К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кодинг только для девушек: зачем создавать женские образовательные программы в IT

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Даже среди тех, кто признает гендерное неравенство в сфере цифровых технологий, много споров о том, какие методы для этого подходят. Например, программы «только для женщин» — это полезная инициатива или гетто, которое усиливает существующее разделение? Зачем создавать безопасную среду для женщин в IT и как это делать, рассуждает руководитель обучения взрослых международной школы программирования «Алгоритмика» Ирина Новикова

Сегодня в области цифровых технологий женщины занимают менее четверти должностей, а руководящих позиций еще меньше — 9%. При этом компании начинают ориентироваться на исследования, доказывающие экономическую эффективность разнообразия в коллективе. В том числе поэтому сейчас появляются курсы и мастер-классы по программированию специально для женщин.

Зачем женщинам отдельные программы

Формально не существует ограничений, которые не давали бы девушкам учиться IT-специальностям или работать в этой сфере. Тем не менее гендерные стереотипы до сих пор мешают получать работу и чувствовать себя комфортно в мужском коллективе. По результатам опроса, который «Алгоритмика» провела среди 1200 девушек, работающих в IT, 90% респонденток сталкивались с мнением, что они занимаются «неженским» делом. Треть женщин оказывались в ситуации, когда их не воспринимали всерьез из-за пола, а 30% слышали, что работодатели не рассматривают девушек на позиции в IT. Даже получая работу, женщины нередко продолжают испытывать моральное давление. Если парень не справится с задачей, никто не станет говорить, что мужчинам не место в такой сложной сфере, как IT, — но когда над проектом работает девушка, по её успехам и ошибкам часто делают выводы о способностях всех женщин. Это сказывается на общей атмосфере: 40% девушек признаются, что им некомфортно учиться и работать в мужском коллективе. 

Программы «только для женщин» нужны как раз для создания среды без стереотипов и давления. Например, некоммерческая организация Django Girls с 2014 года организует в разных странах (в том числе и в России) воркшопы, на которых девушки учатся работать с языками HTML, CSS, Python и Django. Преподают там и мужчины, и женщины, но последним отдают предпочтение. Как объясняла в 2018 году Ольга Тележная, организующая программу в Санкт-Петербурге, это нужно, чтобы показать участницам ролевые модели — успешных женщин, работающих в традиционно «мужской» сфере. 

 

С ролевыми моделями для женщин в IT действительно сложно: по данным аналитического центра НАФИ, в 2020 году россияне, называя успешных людей в сфере цифровых технологий, вспоминали в основном мужские имена, и только 1% респондентов смогли назвать женщин. Это отражается и на воспитании детей — девочкам в три раза реже, чем мальчикам, родители рекомендуют карьеру, связанную с технологиями.

Поэтому появляются инициативы по развитию женского IT-комьюнити. Например, этим занимается международная группа PyLadies родом из Лос-Анджелеса, которая объединяет Python-разработчиц. Мероприятия PyLadies могут проходить в формате хакатонов, воркшопов или просто встреч, где обсуждаются сложности, с которыми сталкиваются девушки в IT. Цель таких проектов — не только чему-то научить, но также создать комфортную среду без обесценивания, показать участницам, что они не одиноки в своем интересе к Python и IT в целом. По словам организаторов, это помогает женщинам становиться увереннее, более активно участвовать в мероприятиях и конференциях уже без гендерного разделения. 

 

Точно ли это не сексизм

Любые проекты с пометкой «только для женщин» вызывают смешанные отзывы и обвинения в сексизме — причем с обеих сторон. Некоторые мужчины недовольны тем, что проводятся мероприятия, в которых им запрещено участвовать. Подобная история была в 2019 году, когда в Санкт-Петербурге открылась male-free кофейня-коворкинг «Симона». Доступ мужчинам туда был закрыт с 11:00 до 19:00, а площадка позиционировалась как место, где женщины могут почувствовать себя в безопасности и комфортно поработать. Инициативу обвиняли в сексизме — звучали аргументы, что открытие аналогичного проекта, куда не допускали бы женщин, в наше время вызвало бы скандал. Несмотря на критику, кафе проработало до 2021 года.

Вопросы вызывают и соревнования специально для женщин — например, женские турниры по шахматам или олимпиады по математике для девочек. Их выделяют в отдельную категорию, так как в топе смешанных соревнований девушек оказывается существенно меньше, чем мужчин. С одной стороны, это позволяет женщинам получать соревновательный опыт и выигрывать, с другой — девушки как будто официально признаются не конкурентами мужчинам. Поэтому инициативы «women only» нередко провоцируют критику от самих женщин, которые видят в этом элемент снисхождения — как будто без специальных программ и разграничений девушки не способны построить карьеру и конкурировать с остальными специалистами в индустрии. 

Упреки в сексизме звучат настолько часто, что в разделе вопросов на сайте Django Girls этому посвящен отдельный блок: в нем основательницы проекта объясняют, что программа призвана не разделить людей на группы, а, наоборот, объединить тех, кто чувствует себя некомфортно, и помочь им.

 

Как создавать безопасные пространства для женщин

Для создания таких безопасных пространств недостаточно просто объявить, что на мероприятии не будет мужчин. В идеале нужен гарант того, что организаторы понимают проблемы группы, для которой все создается, и готовы обеспечить комфортные условия. Например, Django Girls, немецкая организация для программисток Code curious и другие сообщества указывают, что придерживаются Берлинского кодекса поведения. Он был разработан для мероприятий, которые хотели бы привлечь самых разных участников и защитить представителей уязвимых групп. В нем описано желаемое и неприемлемое поведение (недопустимы оскорбления, унижения, домогательства), а также санкции за нарушение правил. 

Кодекс ратифицировали более 130 IT-сообществ и конференций из разных стран мира, от Аргентины до Ливана. Но использовать именно этот или любой другой кодекс необязательно, можно сформулировать свои правила. Идея в том, чтобы прописать, каких ценностей придерживается проект, — обычно этого достаточно, чтобы отпугнуть тех потенциальных участников, которые не готовы с ними считаться.

При этом самой программе не обязательно содержательно отличаться от того, чему учат на любых смешанных курсах. Разделение «women only» должно убирать барьеры, которые не дают войти в новую сферу (страх осуждения, насмешек), но менять саму программу, стараясь как-то дополнительно подстроить ее под девушек, было бы странно.

Можно вспомнить и известную активистскую концепцию «ничего для нас без нас». В случае с женскими программами это значит, что в их разработке и проведении должны принимать участие сами женщины, но организаторы соблюдают этот принцип по-разному. Некоторые не допускают мужчин ни в какой роли, другие делают исключения — ведь выпускницы в будущем все равно будут работать в смешанных коллективах. При этом в команде, которая работает над курсом и учебным процессом, должны быть женщины — то есть те, кто готов услышать и проанализировать запросы аудитории.

Однако важно убедиться, что преподаватель не разрушит атмосферу безопасного места. Для этого можно проводить дополнительный инструктаж или на этапе отбора отсеивать тех, кто озвучивает гендерные стереотипы (это легко заметить на собеседовании). Можно также собирать обратную связь от учеников после каждого занятия — это позволяет быстро заметить, если что-то пошло не так. 

 

И, конечно, безопасные пространства не нужно никому навязывать. Если женщине комфортно обучаться в обычном коллективе, и она не чувствует потребности в поддержке, это отлично. В конце концов, цель проектов women only — не загнать девушек в гетто или отобрать рабочие места у мужчин, а помочь женщинам развиваться в тех сферах, которые им интересы. В условиях кадрового голода, который только усилился во время пандемии, популяризация цифровых технологий среди женщин даст рынку дополнительный приток мотивированных специалистов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+