов — это донаты от друзей, близких и совершенно незнакомых людей, которые следят за моей кругосветкой, сопереживают и поддерживают. Сложно представить, как будет дальше. Тем более что уже скоро предстоит возвращение в Россию. Чтобы завершить кругосветку, мне осталось добраться до самой южной точки Южной Америки и начать планировать переброску экспедиции #сГретойВокругСвета через океан. А это огромные расходы.
За время кругосветки я посетила уже 75 стран. Все разные. Везде свои традиции, устои, взгляды и взаимоотношения. Но я точно я знаю, что всех объединяет одно: каждый человек в любой стране мира хочет мира, покоя, любви, благополучия себе и своим близким. Я видела это в Нагорном Карабахе у восстановленных монастырей и когда медитировал на горе Моисея в Иордании. Когда перемещалась по Пакистану с вооруженным конвоем и на индийско-пакистанском погранпереходе во время церемонии закрытия пограничных ворот и спуска национальных флагов. Когда проезжала мимо брошенной военной техники в Анголе и у минных полей в Камбодже. Когда наблюдала в Непале за посадкой риса беженцами из Тибета и восхищалась золотыми куполами храмов Мьянмы, открывшейся после длительного конфликта. Когда слышала перестрелки в разрушенном сирийском Алеппо или нелегально снимала деньги в подсанкционном Иране.
Да и не перечислить в одном абзаце всего, что я видела за пять лет путешествия, проехав 220 000 километров по дорогам мира. Но в такие моменты хочется обнять весь земной шар.