К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Если есть возможность, нужно пользоваться»: как женщины покоряют архитектурный рынок

Тамара Мурадова, основательница бюро Archiproba Studios / Фото: Эрик Панов, продюсер: Софья Бронтвейн, сет-дизайн: Маргарита Костенко, стилист: Мария Пепелова, мейк-ап: Анастасия Кириллова (Armani Beauty), стилист по волосам: Татьяна Матронина (Aldo Coppola Весна)
Тамара Мурадова, основательница бюро Archiproba Studios / Фото: Эрик Панов, продюсер: Софья Бронтвейн, сет-дизайн: Маргарита Костенко, стилист: Мария Пепелова, мейк-ап: Анастасия Кириллова (Armani Beauty), стилист по волосам: Татьяна Матронина (Aldo Coppola Весна)
Женщины до сих пор составляют меньшинство среди архитекторов, но их положение на рынке постепенно меняется. Forbes Woman поговорил с четырьмя героинями, которые создали собственные архитектурные бюро и проектируют общественные пространства, офисы крупных компаний и интерьеры мишленовских ресторанов
На Дарье: топ Celine, кожаный тренч Dolce & Gabbana, сапоги Kiton — все ЦУМ

Дарья Белякова, основательница бюро Arch(e)type

Дарья Белякова родилась в Москве, выросла в районе Тверского бульвара и Никитских ворот и с детства была влюблена в город. Уже в третьем классе она решила, что хочет связать свою жизнь с дизайном. По словам Дарьи, в какой-то момент пришло желание сделать мир лучше и красивее. После школы она уехала получать образование в Миланский политехнический институт, а затем — в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. С первого курса Белякова набивала руку и подрабатывала на разных проектах.

В 2015 году она основала архитектурно-дизайнерское бюро Arch(e)type, где собрала международную команду архитекторов и дизайнеров из Москвы, Лондона и Токио. Белякова признается, что всегда боялась упустить время, поэтому свое дело открыла еще во время обучения в Англии, когда ей было 23 года. «Если есть возможность, нужно ею пользоваться и максимально сокращать свою дорогу к цели. Я сразу привлекла сильных людей в команду, чтобы делать достойные проекты», — рассказывает архитектор. Сегодня в компании работают 30 человек.

Белякова всегда хотела работать в Москве, так как в России свободный рынок и большие возможности. Первыми клиентами были друзья, которым Дарья проектировала квартиру. А первым крупным заказом для бюро стал московский офис компании McKinsey, генеральный директор которого знал Белякову через общих знакомых. Он пригласил ее посмотреть помещение, но Дарья не была уверена в своих силах и отказалась от проекта, посоветовав несколько других бюро. Однако заказ все-таки достался Arch(e)type. Дело было под Новый год, итальянский визовый центр не дал Беляковой визу, планы на праздники рухнули, и она осталась одна на даче. Из интереса решила заняться планировкой офиса и после праздников отправила наработки в компанию. «Планировка получилась и концептуальная, и эффективная: она позволяла снизить площадь арендуемых помещений, но значительно увеличить количество рабочих мест», — рассказывает Белякова. Концепция понравилась, и Arch(e)type получило контракт.

 

Сегодня бюро делает акцент на больших архитектурных проектах. Например, работает над жилым комплексом «Level Нагатинская», площадь которого — 64 000 м2. Недавно Arch(e)type выиграло конкурсы на проектировку двух жилых комплексов в Москве. Площадь одного из них превышает 500 000 м2. «У нас нет типовых решений. Важно, чтобы у каждого проекта была своя идея, вокруг которой развивается все проектируемые пространство», — считает архитектор. 

Дарья Белякова не остановилась на одном бизнесе и стала сооснователем мебельной компании Archipélago. Также она развивает ювелирный бренд Joser. «Я хотела себе определенное кольцо, но не смогла найти ничего похожего в магазинах. Решила сделать его сама, так появилась целая коллекция», — рассказывает она. Продукция брендов разрабатывается командой Arch(e)type.

 
На Тамаре: серьги Bottega Veneta, свитер, юбка и сапоги Loro Piana, ремень Celine — все Третьяковский проезд

Тамара Мурадова, основательница бюро Archiproba Studios

Все события в карьере Тамары Мурадовой, по ее собственным словам, — это череда позитивных случайностей, начиная с выбора профессии. В 10-м классе она гуляла по центру Москвы и, проходя мимо здания МАРХИ, была буквально заворожена его красотой. Тамара поняла, что именно здесь хочет учиться. После МАРХИ Мурадова окончила Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». 

Тамара рассказывает, что на старте карьеры ее не раз увольняли. «Я плохой наемный сотрудник, во мне очень развиты лидерские способности, и мне сложно просто следовать за своим боссом, особенно если я с ним в чем-то не согласна», — рассуждает она. В 2011 года Мурадова стала работать на себя и поначалу занималась дизайном квартир и частных домов для своих знакомых. Спустя два года она основала бюро Archiproba Studios.

В 2014 году друг предложил ей сделать дизайн пространства DI Telegraph — это был первый знаковый проект, после которого Мурадову заметили на рынке. Она говорит, что никогда не искала клиентов, а новые заказы появлялись благодаря сарафанному радио. Сегодня Archiproba занимается обустройством общественных пространств. Работая с историческими зданиями, Мурадова как бы перепрограммирует пространство, сохраняя аутентичные материалы и выводя их на первый план.

 

«У нас формат бутик-студии. В команде постоянно задействованы три человека, часть людей мы нанимаем под конкретные задачи. Мы делаем мало, только интересные кейсы», — рассказывает Тамара. За время работы студия сделала несколько крупных проектов. Среди них реконструкция МХАТа имени Горького, ресторан Regent by Rico, реконструкция ДК в Железноводске и гастробара Alma в Москве, центр просвещения Luminary в Дагестане и офис компании Gemcorp в Лондоне. 

«Я никогда не повторяюсь, каждый раз изобретая новую вселенную. Это очень интересно. Если ты находишь свою нишу и твоя работа приносит тебе огромное удовлетворение, то все получается», — говорит Мурадова. 

На Наталье: жакет Dolce & Gabbana, брюки Celine — все Третьяковский проезд

Наталья Белоногова, основательница NB Studio 

С детства у Натальи Белоноговой было много увлечений и интересов, поэтому выбор профессии дался нелегко. Она хотела стать то физиком, то биоинженером. Дома у Натальи всегда царила творческая атмосфера, а родители часто говорили о своей работе. Папа был инженером подъемных кранов, мама — конструктором в Доме моделей. «После школы, когда надо было решить, куда поступать, папа спросил меня, что будет моим хобби. Я ответила, что хотела бы рисовать. И тогда он мне посоветовал сделать это своей профессией», — вспоминает архитектор. Белоногова прислушалась к совету и поступила в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица. 

В процессе обучения она поняла, что хочет заниматься оформлением интерьеров, и начала пробовать свои силы, делая дизайн квартир для знакомых. Благодаря сарафанному радио у нее было достаточно заказов. Постепенно все больше интересных проектов стало появляться в Москве, поэтому Наталья приняла решение перебраться в столицу. В 2005 году она основала здесь архитектурное бюро NB Studio. Сегодня в студии работает 15 человек. Первым крупным проектом стал офис компании Yota — заказ достался от знакомого питерского архитектора, который не хотел брать маленький проект. «Сначала мы оформили небольшую площадь в 100 м2, компании понравился результат, и нам дали еще 1800 м2. Так открылся ящик Пандоры», — шутит архитектор. Вторым нашумевшим проектом бюро стал магазин 3.14 Project.

Сегодня NB Studio специализируется на разработке дизайна для ресторанов по всему миру, в том числе таких, как White Rabbit, «Горыныч», SHE, Novikov, «Северяне» в Москве, Jacopo и Verde в Париже, Sho в Киеве и Seafood Room в Гонконге. «Я очень люблю принимать гостей. Накрыть стол на 15–20 человек. Шум, гам, табор вокруг. Друзья говорили мне, что я должна делать рестораны. Круто, что когда-то ко мне пришел Аркадий Новиков, вдохновившись моими работами, и сказал, что пора начинать», — делится Белоногова. 

 

Помимо ресторанов, ее вдохновляет современное искусство и красивые отели. Без посещения музея не проходит ни одно путешествие — многие идеи рождаются именно там. Например, интерьер ресторана Jacopo на Елисейских Полях был придуман после того, как в одной из галерей Лос-Анджелеса Наталья увидела картину Марка Ротко. Какие-то идеи идут в стол и ждут своего часа. Несмотря на то что все проекты очень разные, Наталья признается, что подчас ее почерк выдает бетон, который она любит использовать в интерьере. 

«Я счастливый человек. Недавно я сдавала анализы, так вот уровень серотонина у меня просто зашкаливает. Я чувствую себя на своем месте», — говорит она. 

На Валерии: пиджак, водолазка, юбка и сапоги Jil Sander — все ЦУМ

Валерия Дзюба, креативный директор и руководитель студии NIDO

В архитектуру Валерия Дзюба пришла уже в сознательном возрасте. «По первому образованию я специалист по внешнеэкономической деятельности, поэтому менеджмент и процессы ведения бизнеса меня не пугают. После университета я успела поработать в крупных компаниях и оценила все плюсы и минусы большой структуры», — рассказывает Дзюба. Спустя пять лет работы Валерия решила сменить профессию и поступила в Международную школу дизайна.

В 2016 году она основала архитектурное бюро NIDO и занялась проектированием частных интерьеров. «Несмотря на то что в студии работают только девушки, наши проекты часто называют «мужскими». Мы минималисты и стараемся всегда добиваться максимально чистых и выверенных решений. Внутри команды мы называем наш стиль «прогрессивный минимализм»», — рассказывает архитектор. По словам Валерии, основа проектов NIDO — структура, архитектурные принципы и абсолютная рациональность.

 

Долгое время студия делала упор на жилые проекты, разрабатывая дизайнерские решения для частных заказчиков. Сегодня компания смотрит в сторону B2B. «Ключевым в уходящем году для нас стало сотрудничество с одним из российских модных брендов, мы разработали совершенно новый дизайн магазинов марки и с нетерпением ждем их открытия, — делится Валерия. — Также в настоящий момент ведутся переговоры о проекте для крупного застройщика».

В команде работает шесть человек — для Валерии важно сохранять камерность рабочего процесса внутри студии. 

«Чем сложнее задача, тем интереснее процесс. Спрос на наши проекты превышает наши возможности. Это дает свободу выбора», — говорит основательница студии. Осенью в архитектурном издательстве Tatlin вышла книга о NIDO, куда вошли лучшие проекты бюро.

За помощь в осуществлении съемки благодарим компанию Mercury.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+