К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ведьма-атаманша: как Алена Арзамасская стала военачальницей во время восстания Разина

Алена Арзамасская (Фото DR)
Алена Арзамасская (Фото DR)
Личность Алены Арзамасской до сих пор вызывает споры. Для одних она «русская Жанна д’Арк», атаманша в войске Степана Разина и свободолюбивая бунтарка, бросившая вызов обществу, для других — еретичка, воровка и, наконец, ведьма, сожженная заживо за колдовство

«Старица Алена» 

О жизни Алены до восстания Степана Разина известно мало. Судя по всему, она родилась в казачьем селе Выездная Слобода недалеко от города Арзамаса (отсюда ее будущее прозвище Арзамасская). Родилась Алена в первой половине XVII века, но год ее рождения неизвестен. Родители девочки были крестьянами. Село, в котором она родилась и жила, принадлежало боярскому роду Салтыковых.

В 1649 году в России было принято Соборное уложение, которое положило начало крепостному праву. Согласно уложению, землевладелец получал право распоряжаться и имуществом, и жизнью крепостного. Женщина-крестьянка была в еще более бесправном положении, чем мужчина. Как и любого крепостного, ее могли продать или обменять. Была даже установлена фиксированная цена, за которую можно было приобрести крестьянку — пять рублей.  Примерно в ту же сумму обошлись бы покупателю четыре молодых быка. 

Когда Алена подросла, ее насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но брак продлился недолго: муж вскоре после свадьбы умер. В 19 лет Алена стала вдовой и столкнулась с домогательствами со стороны одного из помещиков. Чтобы обезопасить себя, она приняла монашеский постриг в соседнем Николаевском монастыре.  

 
Алена Арзамасская (Фото DR)

В монастыре Алена научилась читать и писать, а также собирать целебные травы и делать лекарственные смеси. Она быстро завоевала уважение местных жителей, ее даже прозвали «старица Алена». Однако монастырский быт был тяжелым, а Алена с детства отличалась независимостью, и ей хотелось большего.

В 1670 году началось восстание донского казака Степана Разина, ставшее крупнейшим среди казацко-крестьянских бунтов. Разин стал настоящим олицетворением казачьего свободолюбия, бросив вызов существующим порядкам, в том числе крепостничеству. Атаман говорил, что хочет дать свободу простым людям и восстановить справедливость. «Я пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться», — заявлял Разин. 

 

Алена вдохновилась идеями Разина и приняла решение покинуть обитель, чтобы присоединиться к восставшим. Она тайком сняла облачение, переоделась в мужскую одежду и навсегда покинула монастырь. 

Амазонка и ведьма во главе войска

Алена собрала боевой отряд из 200 или 300 человек. Информации о том, почему люди решили последовать за ней, не сохранилось. Сначала новоиспеченная предводительница повела их к Касимову, но, узнав, что на этом пути ее поджидают царские войска, повернула в сторону города Темникова, где планировала встретиться с отрядом Федора Сидорова. По дороге к Алене присоединилось еще 300 человек. Крестьяне встречали ее как освободительницу от крепостного права.  

Ходили слухи, что на самом деле Алена — ведьма. Рассказывали, будто она носила с собой особые «заговорные письма и коренья» и побеждала с их помощью. Ее также сравнивали с амазонкой, которая «превосходила мужчин своей необычной отвагой». Девушка отрезала волосы, носила доспехи и продолжала одеваться, как мужчина. Есть версия, что отряд бывшей монахини не знал, что их ведет в бой женщина, потому что Алена скрывала свой пол. 

 
К. Смирнов «Бой Алены Арзамасской» (Фото DR)

Считается, что «старица» и правда лично участвовала в сражениях и фактически играла роль казачьего атамана. Впрочем, некоторые современные исследователи участие бывшей монахини в битвах в качестве военачальника ставят под вопрос, в том числе и потому, что казачьим атаманом мог быть только мужчина. Вплоть до XX века Алена оставалась единственной женщиной, которой приписывали атаманский статус. 

Войско атаманши постепенно росло, и в конце концов под началом Алены оказалось более 2000 человек. Алена взяла под свой контроль Темников и начала управлять им как градоначальница. В городе к «разинцам» отнеслись не слишком восторженно. «Тогда преступники делились на два вида. Тать —  это, как сказали бы сейчас, уголовники и воры,  те, кто совершил преступления против государства, — рассказывал краевед из Темникова Сергей Бахмустов, — повстанцы (такие как Алена и ее люди. — Forbes Woman) считались ворами. Не исключено, что некоторые из них занимались самым примитивным разбоем». 

Сопротивление и плен

В Темникове Алена поселилась в бывшей резиденции местного воеводы. Вместе с Федором Сидоровым ей удалось удерживать контроль над городом больше двух месяцев. Как градоначальница, Алена заботилась о горожанах, в частности организовала лечение раненых. Были установлены новые городские порядки: все вопросы решались сообща, во время общих собраний. 

Правление Алены, однако, было недолгим. 30 ноября 1670 года царские войска атаковали восставших, находившихся в тот момент в 15 километрах от Темникова. Повстанцы проиграли, и город остался фактически без защиты. Царский воевода Волжинский вошел в город. Оставшиеся в городе «разинцы» сдаваться не хотели. В их числе была и Алена, которая спряталась в церкви и стала обороняться.

«Она продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена», — писал современник Арзамасской немец Иоганн Фриш, собиравший свидетельства о восстании Степана Разина. 

 

По словам Фриша, когда солдаты Долгорукова нашли лук Алены, никто из них не смог его до конца натянуть — такой тугой оказалась тетива.  Плененную Алену признали воровкой и еретичкой. При ней нашли некие коренья, которые посчитали ведьмовскими снадобьями, и к прочим обвинениям прибавилось еще одно — в колдовстве. Считается, что в России, в отличие от Европы, не было охоты на ведьм, но на самом деле борьба с колдунами все же велась, а ведуний так же сжигали на кострах. 

Жестокое наказание за колдовство 

«Женским» колдовством считались ворожба и знахарство — последним как раз занималась Алена. Народный страх перед колдуньями хорошо описывает миф об Иване Грозном. Ходило предание, что царь хотел избавить страну от безбожия и решился уничтожить ведьм и якобы приказал сообщать о ведуньях. Некоторые женщины оказались жертвами доносов. Их привезли в Москву со всех концов страны и посадили в тюрьмы. Затем колдуньи были собраны на одной из площадей и сожжены.  

В 1653 году, уже при Романовых, был введен прямой царский запрет на колдовство, в котором говорилось: «Хто учнет коренья держать и травы держать и траву чинить и костьми ворожить, хто учнет к ворожом ходить, того б государь великои жестоко казнил без пощады». По словам доктора исторических наук Надежды Беловой, «обвинения в колдовстве нередко становились способом расправы с опасными государственными преступниками, включая женщин».  «В Московском государстве в XV–XVII веках колдовство считалось одним из наиболее опасных религиозных преступлений, — объясняет она. — По этой причине уличенные в любом из видов чародейства женщины наравне с мужчинами подвергались преследованию со стороны как духовной, так и светской власти, а наказание виновных отличалось особой суровостью». 

После того как Алену Арзамасскую начали подозревать в колдовстве, шансов выжить у нее не осталось. Сначала атаманшу пытали, а затем приговорили к сожжению заживо. По словам одного из свидетелей, перед казнью Арзамасская  «выразила желание, чтобы побольше лиц вели себя подобно ей и дрались также храбро, как она». «Ее мужество проявилось также во время казни, — рассказывал в своих «Поучительных беседах» Иоганн Фриш. — Когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнула за собой крышку и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука». 

 

Алена Арзамасская осталась в истории Мордовии как народная героиня, а ее история начала ассоциироваться с судьбой Жанны д’Арк. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+