К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мать «Стар Трека» и бабушка Netflix: как Люсиль Болл изменила мир сериалов

Люсиль Болл (Фото Getty Images)
Люсиль Болл (Фото Getty Images)
Многие современники запомнили Люсиль Болл как талантливую комедийную актрису. Но она также была успешной предпринимательницей и инноватором. Люсиль Болл стала первой женщиной, которая возглавила крупную продюсерскую компанию в Голливуде, запустила ставший легендарным сериал «Стар Трек» — и изменила сериальную индустрию, приблизив ее к той, которую мы знаем и любим сегодня

Люсиль Болл родилась 6 августа 1911 года в городе Джеймстаун, штат Нью-Йорк. Отец умер от тифа, когда девочке было всего три года, а мать была беременна ее братом. Спустя четыре года мать Люсиль снова вышла замуж, за Эдварда Петерсона, и они с отчимом уехали искать работу в другом городе, а дети остались на попечении родителей нового мужа. Семья Петерсонов и ограничивала Болл в самовыражении, и в то же время помогла обнаружить ее будущий актерский талант.

Дело в том, что бабушка и дедушка Люсиль были шведскими протестантами — они настолько избегали любых соблазнов, в том числе тщеславия, что убрали из дома все зеркала, кроме маленького зеркала в ванной над раковиной. Перед ним будущая актриса и крутилась, когда ее застали за этим занятием Петерсоны, — они жестко наказали Люсиль за самолюбование. Это не сказалось на стремлении оказаться перед камерой, хотя, добившись успеха, Болл часто в интервью вспоминала этот эпизод как травматичный.

А отчим Люсиль состоял в масонском обществе Shriners, чьи ритуалы больше походили на красочные шоу, — и, когда им на подпевку требовались девочки, приводил туда свою падчерицу. Этот опыт помог Болл понять, что сцена может стать для нее дорогой к признанию и восхищению. Она захотела даже не столько стать актрисой, сколько попасть в шоу-бизнес.

 

В 14 лет Люсиль стала встречаться с местным 21-летним хулиганом. И ее мать решила отправить дочь в Нью-Йорк на актерские курсы. Это было финансово непростое событие для семьи, но, по мнению матери, могло разлучить дочь с неподходящей пассией — и ради этого она смогла найти деньги на учебу. Так в 1925 году Люсиль Болл попала в «Школу драматического искусства» известного голливудского актера, режиссера и продюсера Джона Мюррея Андерсона.

Сериал «Я люблю Люси», 1956 год (Фото AP·TASS)

Старт категории В

Нельзя сказать, чтобы старт карьеры Болл был каким-то ошеломительным. На курсах в Нью-Йорке в 1925 году ей прямым текстом сказали, что она не добьется успеха в шоу-бизнесе. Но девушка была упорной: повзрослев, она вернулась в Нью-Йорк в 1928 году — решила доказать учителям, что те были не правы.

 

Чем только не занималась Люсиль — ей были интересны самые разные работы в индустрии развлечений, моде, рекламе. Она была моделью у дизайнера Хэтти Карнеги, которая научила девушку из небогатой семьи носить одежду за тысячи долларов с непринужденным видом. Рекламировала сигареты Chesterfield и подпевала в хоре на Бродвее. В 1930-х годах Болл переехала в Голливуд, чтобы сниматься в кино — но получалось у нее быть звездой лишь в фильмах категории В, за что ее даже прозвали королевой B. 

Личная жизнь складывалась чуть более успешно. В 1940 году Люсиль познакомилась на съемках со своим будущим мужем, американским актером кубинского происхождения Деси Арназом. Любовная история развивалась стремительно, и в том же году пара поженилась. Правда, уже в 1944 году они чуть не развелись: Арназ изменял жене, к тому же много пил, — Болл не выдержала и подала на развод. Правда, потом дала мужу еще один шанс — и это оказалось верным решением не только для личной жизни, но и для карьеры молодой женщины.

Сама себе продюсер

Не зовут сниматься в топовые фильмы и ТВ-шоу? Значит, нужно создать его себе самой! Примерно так рассуждала Люсиль, когда они с мужем основывали свою продюсерскую студию.

 

К тому моменту Болл была звездой радиошоу «Мой любимый муж». В 1950 году руководство канала CBS обратилось к актрисе с предложением сделать ТВ-версию сериала. У Люсиль было одно условие: она хотела, чтобы ее реальный муж играл мужа сериального. Продюсеры канала отказались — им не нравилось, что Арназ кубинец. Тогда пара пошла ва-банк: они основали собственную продюсерскую компанию Desilu Productions — кстати, это была первая независимая продюсерская ТВ-студия — и на собственные накопления в $5000 сняли пилотную серию нового шоу. Назвали его «Я люблю Люси». Сериал оказался востребован у зрителей — а Арназ и Болл стали не только популярными актерами, но и собственными начальниками. Такая модель работы была не характерна для Голливуда или ТВ-индустрии тех времен: обычно канал сам снимал свои шоу, а тут продюсерами стали сторонние люди — и они же владели правами на сериал.

Впрочем, в те времена это имело не так много смысла. С помощью права на ТВ-продукт можно было, например, прекратить его производство, но нельзя было продать старые серии и получить за это круглую сумму. Все потому, что тогда еще не умели записывать передачи и сериалы — почти все шло в прямом эфире. Записать тот же сериал можно было лишь на пленку, направив кинокамеру на экран, — однако это сильно удорожало производство шоу, поэтому массово не использовалось.

Студия Desilu Productions располагалась в Голливуде, в то время как большинство зрителей «Я люблю Люси» жили на другом побережье — и в другом часовом поясе. Как решить вопрос с трансляцией записи? Люсиль и ее муж предложили делать записи на пленку — а для того, чтобы решить вопрос с лишними затратами, согласились пожертвовать частью своих зарплат. Это окупилось: позже супруги продали 180 эпизодов сериала каналу CBS, чтобы те могли показывать их в повторе, — и заработали на сделке $5 млн, что эквивалентно сегодняшним $19,5 млн.

На эти средства продюсерская студия Болл и Арназа приобрела RKO Studios — продакшен, в котором раньше работала Люсиль. Совместными усилиями они произвели такие популярные сериалы, как «Шоу Дика Ван Дайка», «Шоу Энди Гриффита» и «Мои три сына». Это вывело Desilu Productions на новый уровень: уже не просто первая независимая, но и финансово состоятельная продакшен-студия.

Однако настоящий успех ждал студию уже в 1960-х, когда Болл возглавила компанию в одиночку.

 
Продюсерская студия Болл и Арназа приобрела RKO Studios — продакшен, в котором раньше работала Люсиль (Фото Getty Images)

Крестная мать «Стар Трека»

В 1960-м Болл все же развелась с мужем — его пьянство и постоянные разногласия пары, которые выливались в скандалы прямо на съемочной площадке, не позволяли дальше оставаться вместе. Люсиль долго не страдала — снова вышла замуж спустя год и спокойно продолжала сниматься в своем новом сериале «Шоу Люси», режиссером которого стал бывший муж. Однако для Арназа это было слишком, и в 1962 году он отошел от дел, продав экс-супруге свою долю в компании за $2,5 млн. Так Люсиль Болл стала первой женщиной, которая владела и руководила крупным продюсерским центром в Голливуде.

Времена у студии тогда, правда, были не лучшие — прибыль падала, срочно требовался новый хит. Болл сделала верный предпринимательский ход: наняла на должность своего вице-президента опытного продюсера — бывшего сотрудника канала CBS Оскара Каца. Именно он настаивал на том, что компания должна наращивать свое присутствие на рынке ТВ-продакшена — ведь крупные голливудские студии, ранее производившие только кино, уже нащупали прибыльную нишу в виде сериалов и стремились занять и ее. 

В 1964 году один из продюсеров Desilu принес Люсиль идею нового шоу — космического вестерна под названием «Стар Трек». Идея была очень неожиданной, рискованной, и в совете директоров компании многие отнеслись к ней скептически. Но не Люсиль — она поддержала идею и согласилась снять пилот, убедив в его необходимости других руководителей продакшена. Более того: когда первый пилот «не взлетел», она выделила деньги на второй — неслыханное дело для индустрии. Именно благодаря настойчивости Болл зрители со второго раза смогли оценить «Стар Трек», который впоследствии стал культовым сериалом. В документальном шоу The Center Seat, посвященном истории «Стар Трека», Люсиль прямо называют матерью легендарного космического вестерна.

Вышла из бизнеса Люсиль Болл так же уверенно, как и вошла в него. После запуска «Стар Трека» и другого успешного сериала, «Миссия невыполнима» — на его основе позже снимут популярную кинофраншизу, студия Desilu снова стала приносить прибыль. Тогда Люсиль продала компанию гиганту Paramount Studios за $17 млн. До самой смерти она оставалась в шоу-бизнесе: снялась еще в нескольких ситкомах, вела комедийные телепередачи — однако ее самым революционным успехом все же можно назвать ее продюсерский бизнес, который перевернул представления о женщинах в Голливуде.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+