Как дочь богатейшего человека Испании будет управлять брендами Zara и Oysho
Марта Ортега, дочь богатейшего человека Испании, основателя компании Inditex Амансио Ортеги, ведет замкнутый образ жизни. Едва ли не единственный раз, когда она привлекла внимание СМИ, — это когда в ноябре 2018 года вышла замуж за модельного агента Карлоса Торретту (вскоре он вышел на работу в Inditex, где теперь отвечает за коммуникации) и устроила по этому поводу вечеринку, которая обошлась в €20 млн.
Через два года, 30 ноября 2021 года стало известно, что Марта возглавит совет директоров Inditex. В пресс-релизе это назначение назвали завершением процесса «смены поколений». «Я живу и дышу этой компанией с детства. Я всегда говорила, что посвящу свою жизнь развитию наследия моих родителей», — прокомментировала свое назначение сама Марта Ортега. Однако инвесторы встретили новость со скепсисом: акции Inditex за сутки упали на 6%, уменьшив состояние Амансио Ортеги более чем на $3 млрд.
Inditex владеет Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull & Bear и другими известными брендами одежды. У компании 6600 магазинов на пяти континентах и более 170 000 сотрудников. Годовой объем продаж составляет $16,7 млрд. Это один из крупнейших налогоплательщиков Испании, на долю которого в 2019 году приходилось 2% от общей суммы налогов, взимаемых с юрлиц.
Решение, принятое по инициативе самого Амансио Ортеги и действующего председателя совета директоров компании Пабло Ислы, возвращает компанию под контроль семьи. В 2005 году Амансио Ортега оставил пост CEO Inditex, передав его Пабло Исле. Тот за свою карьеру успел побыть госслужащим, топ-менеджером банка Banco Popular Espanol, президентом табачной компании Altadis. Придя в Inditex, он начал мощную экспансию как в оффлайне — открывал в среднем по магазину в день, — так и онлайн. Особенно успешным аналитики считали продвижение на азиатском рынке. В 2011 году Амансио Ортега окончательно отошел от дел (но сохранил почти 60% акций Inditex), а Пабло Исла стал не только CEO, но и председателем совета директоров.
Уже тогда некоторые СМИ писали, что назначение Ислы временное, а в планах у Ортеги передать компанию дочери, как только она наберет достаточно опыта. Тем не менее в последующие 10 лет Исла бессменно руководил компанией и в 2017 году даже занял первое место в рейтинге самых эффективных CEO журнала HBR. В том же году Марта Ортега впервые появилась на собрании акционеров, которое ежегодно проводится в штаб-квартире Inditex в городе Артейхо.
Жизнь в Zara
Амансио Ортега основал швейную фабрику в 1963 году, а в 1975-м открыл первый магазин Zara. Тогда же он развелся с Розалией Мерой, вместе с которой строил бизнес, и женился на Флоре Перес — она работала продавщицей в том самом магазине, а ранее была гладильщицей на фабрике. От первого брака у Ортеги остались дочь Сандра и сын Маркос, во втором в 1984 году родилась дочь Марта.
В детстве она не осознавала, что ее отец управляет одним из крупнейших семейных бизнесов в Испании, — знала только, что он как-то связан с модой и много путешествует. В 10 лет начала заниматься верховой ездой и позже даже стала чемпионкой Испании. В 2000 году Амансио Ортега построил в городе Артейхо конноспортивный центр Casas Novas — там Марта участвовала в соревнованиях и проводила время с друзьями — например, с Афиной Онассис (внучкой миллиардера Аристотеля Онассиса) и Шарлоттой Казираги (внучкой князя Монако Ренье).
В 18 лет Марта приехала в Лондон, чтобы учиться в Европейской бизнес-школе. Ее первым местом работы по окончании учебы стал магазин Zara на Кингс-Роуд, где она заведовала складом — заказывала партии одежды, встречала грузовики, приезжавшие в 7:30 дважды в неделю. «Первую неделю я думала, что не выживу», — вспоминала Марта позже, хотя и признавала, что в какой-то момент полюбила эту работу.
В 2010 году начальницей Марты стала Беатрис Падин, которую называют самой влиятельной женщиной в Inditex и правой рукой Амансио Ортеги. Падин пришла в Inditex в 1985 году, в разные годы занималась дизайном, закупками, производством, распространением и мерчандайзингом. В 2001 году она стала коммерческим директором Zara Woman — марки, с которой началась империя Ортега. В 2015 году объем продаж Zara Woman составлял 65% от совокупного объема продаж всех брендов, входящих в Inditex, а в подчинении у Падин было 175 человек.
Под руководством Беатрис Падин Марта Ортега занималась разработкой коллекций. Например, руководила запуском лимитированной премиальной линейки Zara SRPLS и коллаборацией с Шарлоттой Генсбур. «Я хотела бы быть ближе к продукту. Это то, что всегда делал мой отец», — говорила она в интервью The Wall Street Journal. Кроме того, она координировала работу байеров, тренд-аналитиков и маркетологов; работала в офисах компании в Париже и Шанхае. «Она очень серьезно относится к тому, что делает. У нее невероятные способности к обучению», — вспоминал ее бывший коллега. В 2020 году Zara и Zara Home принесли Inditex почти 70% выручки. Марта Ортега никогда не занимала в Inditex серьезных руководящих постов, однако ее коллеги свидетельствуют: она прекрасно знает, как работает компания, и участвовала в принятии многих стратегических решений.
Кроме того, у нее была возможность проявить себя в других организациях. В 2006 году Марта была назначена вице-президентом двух холдинговых компаний, Gartler и Partler, которые совместно контролируют почти 60% Inditex — долю Амансио Ортеги. Она также руководит компанией Grilse SL, которой владеет ее мать Флора Перес. Компания управляет активами в сфере недвижимости, совокупная стоимость которых в 2017 году составляла €267 млн. В управлении Grilse SL находится в том числе конноспортивный центр Casas Novas. Наконец, Марта Ортега входит в правление благотворительного Фонда Амансио Ортеги, который реализует программы в двух областях — образования и социального обеспечения, следуя при этом принципам устойчивого развития.
Устойчивость
Цели устойчивого развития стоят и перед Inditex. Это сложная задача для текстильного гиганта, который вырос за счет «быстрой моды» — постоянного обновления коллекций. В интервью Vogue Беатрис Падин рассказывала, что компания собирается достичь этого за счет более универсального дизайна и ответственного подхода к выбору поставщиков. «Наш подход к моде всегда ориентирован на клиентов. Они все больше разделяют нашу чувствительность к проблеме устойчивости. Именно они принимают решения, и наша обязанность — неизменно оправдывать их ожидания», — объясняла Падин, хотя и признавала, что компании «предстоит долгий путь».
Поводом для интервью стало объявление плана Inditex по переходу на более экологичное производство. Например, к 2023 году штаб-квартира в Артейхо, магазины и логистические центры должны снизить количество отходов до нуля, 100% упаковки должны отправляться в переработку или использоваться повторно. К 2025 году 80% энергопотребления на всех объектах компании должно относиться к возобновляемым источникам энергии, 100% хлопка и льна — быть экологически безопасными, 100% полиэстера — перерабатываться. Впрочем, несмотря на намерения стать более экологичной, в 2020 году из-за падения продаж, вызванного пандемией, компания списала нераспроданных остатков на $300 млн.
В интервью The Wall Street Journal, говоря о Марте Ортега, Пабло Исла отметил, что ее роль в компании должна вырасти именно в силу необходимости следовать целям устойчивого развития. Правда, назначение Марты на пост председателя совета директоров ознаменовалось неприятной новостью: власти французского Бордо отказали местному магазину Zara в расширении площади из-за подозрений в использовании рабского труда на территории Китая. Zara France будет обжаловать это решение.
Семья
В том самом интервью The Wall Street Journal, вышедшем летом 2021 года, Марта утверждала, что пока не знает, куда приведет ее карьерный путь. Иньиго Сусаэта, партнер инвестиционного банка Arcano и член Family Firm Institute (это профессиональная ассоциация консультантов и советников, которые обслуживают семейные компании), в комментарии El Pais отмечает, что решение о назначении Марты, скорее всего, долго и тщательно готовилось. По его словам, в таких случаях во внимание принимаются как профессиональные навыки наследников, так и соответствие ценностям компании и приверженность делу семьи. «Когда [семейную компанию] передают хорошо подготовленному родственнику, у такого решения много преимуществ, — соглашается советник по корпоративному управлению и партнер Cremades-Calvo Sotelo Ферран Гонсалес. — Во-первых, возможность унаследовать часть капитала дает большую вовлеченность и долгосрочное видение. Во-вторых, такие люди обычно хорошо знают бизнес, потому что буквально жили в нем с детства».
Двое детей Амансио Ортеги от первого брака почти не связаны с семейным делом. О его сыне Маркосе известно очень мало, он родился с тяжелой инвалидностью. Дочь Сандра владеет примерно 4,5% акций Inditex и является вторым после своего отца богатейшим человеком в Испании с состоянием примерно $7,1 млрд. Но в деятельности компании она не участвует, ее место работы — основанный ее матерью благотворительный фонд Fundación Paideia, который помогает получать профессию людям с ограниченными возможностями.
В отличие от них Марта действительно всю сознательную жизнь была связана с отцовской компанией. Эксперты, опрошенные BBC, отмечают, что ей, вероятно, недостает управленческого опыта. Однако она не будет управлять компанией в одиночку: пост CEO занял Оскар Гарсиа Масейрас, до этого бывший главным юрисконсультом и секретарем совета директоров. Кроме того, в структуре управления компании появился новый комитет, состоящий из девяти человек. В их число входит, например, Беатрис Падин. Этот комитет призван оказать поддержку Марте в ее новой роли, придать семейному бизнесу организационную устойчивость и успокоить инвесторов: Inditex осталась во владении семьи Ортега и одновременно — в руках профессионалов. В ней просто сменилось поколение.