К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Юмор — это серьезно: как маленькая шутка может укрепить авторитет и повысить статус

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Что станет с бизнесом, если добавить в него немного шутливости, легкости и непринужденности? Об этом рассказывают преподаватели курса по юмору в Высшей школе бизнеса Стэнфорда Дженнифер Аакер и Наоми Багдонас в книге «Юмор — это серьезно. Ваше секретное оружие в бизнесе и жизни» (вышло в издательстве «МИФ»). Forbes Woman публикует главу из книги

Для Наоми первый опыт использования юмора в профессиональной среде, где ставки высоки, пришелся на ситуацию почти катастрофическую. Все началось (как любая подобная история) в конференц-зале. Наоми только начинала свою карьеру в The Deloitte Greenhouse, спецгруппе консультантов по стратегии, которая разрабатывала и проводила семинары для ключевых клиентов Deloitte. Ее попросили провести тренинг по командной динамике для группы руководителей, большинство из которых были старше ее на 15–20 лет.

Молодая (сравнительно) Наоми плыла в одиночку на самодельном плоту в море твидовых блейзеров.

Один из этих блейзеров «в елочку», некий Крейг, на протяжении всего семинара занимался позерством, демонстрируя нарочитую отстраненность и скептический настрой. Сцепив руки за головой, расслабив плечи, он так вальяжно откинулся на спинку кресла, что это создавало напряжение и в атмосфере, и в пружинах Steelcase, удерживающих конструкцию. Мужчина явно претендовал на роль альфа-самца группы, давая понять любому человеку — или примату, если на то пошло, — кто обладает самым высоким статусом в конференц-зале в тот день.

 

Наоми как раз объясняла, как адаптировать стиль общения к тому или иному характеру, когда Крейг прервал ее:

— Нельзя ли сразу перейти к той части, где вы просто научите меня, как заставить мою команду делать то, что я хочу?

 

Зал напрягся.

Все головы медленно повернулись от Крейга к Наоми. Не раздумывая она игриво парировала:

— Отличный вопрос, Крейг. Вы о моем семинаре по контролю над разумом? Он пройдет на следующей неделе, и вы можете присоединиться.

 

Последовала долгая пауза, во время которой Наоми задавалась вопросом, не разрушила ли она только что свою карьеру. Но тут комната взорвалась смехом, и все взгляды снова обратились к Крейгу.

Наличие чувства юмора — способность не только генерировать юмор, но и ценить его — коррелирует с показателями интеллекта

Его реплика была резкой, вызывающей, граничащей с неуважением. По динамике в аудитории было ясно, что Крейг не привык к тому, чтобы ему бросали вызов — тем более «молодые выскочки». И все же он улыбался — впервые за весь день.

— Уважаю, — сказал он, снова раскачиваясь в кресле. — Можете продолжать.

— Спасибо, — ответила Наоми. — Я как раз собиралась это сделать.

Почти сразу же энергетика изменилась. До конца семинара Крейг оставался вовлеченным в процесс и уважительным, и его команда следовала примеру босса. Атмосфера разрядилась, все стали выступать более свободно и непринужденно, предлагая существенно лучшие идеи. Наоми тоже расслабилась, и это благотворно сказалось на качестве подачи материала. Более того, Наоми наконец-то почувствовала себя собой, настоящей, и состояние страха сменялись состоянием присутствия, вовлеченности и потока.

 

После семинара Крейг и Наоми перекинулись парой слов о ее карьере, и мужчина, казалось, пребывал в хорошем настроении. Позже она узнала, что Крейг отправил ее CEO отзыв, в котором похвалил семинар и лично Наоми за проницательность и умение управлять аудиторией. Такой жест с его стороны привел в движение цепочку событий, которые открыли перед ней новые двери в карьере.

Во многом благодаря глупой маленькой шутке о контроле над разумом.

...Или это и был контроль над разумом?

Ключевая концепция в отношении юмора — его связь со статусом. В ходе одного исследования наши коллеги из «Второго города» — Брэд Биттерли, Морис Швейцер и Элисон Вуд Брукс — набрали участников для написания и представления отзывов для VisitSwitzerland, вымышленной швейцарской туристической компании. Впрочем, группа не знала, что первые два «участника», прочитавшие свои отзывы, были ассистентами-исследователями. Их заранее написанные работы были наполовину серьезными, наполовину юмористическими (сравните обстоятельный комментарий: «Горы отлично подходят для катания на лыжах и пеших прогулок. Потрясающий отдых!» и шуточный: «Горы отлично подходят для катания на лыжах и пеших прогулок, а флаг — это большой плюс!»).

 

Когда участников попросили оценить докладчиков по нескольким критериям, те, кто представил юмористический отзыв, были восприняты на 5% компетентнее, на 11% увереннее в себе и на 37% выше по статусу.

Другими словами, пустой каламбур из пяти слов в конце отзыва существенно изменил вектор мнений.

Юмор влияет не только на восприятие нами других людей, но и на то, как мы к ним относимся. В этом же исследовании, когда участников попросили выбрать лидера группы для последующего задания, у ассистента, составившего смешной отзыв, оказалось значительно больше шансов победить в голосовании лишь благодаря этой (не особенно удачной) шутке.

Точно так же в эпизоде с Крейгом на семинаре Наоми использовала толику юмора, чтобы продемонстрировать смелость, уверенность и живость ума, повышая свой статус в глазах слушателей и укрепляя свой авторитет.

 

Впечатляя интеллектом

Неоднократно подтверждено, что наличие чувства юмора — способность не только генерировать юмор, но и ценить его — коррелирует с показателями интеллекта.

В своем вдохновенном исследовании психологи Дэниел Хауриган и Кевин Макдональд попросили участников придумать юмористические ответы на нелепые вопросы («Если бы вам представилась возможность на один день превратиться в другое животное, кем бы вы не хотели быть и почему?»), а также нарисовать «самое смешное, самое забавное, какое только сможете придумать, животное». Затем группа анонимных судей оценила рисунки и истории участников по критерию юмора. Участники, чьи материалы сочли самыми смешными, ранее получили высшие баллы в проведенных тестах на общий интеллект.

В стремлении сойти за умника можно носить очки в толстой оправе, читать комиксы, припрятанные под обложкой увесистого словаря, или притворяться, будто у вас нет телевизора, но юмор — это признак интеллекта, который невозможно подделать. Как говорит Тина Фей: «О том, насколько умен человек, всегда можно судить по тому, над чем он смеется».

Мало того что юмор помогает нам повысить статус и выглядеть интеллектуалами, это еще и мощный инструмент влияния там, где меньше всего мы на него рассчитываем: за столом переговоров.

 

В одном эксперименте исследователи Карен О’Куин и Джоэл Аронофф поставили перед участниками задачу договориться с «артдилером» (научным ассистентом) о цене покупки произведения искусства. Половина ассистентов сделали окончательное предложение, цена которого значительно превышала последнюю ставку участников, заявляя: «Мое окончательное предложение — X». Другая половина предложила такую же высокую цену, но сопроводила свое заявление улыбкой: «Мое окончательное предложение — X... и, так и быть, добавляю к нему своего любимого лягушонка» .

Вот в чем фокус: за окончательные предложения, сопровождаемые шуткой про лягушонка, покупатели были готовы выложить сумму в среднем на 18% больше. Мало того, покупатели позже сообщили, что им больше понравился ход переговоров и они не чувствовали скованности в общении с продавцом.

Только вдумайтесь: участники отвалили больше денег и ушли с торгов более довольные как ходом переговоров, так и общением с продавцом, — в отличие от тех, кто заплатил меньше. И все благодаря улыбке и веселому комментарию.

В другом исследовании переговорного процесса, проведенном учеными Терри Куртцбергом, Шарлем Накеном и Любой Белкин, участников разбили на пары и дали роли рекрутера или соискателя работы. В ходе эксперимента им предстояло провести переговоры по электронной почте о компенсационном пакете при трудоустройстве, каждый элемент которого (зарплата, бонусы, страховое покрытие, продолжительность отпуска) имел значение, выраженное в баллах. Цель состояла в том, чтобы пройти собеседование, набрав большее количество очков. В «веселой» группе один человек из пары (либо рекрутер, либо соискатель) до начала эксперимента переслал партнеру комиксы о Дилберте на тему переговоров.

 

Оказалось, что участники, посмотревшие комиксы, получили на 33% больше баллов, чем их коллеги по эксперименту, кроме того, пары в «веселой» группе сообщили о более высоком (на 31%) доверии друг к другу и испытали на 16% больше удовлетворения от того, как прошли переговоры в целом .

Юмор очаровывает и обезоруживает. Даже небольшие проявления легкомыслия могут решить судьбу переговоров, отчасти потому, что зажигают искру в отношениях. И когда мы общаемся по-человечески, зачастую получаем гораздо больше ожидаемого. 

Выделяясь и западая в память 

Юмор, помимо всего прочего, помогает нам запоминать. Наполняя «центр удовольствия» в мозге нейромедиатором дофамином, юмор способствует более глубокому сосредоточению и долгосрочному удержанию информации. Другими словами, юмор делает контент более привлекательным в настоящий момент и более запоминающимся постфактум.

Этот вывод проиллюстрирован в опросе Pew Research, который показал, что зрители юмористических новостных шоу, таких как Daily Show и The Colbert Report, помнили больше фактов о текущих событиях по сравнению с теми, кто черпал информацию из газет, кабельных или сетевых каналов . И в ходе исследования ученые обнаружили, что участники, посмотревшие юмористический ролик перед прохождением теста на краткосрочную память, вспоминали в два с лишним раза больше информации по сравнению с теми, кто просто сидел и ждал начала тестирования .

 

Это работает и в классе: исследование, проведенное Авнером Зивом и опубликованное в Journal of Experimental Education, показало, что учащиеся, которым подавали учебный материал с юмором, сохранили больше полученных знаний и набрали на 11% больше баллов на выпускных экзаменах .

Вот почему политики нередко включают профессиональных комиков в число своих спичрайтеров. Выступая с посланием к Конгрессу в 2011 году, президент Обама прокомментировал необходимость повышения эффективности работы правительства следующим примером: «Министерство внутренних дел отвечает за лосося, пока тот находится в пресной воде. Находясь в соленой воде, он переходит в ведение министерства торговли». После паузы президент добавил: «Я слышал, после копчения лосося дело еще больше усложняется».

Зал взорвался смехом.

NPR спросил своих слушателей, какие три слова они бы выделили в послании президента. Можете угадать слово, чаще всего звучавшее в ответах?

 

Как говорит комик Джон Шерман: «Если люди смеются, это значит, что они внимательно слушают». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+