Первая феминистка Афганистана: как королева Сорайя боролась за права женщин
Будущая королева Сорайя родилась 24 ноября 1899 года в Дамаске, столице Сирии, в семье афганского мыслителя и писателя Махмуда Тарзи. Во время второй англо-афганской войны тогдашний правитель Афганистана Абдур-Рахман и дед Сорайи оказались противниками — и семья последнего была вынуждена отправиться в Сирию в изгнание. Мать Сорайи была дочерью муэдзина знаменитой мечети Омейядов в Дамаске, построенной, по легенде, над могилой Иоанна Крестителя.
В Дамаске Сорайя провела детство, получила начальное образование. После смерти Абдур-Рахмана в 1901 году новый эмир помиловал ее семью и предложил отцу девочки войти в правительство, настроенное на реформы. Чтобы скрепить дружбу между семьями эмира и Тарзи, 14-летнюю Сорайю выдали замуж за наследника, который был старшее ее на семь лет.
В 1919 году муж Сорайи Аманулла-хан стал эмиром (с 1926 года — королем). Он добился признания независимости Афганистана, а его жена играла важную роль в модернизации страны, которая до того веками жила в соответствии с консервативными племенными традициями. Сорайя сопровождала мужа на светских раутах, на заседаниях кабинета министров и даже во время поездок в охваченные гражданской войной районы.
Работа королевы
Король Аманулла-хан публично выступал против ношения чадры и полигамии и поощрял образование девочек. В 1923 году была принята первая афганская конституция, которая гарантировала индивидуальные свободы и основные права. В числе прочего она провозглашала светское образование для обоих полов, запрещала детские браки, браки по договоренности и полигамию, а также признавала ношение чадры необязательным.
Еще в 1921 году Сорайя открыла в Кабуле начальную школу для девочек. А через семь лет ее первые 15 учениц были отправлены в Турцию для продолжения обучения. Тогда же, в 1928 году, на заседании Верховного совета король Аманулла заявил, что «ислам не требует, чтобы женщина закрывала свое тело или носила хиджаб, никаб или паранджу». По завершении его речи королева Сорайя сняла чадру, а за ней последовали жены присутствовавших официальных лиц. К тому времени королева уже занимала пост министра образования.
Сорайя помогала своей матери с изданием первого в Афганистане женского журнала «Эршад-ун-Нисван» — «Руководство для женщин», в котором публиковались статьи не только о домашнем хозяйстве, воспитании детей и моде, но и о правах женщин.
Наконец, королева помогала создать суд, где заслушивались дела женщин, которые подвергались насилию и хотели получить развод. Она сформировала специальную рабочую группу, своего рода секретную службу, состоявшую из женщин, которые наблюдали за жестокими мужьями.
Королевская чета была прогрессивнее большей части населения страны, и это в конце концов привело к кризису. Отправка учениц школы «Мастурат» для получения образования за границей была расценена как принятие западных ценностей, ведь афганская незамужняя девушка не могла путешествовать в одиночку.
Последней каплей для многих стало европейское турне королевской четы, начавшееся в 1927 году. Король и королева посетили Италию, Францию, Швейцарию, Бельгию, Германию, Великобританию и даже СССР. На фотографиях, сделанных во время путешествия, Сорайя изображена в европейской одежде, что многих в Афганистане возмущало. Некоторые источники утверждают, что британцы специально распространяли смонтированные фото, на которых королева была изображена босоногой, в племенных районах Афганистана — для дестабилизации обстановки.
Как бы то ни было, по возвращении королевской четы страна оказалась охвачена гражданской войной. В 1929 году Аманулла-хан был вынужден отречься от престола и бежал в Индию, а оттуда перебрался в Италию. К власти пришел Мухаммад Надир-шах, который под давлением племенных лидеров свернул программу реформ — в том числе закрыл школы для девочек и вновь ввел обязательное ношение чадры для женщин.
Наследие
Королева Сорайя умерла в Италии в 1968 году, через восемь лет после смерти мужа. Ее тело перевезли в Афганистан, где в тот момент правил преемник Мухаммада Надир-шаха — Мухаммед Захир-шах, взявший курс на модернизацию. При нем идеи Сорайи снова были взяты на вооружение: женщины могли получать образование и не носить чадру, получили право голосовать на выборах.
Но все достижения модернизации были вновь потеряны после падения в 1979 году поддерживаемого Советским Союзом левого правительства, а затем к власти в Афганистане пришли моджахеды и талибы. В последующие десятилетия женщины продолжали бороться за свои права — на образование, работу, участие в политике.
В 2020 году журнал Time в рамках проекта «100 женщин года» ретроспективно назвал королеву Сорайю человеком 1927 года.
В 1926 году в своей речи по случаю Дня независимости Афганистана она сказала: «Свобода принадлежит всем нам, и именно поэтому мы ее празднуем. Но с самого начала работа в нашей стране считалась прерогативой мужчин. Мы все должны принимать участие в строительстве нации, и это невозможно сделать без образования».